Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 08:19, реферат
«Аполитичные» политики. Высокая самооценка + сложность Я-концепции. Они ассимилируют новую информацию (без угрозы для Я-концепции), но для их реактивности существуют серьезные ограничения. Они чувствуют себя оторванными от других и с трудом реагируют на поведение своих последователей.
В — все наоборот; убеждения:
- конфликт
— явление временное
- источник конфликта — агрессивные государства
- необходимы силовые методы.
Как делается выбор: стиль принятия политических решений
Стиль принятия политических решений — индивидуальные методы принятия решения.
Компоненты:
- подход
к получению новой информации
- характеристики мышления
- предпочтение определенной величины
риска
- когнитивная сложность, т.е. способность
к анализу и синтезу
- информационные процессы
- способность противостоять двойственности
3
подхода к получению
- склонность
воспринимать лишь ту информацию, которая
совпадает с собственной точкой зрения
- склонность получать максимальную информацию
о всех сторонах вопроса
- склонность получать любую информацию
о проблеме, но в сжатой до пределе, схематической
форме.
- Из этих подходов вторая — самая продуктивная, первая типична для тоталитарных лидеров, а третья распространена среди бюрократов.
Стиль принятия политических решений может быть:
- гибкий
со склонностью к риску
- гибкий со склонностью к осторожности
- жесткий с риском
- жесткий с осторожностью
Как политик общается с людьми: стиль межличностного общения политического лидера
Особо влиятельные личностные характеристики политического лидера, составляющие стиль взаимодействия:
- доминирование
- экстраверсия
- недоверие
- макиавеллизм
Стили руководства принятия решений:
- авторитарный
- демократический
- «отстраненный»
Как политик реагирует на «кризисный синдром»: устойчивость к стрессу, механизмы его преодоления
Индикаторы переживания стресса:
- измененная
речь
- невербальные: напряженность тела, сопровождающаяся
необычными движениями, перверсии; мигание;
жестикуляция; игра с разнообразными предметами;
мимика и пр.
Виды адаптации к стрессу:
- активизация
защитных личностных механизмов
- борьба с угрожающей ситуацией
- бездействие
Следствия стресса:
- фиксация
на одной из альтернатив
- упрощение противника и его возможностей
- усталость
- ограничение временной перспективы
- использование исторических аналогий
- спад чувства ответственности за исход
решения
- тенденция консультироваться только
с единомышленниками
Власть и влияние: психологическая основа лидерства
Влияние — процесс взаимодействия между людьми, через которое поведение одного или нескольких людей производит изменение в состоянии других людей.
На
что опирается влияние
Важные механизмы: акцентуирование на иррациональных моментах, влияние на основе внушения и гипноза.
Классификация типов легитимности:
- лидер
опирается на заведенный порядок вещей
- господство, основанное на законе, на
рационально установленных правилах
- господство, основанное на харизме.
6 оснований власти:
- обещание
награды
- угроза наказания
- узаконенность
- знания и опыт
- референтность
- информация.
Власть харизмы: из чего и как строится личностное влияние лидера
3 составляющие имиджа:
- персональные
характеристики лидера
- социальные характеристики
- символическая нагрузка
Большой вес имеет внешность
Социальные характеристики — достаточно подвижная часть имиджа лидера, тесно связанная с требованиями реальности. Символические характеристики являются крайне устойчивым и неизменным компонентом. Они связаны с идеологиями и культурными архетипами. Это некий постоянный набор черт и качеств, который обязательно должен демонстрировать политик, чтобы его последователи увидели в нем лидера.
Прежде всего, лидер должен конструироваться как лицо деятельное, активное. Образ деятельного лидера конструируется в глазах публики не только и не столько реальными действиями и инициативами, но скорее с помощью слов и речей. Впечатляющие решения, предложения и перспектива, предложенные лидером в своих выступлениях, будут способствовать его популярности больше, чем неуклонные, постепенные и малозаметные действия. Чтобы действия были восприняты публикой с энтузиазмом — они должны отвечать двум условиям:
1.
Должны быть достаточно
2. Должны поражать воображение
3. Способы:
4.
