Идеологическая политика в молодёжной среде в Республике Беларусь
Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 12:09, реферат
Описание работы
Цель данной работы - исследовать идеологическую политику в молодёжной среде в Республике Беларусь. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть молодежь в качестве объекта социальной защиты общества, - показать, как происходит политическая социализация молодежи; - исследовать организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики в Республике Беларусь; - изучить основные направления молодежной политики в Республике Беларусь на современном этапе.
Содержание
Введение 1. Молодёжь как объект социальной защиты общества, политическая социализация молодежи 2. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики 3. Основные направления молодежной политики на современном этапе Заключение Список использованной литературы
1.
Молодёжь как объект
социальной защиты
общества,
политическая
социализация молодежи
2.
Организационно-правовые
и концептуальные
основы
государственной
молодежной политики
3.
Основные направления
молодежной политики
на
современном
этапе
Заключение
Список
использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В
любой стране молодёжь
является будущим
общества, его потенциалом
и силой, способной оказывать
существенное влияние
на деятельность политических,
экономических и социальных
структур. Это обуславливает
актуальность данной
темы.
В
то же время положение
молодёжи является одной
из острейших проблем
любого государства,
ибо она нуждается в
соответствующих гарантиях
со стороны общества
и государства для приобретения
знаний, трудовых и профессиональных
навыков, возможностей
вхождения в самостоятельную
жизнь.
Цель
данной работы - исследовать
идеологическую политику
в молодёжной среде
в Республике Беларусь.
Для
достижения цели необходимо
решить следующие
задачи:
-
рассмотреть молодежь
в качестве объекта
социальной защиты
общества,
-
показать, как происходит
политическая социализация
молодежи;
-
исследовать организационно-правовые
и концептуальные основы
государственной молодежной
политики в Республике
Беларусь;
-
изучить основные
направления молодежной
политики в Республике
Беларусь на современном
этапе.
1.
Молодёжь как объект
социальной защиты
общества, политическая
социализация молодежи.
Модернизационные
процессы в Республике
Беларусь внесли немало
социальных проблем
в молодёжную среду,
потребовали существенных
перемен в системе
её социальной защиты.
Молодёжь -
это особая социально-демографическая
группа населения, характеризующаяся
специфической ролью
в экономической, социальной
и политической жизни
общества, переживающая
период становления
социальной зрелости,
получения знаний, трудового
и нравственного опыта,
умения унаследовать
лучшие традиции предыдущих
поколений и пополнить
их собственным творчеством.
Молодёжь представляет
собой наиболее грамотную
часть общества; по своим
психологическим и возрастным
характеристикам она
больше предрасположена
решать задачи не только
текущего дня, но и будущего.
Это наиболее подвижная
и динамичная социальная
группа населения, способная
активно реагировать
на перемены в обществе,
выступать индикатором
его социальной напряжённости
или социального комфорта [8, c. 97].
С
другой стороны, молодёжь
в силу специфики
переходного периода
развития общества и
его экономических сложностей
оказывается экономически
незащищённой, ощущающей
на себе самые различные
виды неблагополучия,
негативных перемен
современного общества.
К сожалению, в современных
условиях среди социальных
проблем молодёжи особо
тревожными являются:
падение престижа общего
и профессионально-технического
образования; увеличение
числа молодых людей,
начинающих трудовую
деятельность с низким
уровнем образования
и не имеющих желания
продолжать его, приобретать
профессию. Практически
все слои молодёжи ощущают
на себе падение материальной
обеспеченности, снижение
количества и качества
потребляемых продуктов
питания, часто ограничение
в целом питания до пределов,
угрожающих здоровью
и работоспособности
людей. Так, 32,1% студентов
считают себя бедными, 4,6% -
нищими, 49,5% - со средним
достатком. Острой остаётся
жилищная проблема:
каждый пятый молодой
человек живёт в общежитии
и лишь 1/5 часть молодёжи
имеет собственное жильё [2, c. 254-255].
