Интеграция в Европе(ЕС)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:24, доклад

Описание работы

Идея европейской экономической интеграции возникла в конце XIX века и постепенно завоевывала умы европейских политиков. Еще в 1921 г. были предприняты попытки создать Бельгийско-Люксембургский Экономический Союз. В 1930 г. министры иностранных дел Франции А. Бриан и Германии Штреземан предложили создать «режим европейского федерального союза» (план Бриана-Штреземана). Этот план не был реализован, но позволил не только выявить центральную роль в Европе Германии и Франции, но и положить начало новому компоненту европейской безопасности и социально-экономической взаимозависимости государств. Подобное решение способствовало бы свободному передвижению товаров, капитала, людей, развитию экономически отсталых регионов Европы при помощи налаживания взаимовыгодных связей в различных секторах, а также обеспечению прочного мира.

Работа содержит 1 файл

интеграция дл.docx

— 20.86 Кб (Скачать)

Интеграция в Европе(ЕС)

Идея  европейской экономической интеграции возникла в конце XIX века и постепенно завоевывала умы европейских  политиков. Еще в 1921 г. были предприняты  попытки создать Бельгийско-Люксембургский Экономический Союз. В 1930 г. министры иностранных дел Франции А. Бриан  и Германии Штреземан предложили создать «режим европейского федерального союза» (план Бриана-Штреземана). Этот план не был реализован, но позволил не только выявить центральную роль в Европе Германии и Франции, но и  положить начало новому компоненту европейской  безопасности и социально-экономической  взаимозависимости государств. Подобное решение способствовало бы свободному передвижению товаров, капитала, людей, развитию экономически отсталых регионов Европы при помощи налаживания взаимовыгодных связей в различных секторах, а  также обеспечению прочного мира.

В самый  разгар II Мировой войны (21 октября 1943 г.) Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали валютное соглашение, а  в сентябре 1944г. – таможенную конвенцию, которые дали начало созданию таможенно-экономического союза этих стран, получившего название Бенилюкс. 3 февраля 1958 г. был заключен договор об учреждении экономического союза между ними. Он вступил в  силу 1 ноября 1960 г после ратификации  парламентами этих стран. Договор предусматривал создание единого рынка со свободным  перемещением между его участниками  товаров, услуг, капитала, рабочей силы; координацию экономической, финансовой и социальной политики; создание союза  как единого целого в области  внешнеэкономических связей. Позднее  страны Бенилюкса вошли в состав ЕЭС.

Западная  Европа после II Мировой войны оказалась  экономически разрушенной и политически  раздробленной. Она утратила свои позиции  мирового лидера. Ее место на мировой  арене оказалось занятым новыми сверхдержавами – США и СССР, каждая из которых обладала значительно  большей военной, политической и  экономической мощью, чем все  европейские государства вместе взятые. Возникла необходимость противостояния как советскому политическому давлению, так и финансово-экономической  экспансии США. Первой такую необходимость  осознала Франция. В 1950 г. министр иностранных  дел Франции Р. Шуман озвучил  декларацию об образовании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), разработанную им совместно с  экономистом Ж. Монне. Декларация была обращена прежде всего к Германии. В ней доказывалось, что сотрудничество двух стран в области производства и сбыта стали нормализует  франко-германские отношения, включит  ФРГ в европейскую экономику  как суверенное государство. В то же время сотрудничество Франции  и Германии будут лучшим способом обеспечения мира, стабильности и  процветания в Европе. Р. Шуман  и Ж. Монне предложили объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и ФРГ в рамках одной  организации, открытой для любой  другой европейской страны, под эгидой совместного руководящего органа. Это  предложение было реализовано в 1951 г. Парижским Договором, установившим ЕОУС в составе шести стран: Бельгии, Франции, Германии, Италии, Люксембурга  и Нидерландов. Успех Договора воодушевил его участников на расширение сферы  деятельности. В 1957 г. Римский Договор  установил Европейское экономическое  сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Они  были нацелены на создание таможенного  союза и устранение торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие использования ядерной энергии  в мирных целях.

В 1967 г. произошло  слияние исполнительных органов  трех Сообществ, в результате чего была создана базовая структура Европейского экономического сообщества (ЕЭС), прошедшая  в своем развитии ряд этапов и  трансформировавшаяся в Европейский  Союз.

Этапы интеграции и механизм её осуществления

1945-1950 гг. – подготовительный этап, в течение которого разрабатывались различные проекты объединения Западной Европы, уточнялись позиции заинтересованных сторон и осуществлялся поиск взаимоприемлемых вариантов. Центральным событием этого периода стал Гаагский конгресс сторонников объединения Западной Европы (1948 г.), после которого подготовка к объединению вступила в практическую стадию.