Чрезвычайные события и
5. Конструирование врагов.
6. Грандиозные планы и проекты, которые либо воплощаются в жизнь, либо нет.
Оценка действий лидера
Действия лидера всегда должны оцениваться как успешные, правильные и победоносные; если же мнение о провале становится общепринятым, то ответственность перекладывается.
Факторы:
- лидерский
архетип (представление людей о Великом
лидере)
- жанр политической биографии
- внешность
- пол
- возраст
- речь
- позы
- жесты
Власть языка и язык власти: власть, основанная на речевом сообщении
Факторы:
- информация,
которая содержится в речи
- как преподносится эта информация, какие
логические или эмоциональные аргументы
приводятся в защиту рекомендуемого мнения
и т.д.
Методы:
Риторические приемы:
- воздействовать
на толпу лучше без логических доказательств
- чаще повторять
Политические мифы — эмпирический, но обычно не проверяемый объяснительный тезис, который предопределяет простейшую причинную теорию политических событий и широко поддерживается публикой. Мифы определяют отношение человека к определенным событиям, его поведение, возможно, всю жизнь.
Социальные ритуалы — формы социально санкционированного упорядоченного символического поведения, совокупность регулярно совершаемых действий и их установленный порядок. Интенсивно используются невербальные средства выражения.
В
процессе ритуала в большинстве
человеческих культур происходит переход
от не-лидерской позиции к
В процессе ритуала происходит конструирование имиджа вождей.
Значительную роль в поддержании и укреплении власти правителей играют «ритуалы почтения населения».
В современных условиях ритуал выборов — наиболее важный.
Психологические сигналы, используемые в политике
Эти сигналы основаны на том, что многие слова, предметы, события имеют для многих людей, помимо их общепринятого фиксированного значения еще и некоторую эмоциональную нагрузку, ассоциативную связь с другими словами, предметами или смыслами.
Увещевательный язык — язык, на котором правительство общается со своим народом, когда хочет добиться его поддержки — стабильность форм, расплывчатость содержания. Главное — то, что он дает публике чувство собственной значимости и ощущение того, что ее мнение важно для политики и что ее ответ на призывы лидеров может изменить ход событий. Задача увещеватеьного языка — подводить публику к мысли, что политика, проводимая лидером, разумна, эффективна и ориентирована на народ.
Экологический контроль
Непрямое воздействие. Агент А воздействует на объект Б, не оказывая воздейтсвие на него лично, но действует через изменение физической и социальной сферы, в которой происходит жизнедеятельность объекта.
Теория К. Левина «социального привратника», контролирующего определенные социальные каналы.
Объекты экологического контроля:
- естественные
группы, как неформальные так и организации
- аудитория, воспринимающая сообщение
- большие массы людей
Если
требуется осуществить
Личностная власть. По силе воздействия самая сильная. Ограничение: нельзя требовать от последователей слишком многого, трудность оценки возможностей личной власти.
Как политический лидер выглядит со стороны
Какие
психологические факторы и
Информация о конкретном политическом лидере концентрируется в образе-знании, формируемом у социальных групп.
Психологические факторы, определяющие формирование этого образа:
Механизмы, опосредующие процессы понимания:
- особенности
коммуникативной системы
- система ценностей, свойственная данной
группе последователей
- система представлений
- система установок
- механизмы социального приписывания
Механизмы, опосредующие процесс суждения:
- мотивационные
факторы, а именно влияние идеологических
и партийных предпочтений, личности политика,
других мотивационных факторов на формирование
образа политика у масс -
- прототипы политического лидера
Социально-
- ролевые
предпочтения группы
- восприятие массами партии, нации и социальных
групп как референтной
- эмоциональные факторы
Познавательные факторы влияния политического лидера
Процесс восприятия и оценки. Восприятие — познавательный и умственный процесс, который дает нам возможность интерпретировать и понимать наше окружение. На процесс социальной прецепции суммарное влияние оказывают прецептивные ошибки и эффекты:
- «эффект
ореола» («гало-эффект»)
- «эффект контраста»
- «эффект центра» (тенденция оценивать
людей, избегая крайних суждений)
- и др.