Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:24, доклад
Идея европейской экономической интеграции возникла в конце XIX века и постепенно завоевывала умы европейских политиков. Еще в 1921 г. были предприняты попытки создать Бельгийско-Люксембургский Экономический Союз. В 1930 г. министры иностранных дел Франции А. Бриан и Германии Штреземан предложили создать «режим европейского федерального союза» (план Бриана-Штреземана). Этот план не был реализован, но позволил не только выявить центральную роль в Европе Германии и Франции, но и положить начало новому компоненту европейской безопасности и социально-экономической взаимозависимости государств. Подобное решение способствовало бы свободному передвижению товаров, капитала, людей, развитию экономически отсталых регионов Европы при помощи налаживания взаимовыгодных связей в различных секторах, а также обеспечению прочного мира.
Интеграция в Европе(ЕС)
Идея
европейской экономической
В самый разгар II Мировой войны (21 октября 1943 г.) Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали валютное соглашение, а в сентябре 1944г. – таможенную конвенцию, которые дали начало созданию таможенно-экономического союза этих стран, получившего название Бенилюкс. 3 февраля 1958 г. был заключен договор об учреждении экономического союза между ними. Он вступил в силу 1 ноября 1960 г после ратификации парламентами этих стран. Договор предусматривал создание единого рынка со свободным перемещением между его участниками товаров, услуг, капитала, рабочей силы; координацию экономической, финансовой и социальной политики; создание союза как единого целого в области внешнеэкономических связей. Позднее страны Бенилюкса вошли в состав ЕЭС.
Западная
Европа после II Мировой войны оказалась
экономически разрушенной и политически
раздробленной. Она утратила свои позиции
мирового лидера. Ее место на мировой
арене оказалось занятым новыми
сверхдержавами – США и СССР,
каждая из которых обладала значительно
большей военной, политической и
экономической мощью, чем все
европейские государства вместе
взятые. Возникла необходимость противостояния
как советскому политическому давлению,
так и финансово-экономической
экспансии США. Первой такую необходимость
осознала Франция. В 1950 г. министр иностранных
дел Франции Р. Шуман озвучил
декларацию об образовании Европейского
объединения угля и стали (ЕОУС),
разработанную им совместно с
экономистом Ж. Монне. Декларация была
обращена прежде всего к Германии.
В ней доказывалось, что сотрудничество
двух стран в области производства
и сбыта стали нормализует
франко-германские отношения, включит
ФРГ в европейскую экономику
как суверенное государство. В то
же время сотрудничество Франции
и Германии будут лучшим способом
обеспечения мира, стабильности и
процветания в Европе. Р. Шуман
и Ж. Монне предложили объединить
угольную и сталелитейную промышленность
Франции и ФРГ в рамках одной
организации, открытой для любой
другой европейской страны, под эгидой
совместного руководящего органа. Это
предложение было реализовано в
1951 г. Парижским Договором, установившим
ЕОУС в составе шести стран: Бельгии,
Франции, Германии, Италии, Люксембурга
и Нидерландов. Успех Договора воодушевил
его участников на расширение сферы
деятельности. В 1957 г. Римский Договор
установил Европейское
В 1967 г. произошло
слияние исполнительных органов
трех Сообществ, в результате чего была
создана базовая структура
Этапы интеграции и механизм её осуществления
1945-1950 гг. – подготовительный этап, в течение которого разрабатывались различные проекты объединения Западной Европы, уточнялись позиции заинтересованных сторон и осуществлялся поиск взаимоприемлемых вариантов. Центральным событием этого периода стал Гаагский конгресс сторонников объединения Западной Европы (1948 г.), после которого подготовка к объединению вступила в практическую стадию.
1951-1957 гг. – первый этап европейской интеграции. Его называют «этапом отраслевой интеграции». В 1952 г. вступил в силу Договор об учреждении ЕОУС, успешная реализация которого позволила стимулировать разработку более обширных программ экономической интеграции на следующем этапе
В июне 1955 г. в Мессине состоялась конференция, на которой были рассмотрены предложения о создании таможенного союза и объединении усилий в сфере ядерной энергетики, используемой в мирных целях. В марте 1957 г. шесть стран, ранее подписавших ЕОУС, подписали еще два договора: Римский Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Если Договор Евратом носил чисто отраслевой характер, то договор по ЕЭС отличался весьма широким подходом. С его введением в действие открылся следующий этап эволюции западноевропейской интеграции.