1951-1957 гг. – первый этап европейской интеграции. Его называют «этапом отраслевой интеграции». В 1952 г. вступил в силу Договор об учреждении ЕОУС, успешная реализация которого позволила стимулировать разработку более обширных программ экономической интеграции на следующем этапе

В июне 1955 г. в Мессине состоялась конференция, на которой были рассмотрены предложения  о создании таможенного союза  и объединении усилий в сфере  ядерной энергетики, используемой в  мирных целях. В марте 1957 г. шесть  стран, ранее подписавших ЕОУС, подписали  еще два договора: Римский Договор  об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Если Договор Евратом носил чисто  отраслевой характер, то договор по ЕЭС отличался весьма широким  подходом. С его введением в  действие открылся следующий этап эволюции западноевропейской интеграции.

1958-1985 гг. – второй этап, замечательный созданием таможенного союза, введением в действие Европейской валютной системы и формированием условий для создания общего рынка

В январе 1962 г. после напряженных  переговоров была выработана Общая  аграрная политика Сообщества. Она  была основана на следующих принципах:

- создание единого рынка  и установление единых цен  на большинство видов сельскохозяйственной  продукции;

- гарантия уровня жизни  занятым в аграрном секторе,  сопоставимого с уровнем жизни  занятых в других отраслях  хозяйства;

- предпочтение, отдаваемое  сельскохозяйственной продукции,  произведенной в Сообществе, перед  продукцией, импортируемой извне

Общий аграрный рынок ЕС был создан в 1964 г. В 1967 г. произошло слияние высших органов  ЕОУС, Евратома и ЕЭС в единый Совет и единую Комиссию, которые  вместе с Европейским Парламентом  и Судом ЕС образовали общую институциональную  структуру

1985-1992 гг. – третий этап эволюции экономической интеграции Западной Европы. На этом этапе Сообщество приступило к завершению строительства общего рынка. Понятие «общий рынок», зафиксированное в Римском договоре, трансформировалось в понятие – «единый внутренний рынок» (ЕВР). По сути оба понятия идентичны, т. к. предусматривают одни и те же цели: создание эффективно действующего интегрированного рынка в масштабе ЕС, обеспечивающего свободное движение товаров, услуг, лиц и капиталов, а также полное равенство условий конкуренции

В этот период Комиссия ЕС рассматривала  два проекта, имевших целью придать  новый импульс «европейскому  строительству»: завершение формирования внутреннего рынка и создание экономического и валютного союза (ЭВС). Последний проект был, безусловно, заманчивой перспективой, но в итоге  был выбран менее амбициозный  вариант – выработка плана  по завершению формирования ЕВР. Для  этого существовало несколько причин. Во-первых, проект единого внутреннего  рынка, основанный на уже действующем  таможенном союзе, представлял меньшую  угрозу национальным суверенитетам  стран-членов, чем ЭВС, и поэтому  не должен был вызвать негативной реакции у национальных правительств и населения. Во-вторых, проект ЕВР  не требовал дополнительных расходов, напротив, ожидалось, что он принесет большие экономические выгоды.

Для успешного решения  проблемы формирования ЕВР Комиссия подготовила подробную программу  практических действий, опубликованную в 1985 г. в виде Белой книги. Она  была рассчитана на семь лет и содержала  около 300 конкретных мероприятий и  шагов, охватывавших все направления  экономической политики, с указанием  сроков их выполнения.

Правовой базой этого  курса стал Единый европейский акт, подписанный государствами-членами  в феврале 1986 г. и вступивший в  силу 1 июля 1987 г. Он внес изменения в  основополагающие договоры, учредившие три Европейских сообщества. В  частности он содержал положение  о голосовании квалифицированным  большинством по вопросам гармонизации национальных законодательств, повысив  тем самым эффективность процедур принятия решения в Сообществе. Также  был введен новый подход к гармонизации нормативных актов и технических  стандартов, основанный на их взаимном признании. На уровне Сообщества устанавливался лишь нижний допустимый предел стандарта.

За некоторыми исключениями принятая программа была выполнена  к намеченному сроку – 1 января 1993 г., хотя реализация многих законодательных  актов и решений ЕЭС потребовала  более длительного времени. Тем  не менее, в целом создание единого  внутреннего рынка в рамках Сообщества стало свершившимся фактом, что открыло  возможность для перехода к новому этапу углубления интеграционного  процесса. Этому способствовал динамизм экономического роста, который приобрела  экономика Сообщества во II-ой половине 80-х гг.

