Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:28, доклад
Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.
Ради достижения общественно значимых результатов государство создаёт и использует специальную систему правил и мер, гарантирующих само наличие и функционирование конкуренции, и её качество.
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Институциональные основы антимонопольной политики России
Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.
Ради достижения общественно значимых результатов государство создаёт и использует специальную систему правил и мер, гарантирующих само наличие и функционирование конкуренции, и её качество. Деятельность такого рода является ключевым элементом государственного регулирования рыночных отношений в нашей стране и нуждается в основательном правовом оформлении. Законодательство должно быть специально сконструировано для охраны и развития конкуренции.
Антимонопольное законодательство – правовая форма государственного антимонопольного регулирования рыночных отношений, представляющих собой совокупность нормативных актов, целями, реализации которых являются воспроизводство и поддержка добросовестной конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Особое место в ряду конституционных начал антимонопольного регулирования, и законодательства Российской Федерации занимает принцип поддержки конкуренции, согласно которому государство гарантирует сохранение и упрочение конкурентных основ рынка как ключевого регулирующего механизма, ограничение и пресечение монополизма в любых его противоправных проявлениях, обеспечение регулирующего воздействия на сферы естественной и государственной монополии, а также принятие и реализацию такого законодательства, которое бы эффективно содействовало увеличению количества поставщиков, покупателей и других хозяйствующих субъектов на рынках России.
Поддерживаемая государством конкуренция объективно создаёт предпосылки для развития монополий, поэтому государству необходимо не только поддерживать добросовестную конкуренцию, но и пресекать экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. С этой целью сформулирован ещё один конституционный принцип антимонопольного законодательства Российской Федерации – принцип недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Провозглашение и реализация указанного принципа предполагает применение законодательно оформленных мер по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Развитие рыночных реформ в стране предполагает создание такого механизма правового воздействия, который бы в полной мере соответствовал данным принципам. Антимонопольное регулирование не является в этом смысле исключением.
Конституционные принципы антимонопольного регулирования развиваются в различных законодательных актах Российской Федерации. Помимо Конституции России антимонопольное законодательство Российской Федерации включает в себя большую группу нормативных правовых актов, среди которых центральное место занимает «Закон о защите конкуренции».
«Закон о защите конкуренции» (антимонопольный закон) является инструментом государственного регулирования рыночных отношений и применяется с целью:
1) Охраны и поощрения конкуренции;
2) Осуществления контроля за хозяйствующими субъектами, обладающими существенной властью на товарном рынке;
3) Регулирования процессов концентрации на товарных рынках и контроля за структурой рынка;
4) Защиты прав и интересов потребителей;
5) Содействия малому предпринимательству.
Государство сформировало
федеральную систему
Система регулирования естественных и государственных монополий
Развитие и поддержка конкуренции стали сегодня одним из ключевых направлений экономической политики. Однако, известно, что в экономике существуют отрасли, где конкуренция по объективным причинам невозможна или неэффективна (сферы естественной монополии). Естественной монополией признаётся такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Такая эффективность выражается в существенном понижении издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства. Причем товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.
Исключительный характер режима естественной монополии требует наличия специального регулирующего воздействия. Это воздействие имеет место в рамках системы государственного регулирования, которая включает:
1) целевые (программные),
организационные,
2) определение правового статуса регулирующих государственных органов, порядок осуществления их правомочий;
3) установление сфер (границ) действия
режима естественных монополий,
4) установление перечня и правовых форм реализации методов воздействия на деятельность субъектов естественных монополий;
5) реализацию мер
В зависимости от предмета воздействия можно выделить два основных метода регулирования: ценовой и неценовой.
Ценовой метод регулирования предполагает установление фиксированной цены (тарифа) или их предельного уровня.
Неценовой метод, основанный на принципе удовлетворения потребностей позволяет:
1) определить потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;
2) установить минимальный уровень обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.
Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа .
В настоящее время режим
Информация о работе Институциональные основы антимонопольной политики России