Усугубляет
молодёжные проблемы
безработица в молодёжной
среде. Удельный вес
молодёжи в общем числе
безработных продолжает
расти: в 1992 году он был
равен 25,8%, в 1998 - 48,8%,
а на конец 2000 года он
составил 53,9%, хотя общая
численность безработных
на учёте в государственной
службе занятости Республики
Беларусь сократилась
с 182,5 тысяч человек
в начале 1997 года до 95,8
тысяч человек в конце 2000
года, а уровень безработицы
уменьшился с 3,3% до 1,7%
к численности трудоспособного
населения [4, c. 106-107].
Безработными оказываются
сотни выпускников ПТУ,
техникумов, вузов. Молодежь
на рынке труда менее
конкурентоспособна
из-за недостатка у нее
профессиональных знаний
и навыков, необходимости
предоставления ей ряда
льгот, связанных с учебой,
охраной труда, что требует
от работодателей дополнительных
затрат. К тому же среди
молодежи развивается
интерес и попытки зарабатывать
«легкие» деньги путем
незаконных махинаций,
что увеличивает молодежную
преступность.
Существенно
снизились социально-политические,
культурные, досуговые
интересы молодёжи,
уровень ее общей культуры.
Часть молодежи самоизолируется,
уходит «в себя», в социальный
вакуум, а это ограничивает
ее способность активно
включаться в новые
общественные отношения,
искать различные формы
самозащиты и т.д. А главное -
социальная бездеятельность
рождает социальную
безответственность.
В качестве негативного
примера можно сослаться
на такое явление, как
внебрачная рождаемость
среди несовершеннолетних,
доля которых в общем
объёме внебрачных рождений
в стране весьма велика [3, c. 18].
Количество
юных мам, возраст которых
составляет 15 лет и меньше,
весьма велик. Такие
мамы и папы не только
не имеют материальных
средств для воспитания
детей, но и сами нуждаются
в помощи и поддержке.
В результате внебрачной
рождаемости от новорожденных
отказываются около 500
матерей в год [7, c. 114].
В
обществе обостряются
традиционные и порождаются
новые формы и
факторы социального
риска для подростков
и молодёжи, растут
правонарушения и
преступность. Помочь
молодежи разрешить
эти проблемы может
государственная
система социальной,
правовой, психологической
защиты и адаптации
подростков и молодежи,
создание условий, гарантирующих
развитие и реализацию
их жизненного потенциала.
Наряду с разнообразными
мерами по социальной
защите молодёжи (стипендии,
выплаты, льготы и т.д.)
необходимо осуществить
переход к инновационному
подходу, к развёрнутой
социальной политике
государства.
Политическая
социализация молодёжи.
Политическая социализация -
это процесс, с
помощью которого
политическая культура
передаётся, приобретается
и изменяется. Это
также и совокупность
процессов становления
политического сознания
и поведения личности,
принятия и исполнения
политических ролей,
проявления политической
активности. Иными словами,
под социализацией понимается
процесс обучения человека
нормам, отношениям
и поведению, предпочтительным
для существующей политической
системы [9, c. 110-111].
Политическая
социализация - это
вступление личности
в политику: формирование
политических представлений,
ориентаций и установок,
приобретение навыков
политического участия,
врастание в определённую
политическую культуру.
2.
Организационно-правовые
и концептуальные
основы государственной
молодежной политики.
Разноплановость
и острота молодёжных
проблем в условиях
модернизации общества
потребовала существенной
корректировки государственной
молодёжной политики,
которая разрабатывается
и осуществляется на
основе Закона Республики
Беларусь «Об общих
началах государственной
молодёжной политики
в Республике Беларусь»
и предусматривает деятельность
государства по созданию
социально-экономических,
правовых, организационных
условий и гарантий
для социального становления
и развития молодых
граждан, наиболее полной
реализации творческого
потенциала молодёжи
в интересах всего общества.
