Использование информационных технологий в государственном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:44, реферат

Описание работы

Возрастающая значимость информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в развитии основных сфер жизнедеятельности современного общества и государственного управления обусловила перевод в последнее время вопросов использования информационных технологий в разряд приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации.

Содержание

Введение. 3

Глава 1.
Внедрение информационных технологий в сферы
государственного и муниципального управления. 4
1.1. Информационная структура современного
государственного управления. 4
Глава2.
Информационно-аналитическое обеспечение
процесса государственного управления пресс-службами.
2.1. Информационные технологии.
информационно-аналитической деятельности
в управленческом процессе. 8

Заключение. 11
Список литературы. 13

Работа содержит 1 файл

Ит в гос управлении.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

Государственное управление — это управление в  масштабах общества, призванное создавать и закреплять законодательно, обеспечивать и гарантировать реализацию условий для любых видов человеческой деятельности. Оно предполагает использование некоторых информационно-технологических приемов и методов. Другими словами, речь идет о создании механизмов рационального управления развитием и функционированием политики, умело и органично сочетающей в себе централизацию с самоуправлением в условиях демократии. 
Информационные технологии позволяют обеспечить информационные потребности государственного управления основных ветвей власти на функциональном, отраслевом и территориальном уровнях. 
Информационные  технологии управленческого  процесса — это средства организации управленческого труда, направленные на упорядочивание системы процессов и действий должностных лиц по получению, переработке, использованию и распространению информации.

Это механизм регулирования информационных потоков внутри органов государственной власти, между органами управления и объектами управления и внешней информационной средой. Информационные технологии способствуют качеству управленческих решений и связаны с качественной стороной использования информационных ресурсов. 
Информационные технологии управленческого процесса представляют собой автоматизированную поддержку технологии управления и включают в себя информационные потоки, базы данных, алгоритм поиска, оценку и принятие решения.1 
При исследовании темы «информационные технологии» целесообразно рассмотреть такие понятия, как «информационный поток», «информационные массивы, или банки, информации», «информационные каналы прямой и обратной связи».

Управленческие  связи могут быть реализованы по каналам прямой и обратной связи. Одним из инструментов создания обратной связи являются избирательные технологии, направленные на информирование общественности, исследование и формирование общественного мнения избирателей, вовлечение общественности в процесс принятия решений.

Наибольшую  значимость информационные технологии имеют при принятии решений. Решение  — это проект изменения общественных отношений и их упорядочение в  конкретных политических ситуациях, который  оформляет и согласовывает интересы участников управленческого процесса. В зависимости от субъекта, принимающего управленческое решение, а также от уровня отражения в нем общественных интересов различают:

  • • решения центральных органов государственной власти, осуществляемые в форме законов, нормативно-правовых актов (эти решения исходят из общегосударственных интересов и связаны как с определением стратегического курса развития, так и с задачами оперативного управления обществом);
  • • решения, принимаемые политическими партиями как выражение групповых интересов;
  • • решения, принимаемые в системе местной власти как форма согласования общегосударственных и региональных интересов.

Принятие  управленческого решения — основная характеристика динамики управленческого  процесса. Оно включает в себя технологические преобразования актов государственной власти и конкретные механизмы управления социальными процессами.

Процесс принятия управленческого решения  складывается из следующего ряда управленческих циклов:

  • • сбора информации о состоянии объекта управления,
  • • подготовки и выработки решения,
  • • организации людей и ресурсов на выполнение решений и контроль их исполнения.

Технология  процесса формирования решений предусматривает  следующие этапы:

  • • изучение проблемы, ее постановку и анализ;
  • • сбор исходной информации, ее переработку и синтез;
  • • оценка альтернатив и выбор оптимального варианта;
  • • принятие решения.

Инструментом  принятия решений может быть информационно-аналитическая  система. В данном случае она выполняет  информационную, трансформационную и управляющую функции.

Понятие «информационные технологии» применимо  к процессу управления и исследованию информационных процессов в обществе в целом. Что касается общества, то анализ этого феномена связан с поиском наиболее эффективных форм использования всех видов информации и реализацией различных видов коммуникативных политик в организации диалога власти с общественностью. Следует заметить, что сложившаяся в предшествующую эпоху организационно-технологическая система управления очень скоро перестала удовлетворять вызовам времени и соответствовать новой политической и экономической ситуации 
в стране. По мере усложнения социальных связей возникли новые требования по совершенствованию процесса управления, связанные с регулированием, сохранением, поддержанием и эффективностью системы управления.

Использование информационных технологий на уровне федерации и других ступеней организации  управленческого процесса (в республиках, краях (областях), городах, районах) связано с решением проблем информатизации и компьютеризации, организацией прямых и обратных связей, обеспечением доступа деловых кругов и населения к государственной информации.

