Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:22, контрольная работа
Политика – это деятельность, связанная с конфликтом по поводу того, кто будет иметь правительственную власть и к каким решениям это приведет. Политика существует везде, где есть разногласия по поводу властных полномочий и административных решений. Политика не может рассматриваться в отрыве от правительства точно также, как брачные отношения не могут существовать без эмоций.
Институт президентства – одна из самых актуальных тем современного мира. Наверное, ни один человек не может не следить за решительными действиями политической власти, так как каждый человек является частью политической жизни.
1. Введение
Институт президентства в США
Правление в России и Франции
Заключение
Литература
1. Введение
Введение
Политика – это деятельность, связанная с конфликтом по поводу того, кто будет иметь правительственную власть и к каким решениям это приведет. Политика существует везде, где есть разногласия по поводу властных полномочий и административных решений. Политика не может рассматриваться в отрыве от правительства точно также, как брачные отношения не могут существовать без эмоций.
Институт
В книге Джеймса Уилсона раскрывается механизм функционирования федеральной системы власти США, рассматриваются вопросы становления и развития политической культуры. Книга рассчитана как на специалистов, так и на широкую читательскую аудиторию. Но эта книга – лишь краткое введение в исследование механизма американской системы управления. Автор лишь вкратце поведал о том, как функционирует американская система в сопоставлении с такими странами как Россия, Швеция, Франция. Цель этой книги: глубоко ознакомиться и понять институт президентства США, что и является целью этого реферата. Но это не единственная задача.
Также задачей этого реферата является рассмотрение формы правления, где президентство является относительно молодым институтом. Институт в российской конституционно-политической практике вызывает к себе пристальный интерес. Появилось немало посвященных ему исследований. Скорее всего данная тема претендует на то, чтобы стать в России одной из «вечных». Однако от этого она не превратилась в предельно раскрытую. Проблем достаточно, и они требуют дальнейших аналитических разработок.
Институт
президентства в
США
Поскольку в Российской Федерации президентская власть существует очень недолго, по сравнению с другими странами, то рассмотрение президентской формы правления логично будет проводить на примере государства в котором эта власть существует уже долго и проверена временем. Одной из таких стран является США. Ведь уже на протяжении двух столетий американское президентство развивается, если можно так сказать, в рамках классической системы разделения властей и за этот период прошло через непростую, многоэтапную эволюцию. В заключение мы проведем небольшую, сравнительную характеристику президентских форм правления на примере нескольких стран и России в том числе.
Президент США по своему
государственно-
Основные
Президент получает
за свою работу жалованье (200.000$ в год),
которое, по конституции, в течение
его четырехлетнего пребывания на посту
не может быть ни увеличено ни уменьшено.
Помимо этого, президенту выделяется 50.000$
на дополнительные расходы ( облагаемых
налогом ) и 100.000$ (не облагаемых налогом)
на транспортные расходы. После ухода
с поста президента ему выплачивается
пожизненная пенсия в размере 63.000$ в год,
предоставляются и некоторые другие льготы.
Президенту как главе исполнительной
власти подчинен громоздкий аппарат федеральных
министерств и ведомств, насчитывающий
более 3 млн. государственных служащих.
Эта огромная бюрократическая пирамида
состоит из верхнего слоя, сменяемого
с приходом к власти другой партии-администрации
(насчитывает приблизительно 600 политически
значимых должностей, кандидаты на которые
назначаются президентом или его подчиненными
с "совета и согласия" сената либо
без него) и многочисленной армии федеральных
чиновников, постоянно состоящих на государственной
службе. О них стоит сказать подробнее
так как они играют важную роль в осуществлении
президентской власти. В США за ними утвердился
термин "карьерная бюрократия". Эти
чиновники постепенно продвигаются по
должностной лестнице с первых до высших
классов, получая на верхнем уровне ежегодное
жалованье порядка 60.000 - 80.000$. Уволить или
подвергать преследованию по политическим
мотивам карьерного чиновника президент
или политические назначенцы не имеют
права в соответствии с законом о гражданской
службе 1883 г. Этот же закон требует от карьерного
чиновничества политической нейтральности
по отношению к находящейся у власти администрации.
Любому федеральному служащему, включая
президента, законом запрещено использовать
федеральные ведомства с целью какого-либо
воздействия или влияния на избирательный
процесс, избирательные кампании и выборы.
В институциональном плане президенту
подчиняются: Исполнительное управление
президента, представляющее собой систему
надведомственных органов (аппарат Белого
дома, Совет национальной безопасности,
Административно-бюджетное управление,
Экономический совет при президенте и
др.), 13 федеральных министерств, руководители
которых в основном образуют кабинет министров
и юридически подотчетны конгрессу, более
50 независимых регулятивных агентств,
советов и комиссий. Следует отметить,
что подавляющая масса федеральных служащих
рассредоточены по всем штатам. В Вашингтоне
и в федеральном округе Колумбия, как правило,
находятся верхние эшелоны карьерного
чиновничества и центральный аппарат
министерств и ведомств, насчитывающий
более 300 тыс. служащих. Формально все федеральные
служащие подчинены президенту. В действительности
ситуация гораздо сложнее. Высшее карьерное
чиновничество совместно с аппаратом
конгресса и так называемыми «заинтересованными
группами» образует по сути единую государственно-бюрократическую
общность, в руках которой сосредоточена
значительная политико-административная
власть, которая имеет собственные корпоративные
интересы и кадровый состав которой мало
меняется с приходом к власти новой администрации.
