История политических идей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:10, реферат

Описание работы

Платон (427 - 347 гг. до н.э.) - величайший ученый и философ, является автором политической философии. В своих работах "Государство", "Законы", "Политика" он попытался сформулировать важнейшие принципы и правила стабильного общественного строя. В этих трудах он высказал мысль о том, что основной идеей любого государства есть идея справедливости.

Работа содержит 1 файл

Платон.docx

— 22.70 Кб (Скачать)

Платон (427 - 347 гг. до н.э.) - величайший ученый и философ, является автором политической философии. В своих работах "Государство", "Законы", "Политика" он попытался сформулировать важнейшие принципы и правила стабильного общественного строя. В этих трудах он высказал мысль о том, что основной идеей любого государства есть идея справедливости.        Идеальному типу государственного устройства Платон противопоставляет отрицательный тип, выступающий в четырех формах: тимократия , олигархия. демократия, тирания. Каждая из этих форм есть последующее ухудшение формы  идеальной. Тимократия, т.е. власть, основанная на имущественном цензе, неминуемо приводит к олигархии, власти немногих, которая сменится еще худшей формой государственного устройства - демократией, когда в результате восстания одних богачей истребляют, других прогоняют, а государственную власть делят между оставшимися членами общества.

Но наихудшей формой государственного устройства Платон считал тиранию - власть одного над всеми. Тирания, по его  мнению, происходит из демократии. Тиран  возникает из корня называемого  представительством. Ему необходимо непрерывно затевать войну, чтобы простой  народ чувствовал потребность в  вожде. Тиран, для сохранения своей  власти, будет уничтожать своих друзей и врагов, пока вокруг него не останется  никого, кроме льстецов.

Идеальное государство, согласно Платону, правление лучших и благородных - аристократическое государственное  образование. Но  это не правление родовой аристократии, а аристократии знаний, где правителями могут быть не только лица, способные управлять, но и лица, к этому специально подготовленные - правители - философы. Самое совершеннейшее государство обладает, как утверждает Платон, четырьмя главными доблестями: мудростью, мужеством, сдерживающей мерой, справедливостью.

Платон высоко ценил политическое знание и политическое искусство, которое  как он полагал, состоит в умении разумно организовывать и вести  общегосударственную жизнь. Взгляды  Платона в этом вопросе предвосхищают  воззрения Аристотеля, который характеризовал человека как "животное политическое".

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) внес громадный вклад в историю философии и политической мысли. Он является зачинателем политической науки как отдельной самостоятельной дисциплины. Им написаны труды "Политика", "Афинская политика", "Этика". Его называют "отцом политологии".                               

Сущность политики состоит  в том, писал Аристотель, чтобы  наделить граждан хорошими качествами. Иначе говоря, цель политики - благо  для всех. Метод политики как науки - это метод анализа. Государство  Аристотель рассматривает как форму  общежития граждан. Политическое устройство предполагает власть закона, ибо где не действует закон, там нет политического устройства.

Государство, по мнению Аристотеля, состоит из граждан, которые участвуют  в суде и управлении, несут воинскую службу и служат богам. Оно возникает  как завершение эволюции семьи и  селения. Власть в государстве - это  продолжение и развитие власти главы  семьи.  

Аристотель делит политической устройство по количественному, качественному  и имущественному признакам. Государства  различаются прежде всего тем, в чьих руках власть - у одного лица, меньшинства или большинства. В результате он выводит шесть форм политического устройства: три правильные (монархия, аристократия, полития) и три неправильные (тирания, олигархия и демократия).

Безусловный приоритет Аристотель отдает политии (республике) - власти большинства. Полития у него средняя форма государства и средний элемент в ней доминирует во всем: в правах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний класс. Величайшим благом для государства он считает обладание гражданами собственностью средней, но достаточной. Многочисленный средний элемент нейтрализует, по мысли Аристотеля, опасность раскола населения на борющиеся партии.

Аристотель выделяет 5 видов  демократии, которые разделяются  на два рода, демократию, основанную на законе и охлократию (от греч"охлос" - толпа. "кратос" - власть) - власти толпы, которой верховодят народные вожди - демагоги. Из всех форм демократии Аристотель одобряет умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве законов. Он выступает убежденным защитником прав индивида, в первую очередь права частной собственности.

Впервые в истории Аристотель выделил в политическом устройстве три самостоятельные власти: законодательную, административную и судебную, которые  независимо одна от другой действуют  в пределах своей компетенции.

По мнению Аристотеля, закон, а не человек олицетворяет верховную  власть в государстве. Отличительную  особенность закона Аристотель видит, в его принудительной силе. Однако, подчеркивает он, никакой пользы не принесут наиполезнейшие законы, если население не воспитано в духе соответствующего государственного строя  и законодательства.

Аристотель оказал громадное  влияние на всю последующую философскую  и политико-правовую мысль. В истории  политических учений ни один из крупных  мыслителей античности, средневековья, нового и новейшего времени не обошел стороной творческое наследие Аристотеля.

Для мыслителей Древней Греции общественное переустройство должно было осуществляться не только для укрепления государственной власти, но прежде всего в целях создания необходимых  условий для реализации естественного  права свободного человека. Именно в Древней Греции были сформулированы многие представления имеющие общечеловеческое, общецивилизационное значение.  

Гуманизм  Возрождения тесно связан с интересами новых социальных слоев, в частности, купечества и промышленников. Вместе с тем, мыслители Возрождения  воспринимали политическую психологию масс, правда, весьма своеобразно: "толпа" всегда убога и примитивна, для  нее характерно непостоянство, злоба, лень, низкие инстинкты. Идеологи Возрождения  подготовили основы нового буржуазного  политико-правового мировоззрения, учения о государстве и праве, для которого характерна идея равенства  всех перед законом.