Развитие  информационных технологий создает  уникальные возможности для активизации и эффективного развития демократии, экономики, политики, государства и гражданского общества. В частности, реальностью становится виртуальная жизнь в сети (коммерческие сделки, реклама, развлечение и отдых, поиск и получение оперативной информации из информационных источников различных стран мира).

      
 
 
 
 

     Заключение.

  Информационные  технологии играют все более заметную роль в современном мире — без  них невозможно принятие надежных обоснованных решений в политике, бизнесе, науке и других сферах жизни как государства в целом, так и отдельных людей. Так, информационная «магистраль» Интернет объединяет более ста стран мира. Информационное обеспечение бизнеса позволяет осуществлять международную интеграцию рынков товаров и услуг, труда, инвестиций и финансов. Информационные технологии становятся важнейшими механизмами ускорения темпов развития. Если вначале XX в. господствовал принцип «Винтовка рождает власть», то сегодня можно говорить о том, что «информация рождает власть и правит миром». Информация становится решающим фактором эффективного функционирования управленческой системы, социального состояния общества, темпов экономического развития. Информационное обеспечение процесса управления приобретает все более превалирующее значение в сравнении с обеспечением общества энергией и капиталами. Управленческий аспект информации связан с тем, что всякое управление любой системы является информационным процессом и заключается в сборе, передаче, переработке и использовании информации.

  Опыт  России последних лет показал, что  важно учитывать «общественность» в ее интерпретации в русле западноевропейской и русской национальной традиций. В процессе взаимодействия власти и общественности необходимо использовать средства массовой информации, которые определяют уровень сознания и населения всей страны, подвигают его на конкретные действия, добиваются согласия на те или иные программы правительства. Поддерживают определенные стандарты политического поведения, обеспечивают движение от события к информации и далее к символу. Поле деятельности политической общественности находится в области управления общественным мнением. Возможность гласного, публичного высказывания людей в СМИ и влияния на политическую элиту

  составляет  суть той общественности, которая  выступает в качестве лидеров  мнений.

  В современном постиндустриальном обществе информация становится стратегическим ресурсом, а информационные технологии являются одним из инструментов повышения эффективности государственного и муниципального управления. Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления является задачей стратегической важности.

Кроме того, и это самое важное, - ИТ-технологии создают условия для свободного диалога населения с властью. Она становится более доступной  для критики, предложений и решения гражданами или группой граждан конкретных проблем с ее помощью. В психологическом плане повышается комфортность взаимоотношений властных структур и населения, что сказывается на формировании и поддержании стабильным социального климата на территории.

На сегодняшний  день многие люди уверены, что существующие модели государственного управления еще  не могут обеспечить открытость и  доступ к информации. Объясняется  это тем, что прозрачность процессов, сбор данных, управление информацией  и системы учета обычно основаны на бумажном документообороте и поделены на не связанные между собой структуры. Руководство может легко оказаться вне зоны доступа граждан. Современный избиратель желает активнее участвовать в деятельности своих представителей и ожидает, что современные технологии помогут ему это осуществить. 2 

  Специалисты отмечают следующие проблемы современного российского информационного общества:

     - отсутствие ориентации создаваемых  органами власти информационных  ресурсов на массовое информационное  обслуживание населения по вопросам, связанным с деятельностью этих органов;

     - отсутствие законодательных механизмов  регулирования правовых отношений  в области государственных информационных  ресурсов;

     - отсутствие координации создания  федеральными и региональными органами государственной власти информационных фондов и баз данных о юридических и физических лицах и правоотношениях между ними. Это отрицательно отражается на полноте и актуальности этих ресурсов и приводит к значительному дублированию работ по их созданию и ведению;

     - недооценка экономической значимости  созданных государственных информационных  ресурсов. Следствием этого является  неполнота, а нередко и полное  отсутствие бухгалтерского учета  этих ресурсов в организациях  и на предприятиях. Полного реестра созданных и действующих в стране государственных информационных ресурсов пока нет.

     Решение перечисленных проблем требует  выработки общегосударственных, согласованных  решений в области управления государственными информационными  ресурсами на основе четко сформулированной государственной информационной политики. 

         СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

    1.Атаманчук  Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учебное пособие. М.: Экономика, 2000.

    2.Государственное  управление. Основы теории и организации: Междисциплинарный учебник для ВУЗов и госслужащих, проходящих подготовку, переподготовку и повышение квалификации / Под ред. В.А.Козбаненко. М.: Статут, 2000.

    3.Ответы  Губернатора Омской области Л.К.  Полежаева на вопросы, заданные  во время проведения Интернет пресс-конференций. Омск, 2002.

     4.Афанасьев  ВТ. Социальная информация. М, 1994.

    5.Лаптенок  А. Искусство информации. Выборы: работа с общественностью. Общественное мнение и власть: механизмы взаимодействия. Киев, 1999.

     6.Петров  В.П. Объект управления — население. М., 1995.

     
     
     
     

Информация о работе Использование информационных технологий в государственном управлении