1958-1985 гг. – второй этап, замечательный созданием таможенного союза, введением в действие Европейской валютной системы и формированием условий для создания общего рынка
В январе 1962 г. после напряженных переговоров была выработана Общая аграрная политика Сообщества. Она была основана на следующих принципах:
- создание единого рынка
и установление единых цен
на большинство видов
- гарантия уровня жизни занятым в аграрном секторе, сопоставимого с уровнем жизни занятых в других отраслях хозяйства;
- предпочтение, отдаваемое
сельскохозяйственной
Общий аграрный рынок ЕС был создан в 1964 г. В 1967 г. произошло слияние высших органов ЕОУС, Евратома и ЕЭС в единый Совет и единую Комиссию, которые вместе с Европейским Парламентом и Судом ЕС образовали общую институциональную структуру
1985-1992 гг. – третий этап эволюции экономической интеграции Западной Европы. На этом этапе Сообщество приступило к завершению строительства общего рынка. Понятие «общий рынок», зафиксированное в Римском договоре, трансформировалось в понятие – «единый внутренний рынок» (ЕВР). По сути оба понятия идентичны, т. к. предусматривают одни и те же цели: создание эффективно действующего интегрированного рынка в масштабе ЕС, обеспечивающего свободное движение товаров, услуг, лиц и капиталов, а также полное равенство условий конкуренции
В этот период Комиссия ЕС рассматривала два проекта, имевших целью придать новый импульс «европейскому строительству»: завершение формирования внутреннего рынка и создание экономического и валютного союза (ЭВС). Последний проект был, безусловно, заманчивой перспективой, но в итоге был выбран менее амбициозный вариант – выработка плана по завершению формирования ЕВР. Для этого существовало несколько причин. Во-первых, проект единого внутреннего рынка, основанный на уже действующем таможенном союзе, представлял меньшую угрозу национальным суверенитетам стран-членов, чем ЭВС, и поэтому не должен был вызвать негативной реакции у национальных правительств и населения. Во-вторых, проект ЕВР не требовал дополнительных расходов, напротив, ожидалось, что он принесет большие экономические выгоды.
Для успешного решения
проблемы формирования ЕВР Комиссия
подготовила подробную
Правовой базой этого
курса стал Единый европейский акт,
подписанный государствами-
За некоторыми исключениями
принятая программа была выполнена
к намеченному сроку – 1 января
1993 г., хотя реализация многих законодательных
актов и решений ЕЭС
1992-2000 гг. – четвертый этап. Главное его событие – создание единого экономического, валютного и политического союза. Это потребовало внесения изменений в положения ранее принятых регламентов ЕС
Задачи и комплекс мер
по реформированию ЕЭС были сформулированы
в программе Делора («пакет Делора»),
который конкретизировал
1996 г. была созвана
- осуществление в течение
пятилетнего периода мер,
- активизация социальной политики ЕС;
- повышение роли Европарламента в развитии законодательства ЕС
С 2001 г. – современный этап, который начался с функционирования валютного союза ЕС. Это перевело сообщество на качественно новый уровень интеграции, главное отличие которого от предыдущих этапов состоит в том, что государства-члены переходят от координации действий национальных правительств к общей экономической и валютной политике и к единой валюте – ЕВРО, которая с января 2001 г. стала единой для безналичных расчетов в странах, вошедших в Экономический Валютный Союз (ЭВС)
Современные проблемы и перспективы развития ЕС
Европа станет самым конкурентоспособным уголком мира к 2010 году»,– такая цель была поставлена членами ЕС в Лиссабоне в 2000 году, однако, на сегодняшний день становится очевидным, что план этот неосуществим. Низкий экономический рост, технологическое отставание от США, конкуренция со стороны растущих экономик мира, в частности, Китая, значительный уровень безработицы – это лишь небольшой перечень проблем, с которыми столкнулись Европейские государства, и решение которых сегодня является их первоочередной задачей.
Кроме того, одна из основных проблем, с которой вплотную столкнула Европа это – старение населения вследствие значительного увеличения продолжительности жизни. Тогда как Америка решает эту проблему путем эмиграции и меньшей социальной защищенности граждан.
Европейской Комиссией в 2005г. принята новая стратегическая программа для ЕС, предусматривающая ускорение экономического роста и увеличение занятости. Она направлена на оживление Лиссабонского плана действий. Мероприятия, которые предложены названной программой, могут увеличить ВВП на 3% к 2010 году и создать свыше 6 миллионов рабочих мест.
Для того чтобы сделать Европу более привлекательной для инвестиций и работы необходимо следующее:
- завершить создание общего
рынка в тех областях, которые
могут обеспечить реальный
- создать открытые и
конкурирующие рынки как
- усовершенствовать
- расширить и усовершенствовать европейскую инфраструктуру;
- продолжить разрабатывать
общий патент Европейского
Чтобы знания и инновации были направлены на рост экономики необходимо:
- добиться выделения 3%
ВВП на научно-
- развивать внедрение
информационных и
- способствовать развитию
инновационных центров,
- поддерживать экологические
инновации в области
- поддерживать Европейские
технологические инициативы
- содействовать созданию
прочной промышленной базы
- создать Европейский технологический институт для привлечения в Европу лучших умов, идей и производств.