1992-2000 гг. – четвертый этап. Главное его событие – создание единого экономического, валютного и политического союза. Это потребовало внесения изменений в положения ранее принятых регламентов ЕС

Задачи и комплекс мер  по реформированию ЕЭС были сформулированы в программе Делора («пакет Делора»), который конкретизировал решения  Единого Европейского Акта (ЕЕА). «Пакет Делора» содержит три основных направления  реформирования ЕЭС: полная либерализация  движения капиталов внутри ЕС, объединение  финансовых рынков государств-членов, жесткая фиксация обменных курсов национальных валют и сведение к нулю существующих пределов колебаний с последующей  заменой национальных денежных единиц на единую европейскую валюту. С 1 июля 1990 г. Сообщество фактически приступило к реализации программы. Формально  же она была санкционирована Договором  о Европейском Союзе, подписанном 7 февраля 1992 г. в Маастрихте.

1996 г. была созвана Межправительственная  конференция (МПК), целью которой  являлся пересмотр некоторых  положений Маастрихтского договора (в соответствии со статьей  N, пункт. Итогом конференций в  Турине (1996 г.) и Амстердаме (1997 г.) стало  утверждение новой редакции Договора  о Европейском Союзе, получившей  название Амстердамский договор.  В него внесен ряд положений,  предусматривающих:

- осуществление в течение  пятилетнего периода мер, обеспечивающих  свободное передвижение граждан  государств-членов в рамках ЕС;

- активизация социальной  политики ЕС;

- повышение роли Европарламента  в развитии законодательства  ЕС

С 2001 г. – современный этап, который начался с функционирования валютного союза ЕС. Это перевело сообщество на качественно новый уровень интеграции, главное отличие которого от предыдущих этапов состоит в том, что государства-члены переходят от координации действий национальных правительств к общей экономической и валютной политике и к единой валюте – ЕВРО, которая с января 2001 г. стала единой для безналичных расчетов в странах, вошедших в Экономический Валютный Союз (ЭВС)

 

Современные проблемы и перспективы развития ЕС

Европа станет самым конкурентоспособным  уголком мира к 2010 году»,– такая  цель была поставлена членами ЕС в  Лиссабоне в 2000 году, однако, на сегодняшний  день становится очевидным, что план этот неосуществим. Низкий экономический  рост, технологическое отставание от США, конкуренция со стороны растущих экономик мира, в частности, Китая, значительный уровень безработицы – это  лишь небольшой перечень проблем, с  которыми столкнулись Европейские  государства, и решение которых  сегодня является их первоочередной задачей.

Кроме того, одна из основных проблем, с которой вплотную столкнула  Европа это – старение населения  вследствие значительного увеличения продолжительности жизни. Тогда  как Америка решает эту проблему путем эмиграции и меньшей  социальной защищенности граждан.

Европейской Комиссией в 2005г. принята новая стратегическая программа для ЕС, предусматривающая  ускорение экономического роста  и увеличение занятости. Она направлена на оживление Лиссабонского плана  действий. Мероприятия, которые предложены названной программой, могут увеличить  ВВП на 3% к 2010 году и создать свыше 6 миллионов рабочих мест.

Для того чтобы  сделать Европу более привлекательной  для инвестиций и работы необходимо следующее:

- завершить создание общего  рынка в тех областях, которые  могут обеспечить реальный рост  и занятость и имеют непосредственное  отношение к потребителям (скоординированные  соглашения об услугах, регулировании  профессий, энергии, государственных  закупок и финансовых услуг,  скоординированное соглашение о  REACH – новой системе для химических  веществ, которая учитывает влияние  конкурентоспособности, инноваций  и интересов малого и среднего  бизнеса);

- создать открытые и  конкурирующие рынки как внутри, так и вне Европы: переправить  помощь государств в сектора  с более высоким потенциалом  роста, создать благоприятную  деловую среду для малого и  среднего бизнеса, обеспечить  допуск на рынки третьих стран,  упростить общеевропейское и  национальное законодательство;

- усовершенствовать общеевропейское  и национальное законодательство  с целью уменьшения бремени  административных расходов;

- расширить и усовершенствовать  европейскую инфраструктуру;

- продолжить разрабатывать  общий патент Европейского Сообщества  и двигаться вперед к созданию  консолидированной базы налога  на корпорации.

Чтобы знания и инновации  были направлены на рост экономики  необходимо:

- добиться выделения 3% ВВП на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы;

- развивать внедрение  информационных и коммуникационных  технологий (ICT);

- способствовать развитию  инновационных центров, объединяющих  региональные центры, университеты  и бизнес;

- поддерживать экологические  инновации в области энергосбережения  и снижения уровня вредных  выбросов;

- поддерживать Европейские  технологические инициативы благодаря  совместной деятельности государства  и частных лиц;

- содействовать созданию  прочной промышленной базы Европы  посредством мобилизации усилий  государственных и частных компаний;

- создать Европейский  технологический институт для  привлечения в Европу лучших  умов, идей и производств.


Информация о работе Интеграция в Европе(ЕС)