Часто высшее карьерное чиновничество
гораздо лояльнее к своим коллегам по
этому «тройственному союзу», чем к находящейся
у власти администрации. Другими словами,
оно обладает заметной автономией, и любой
президент, любая администрация, если
они намерены претворить в жизнь свои
политические программы, вынуждены считаться
с интересами и властью этого административно-
Сосредоточение
Президент при выработке
и осуществлении
Кроме того, президент располагает полномочиями по собственному усмотрению использовать военную силу для подавления в любом штате «какого-либо восстания, внутреннего насилия, незаконных организаций или заговоров», если все это препятствует осуществлению как законов штатов, так и федеральных, если какая-то часть населения этого штата лишается гарантированных конституцией и законом прав, а «официальные власти этого штата не способны, не могут или отказываются защитить эти права». Таким образом, хотя в тексте конституции отсутствует в явном виде формулировка, что президент выступает гарантом исполнения как федеральных, так и законов штатов, и говорится лишь о том, что он "заботится о добросовестном исполнении законов", фактически в соответствии с федеральными законами и конституционной прерогативой быть главнокомандующим, он и является таким гарантом.
Другой важной функцией президента выступает законодательная. По конституции, президент не наделен в явной форме правом законодательной инициативы, однако в послевоенный период произошло значительное усиление его законодательной роли. В обязанности президента вошли разработка и внесение проекта федерального бюджета на рассмотрение конгрессом. Разработку проекта бюджета осуществляет Административно-бюджетное управление.
Обращение президента
к конгрессу с бюджетным
В президентском аппарате, как, и во всех федеральных ведомствах, имеется специальная группа помощников по связям с конгрессом, одна из основных задач которой состоит в ежедневном контроле за прохождением через конгресс приоритетных для администрации законопроектов. И когда судьба значимого законопроекта находится под вопросом, президент и его подчиненные подключают все необходимые рычаги для достижения успеха, вплоть до личных контактов, бесед, обещаний оказать какие-то услуги законодателям и т.п. Президент и его подчиненные по сути в таких случаях выступают главным коллективным лоббистом по отношению к конгрессу. И можно согласиться с американским специалистом по президентской власти Р. Нойштадтом в том, что основной метод президентской деятельности состоит в убеждении. Президент должен убедить американских законодателей в том, что осуществление его политической программы соответствует их обязанностям и интересам государства.
Одним из главных условий сохранения парламента - демократического режима в любой стране являются надежные конституционные гарантии против возможности установления диктатуры исполнительной власти. Такие гарантии предусмотрены в американской конституции в виде процедуры импичмента. Исторический прецедент быстрого, почти неконтролируемого усиления исполнительной власти за счет прерогатив законодательной в чрезвычайных ситуациях был создан А. Линкольном. Президент в чрезвычайной ситуации гражданской войны между Севером и Югом без санкции конгресса резко увеличил размеры армии, объявил чрезвычайное положение, по своему усмотрению использовал средства государственной казны, отменил рабство, приостановил действие некоторых конституционных гарантий прав граждан. Показательно, что Верховный суд США недвусмысленно поддержал действия президента.
Значительное усиление президентской власти, явное перемещение центра властных полномочий в федеральном правительстве к президенту произошло в прошлом столетии. Особенно быстро этот процесс пошел в 30-е годы, в период президентства Ф. Рузвельта. В годы «нового курса» началось быстрое, широкомасштабное расширение федерального вмешательства в социально - экономическую сферу, было создано множество новых федеральных министерств и ведомств. Ф. Рузвельт несмотря на ожесточенное сопротивление консерваторов и монополий сделал нормой государственное регулирование социально-экономической жизни страны. Ему же и принадлежат слова: «Время – деньги».
Во время второй мировой войны и особенно в послевоенный период произошло значительное расширение фактических военных и внешнеполитических прерогатив президента. Многолетняя война во Вьетнаме, оказавшая травмирующее воздействие в 60-е и 70-е годы на общественность и политические круги. подвергла эрозии и систему разделения властей. Американский историк А. Шлезингер обоснованно писал по этому поводу: «Вера в постоянный и всеобщий кризис, страх перед коммунизмом, вера в долг и право США вмешиваться в любой части мира породили невиданную централизацию решений по вопросам войны и мира в руках президента». Вместе с тем, произошло беспрецедентное отстранение других правительственных ведомств, конгресса, прессы, общественного мнения от принятия этих решений. Длительная война во Вьетнаме усилила тенденцию как к централизации, так и отстранения. Таким образом, имперское президентство выросло за счет конституционного порядка... И по мере того, как оно поглощало традиционное разделение властей в сфере внешней политики, оно начало стремиться к эквивалентной централизации власти и во внутренней политике. «К этому рассуждению следует добавить, что концентрация власти в руках президента проходила с молчаливого одобрения конгресса, и общественного мнения, которые именно в силу кризисного мышления активно поддержали президентскую политику в духе «холодной войны».
Информация о работе Институт президенства в современном мире