Выдающимся  представителем политической мысли  эпохи Возрождения был Николо Маккиавелли /1469-1527 г.г./. Являясь идеологом молодой итальянской буржуазии, он уделял политике огромное внимание, посвятив ей основные труды "Государь", "Князь", "История Флоренции", "Размышления". Политику он назвал "опытной наукой", которая объединяет прошлое, руководит настоящим и может прогнозировать будущее.

Рассматривая  прошлое, он отмечал, что оно зависит  от двух факторов: судьбы и воли. Однако судьба, по мнению Маккиавелли, это не слепой рок, как говорили древние греки, а естественный ход событий, их причинная связь. В свою очередь, воля - это и талант и энергия человека. Таким образом он впервые показал необходимость учета в политике объективных условий человеческого бытия.

В историю  политической мысли Маккиавелли вошел и как автор теории морали в политике. Относительный характер морали в политике, заключает он, определяется конкретной исторической ситуацией, а следовательно, нет неизменно хороших или плохих методов правления людьми, существуют только методы адекватные или неадекватные ситуации. А поскольку человеку присущи стремление к власти и собственности, эгоизм и ненависть, злоба и коварство, постольку, в политике необходимо опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. А цель политической деятельности - благо державы, поэтому  результат может быть достигнут любыми средствами и методами, в том числе и с помощью обмана и насилия "цель оправдывает средства". 

Это сказалось  на характере его рекомендаций правителю, изложенных в книге "Государь". Для революционных преобразований, пишет он, в стране ограбленной  и униженной, без главы и без  порядка демократические институты  не годятся. Вывести общество из кризисной  ситуации может только диктатура  вождя - неизбежно кровавая, как временная  переходная мера. Насилие же, если оно  применяется один раз и для  пользы подчиненных, можно оправдать. Применяемому систематически - оправдания нет.

Главный герой Маккиавелли - разумный политик, который на практике применяет все способы политической борьбы и достигает успеха. Спасение от феодальной раздробленности Маккиавелли видел в сильной, централизованной власти. Тем самым идеолог буржуазии, республиканец Маккиавелли, в своей работе изложил теорию "просвещенного абсолютизма", очень популярную в странах Европы и России, в XV11-XV111 в.в.

Принципы  политики Маккиавелли, которые он оправдывал только в отдельных случаях и которую можно понять лишь в контексте его теории диктатуры как способа революционного переустройства государства, впоследствии приобрели черты универсальности и под названием "макиавеллизма" были впоследствии восприняты и использованы самыми реакционными режимами.

Рассматривая  политику применительно к конкретному  обществу, Маккиавелли отмечал большое влияние на нее борьбы противоположных классов - простого народа и элиты, имущих и неимущих. Он ввел в научный оборот один из ключевых терминов  политической науки - государство, которое, по его мнению, означает политическое состояние общества: отношения властвующих и подвластных, наличие организованной политической власти, существование правовых институтов. Вот почему многие ученые считают Н.Маккиавелли основоположником науки о политике, "отцом" буржуазной политологии.

Английский философ и  политический мыслитель Томас Гоббс (1588–1679) в книге "Левиафан" рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию "войны всех против всех", для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий  государственную власть суверен не ограничен в своих действиях против подданных.

Иная позиция представлена в работах другого английского  философаДжона Локка (1632–1704). Он исходит из того, что люди, движимые защитой собственных интересов, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи "общественного договора" – принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами – на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.    

Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689–1755). Основное его произведение – "Дух законов". Главная тема всей политической теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, – политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

Монтескье специально отмечал  неправоту Гоббса, приписывавшего людям  изначальную агрессивность и  желание властвовать друг над  другом. Напротив, человек, по Монтескье, вначале слаб, крайне боязлив и  стремится к равенству и миру с другими. Кроме того, идея власти и господства настолько сложна и  зависит от такого множества других идей, что не может быть первой по времени идеей человека.

Но как только люди соединяются  в обществе, они утрачивают осознание  своей слабости. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны  двоякого рода – между отдельными лицами и между народами. В результате появляются нормы, определяющие отношения  между народами, а также нормы  в отношениях между правителями  и управляемыми и между отдельными гражданами.

В отношении происхождения  государства Монтескье полагал, что именно потребность людей  в регуляции отношений между  собой явилась основанием для  формирования этого социально-политического  института. Таким образом, мы видим, что Монтескье глубоко разделял идею гражданского общества и правового  государства, наряду с такими мыслителями, как Дж. Локк. Он критиковал феодальные отношения, выступал против засилья  церкви. Был создателем теории разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. 

В работах исследователя  получает обоснование впервые сформулированная Дж. Локком теория разделения власти, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Основная цель разделения власти – избежать злоупотребления властью. Чтобы пресечь такую возможность, подчеркивает Монтескье, "необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга". Подобное взаимное сдерживание властей – необходимое условие их правомерного и согласованного функционирования в законно очерченных рамках. Причем ведущие и определяющие позиции в системе различных властей занимает, согласно Монтескье, законодательная власть. Монтескье вводит различие двух типов действующих в обществе законов: объективных, необходимых, вытекающих из природы вещей отношений, и законов – правил, человеческих установлений. Он доказывает необходимость соответствия вторых первым, ибо порядки, не установленные законом, определяют действия людей, а законы-установления определяют действия граждан.

Информация о работе История политических идей