Государственная молодёжная
политика охватывает
разнообразные проблемы
жизнедеятельности
молодёжи, а прежде всего -
формирование высокой
социально-нравственной
зрелости, гражданственности;
разработку механизма
правовой защиты молодёжи (трудовые
права, защита от безработицы,
обеспечение условий
профориентации и трудоустройства
и др.); обеспечение социальной
защиты молодёжи в области
жилищно-бытового обеспечения;
создание условий для
образования молодых
семей; развития всех
видов творчества (технического,
экономического, предпринимательства
и т.д.).
На
государственном
уровне разработан правовой
механизм социальной
защищённости молодёжи,
который предполагает
разработку и осуществление
трудовых прав молодёжи
на государственных
предприятиях, в кооперативных,
арендных, акционерных
организациях, совместных
предприятиях, принятие
мер по защите молодёжи
от безработицы и потери
заработков в связи
с негативным воздействием
рынка труда и создание
эффективной системы
гарантий по защите
прав и свобод молодёжи
в области труда.
Нормативно-правовой
механизм социальной
защищённости молодёжи
представлен в
республике соответствующими
законами, указами
Президента Республики
Беларусь, постановлениями
Правительства. В
него входят:
-
Закон «Об общих
началах государственной
молодёжной политики
в Республике Беларусь»;
-
Указ Президента
Республики Беларусь
«О первоочерёдных
мерах по реализации
государственной
молодёжной политики
в Республике Беларусь;
-
Указ Президента
Республики Беларусь
«О Государственной
поддержке Белорусского
патриотического союза
молодёжи»;
-
Указ Президента
Республики Беларусь
«О концепции детского
движения в Республике
Беларусь»;
-
Указ Президента
Республики Беларусь
«Об улучшении
жилищных условий
молодёжи»;
-
Указ Президента
Республики Беларусь
«О гарантии предоставления
первого рабочего места
выпускникам высших,
средних специальных
и профессионально-технических
учебных заведений,
а также военнослужащим,
уволенным из Вооружённых
Сил Республики Беларусь»;
-
Постановления Совета
Министров Республики
Беларусь: «О мерах
по обеспечению трудовой
занятости студенческой
и учащейся молодёжи
в свободное от учёбы
время», «О дополнительных
мерах по реализации
государственной молодёжной
политики в Республике
Беларусь», «О мерах
по содействию в трудоустройстве
студентов и учащихся
в свободное от учёбы
время», «О дополнительных
мерах по улучшению
организации работы
с детьми и подростками
по месту жительства»
и др.
Основной
программой, направленной
на решение молодёжных
проблем в республике,
является республиканская
комплексная программа
«Молодёжь Беларуси»,
которая одобрена Постановлением
Кабинета Министров
Республики Беларусь
№ 234 от 4 апреля 1994 года.
Программа является
основным документом
в реализации государственной
молодёжной политики
на всех уровнях, которая
охватывает различные
сферы жизни молодёжи,
связывает их воедино,
создаёт социальное
пространство для проявления
самодеятельности, самоуправления
и самореализации [1, c. 723-724].
В 1997
году создана республиканская
служба занятости
молодёжи (РСЗМ), целью
которой является
подготовка учащейся
и студенческой молодёжи
к самостоятельному
выходу на рынок труда
и улучшение её материального
положения; разрабатываются
и реализуются республиканские
программы по созданию
рабочих мест для молодёжи,
по переобучению безработных
и предоставлению им
вакантных мест [8, c. 100].
В
республике зарегистрировано
и действует более 70
молодёжных и детских
общественных объединений,
организаций, фондов
по различным направлениям
деятельности (спортивные,
экологические, туристские,
занятости молодёжи,
студенческие и др.).
Наиболее массовые из
них:
-
Белорусский республиканский
союз молодёжи (БРСМ),
образовавшийся в
результате слияния
в октябре 2002 года
двух крупнейших
по численности
молодёжных организаций
- Белорусского патриотического
союза молодёжи
и Белорусского союза
молодёжи, и ориентированный
на нравственно-патриотическое
трудовое воспитание
молодёжи, решение вопросов
трудоустройства молодёжи,
возобновление деятельности
стройотрядов, проведение
спортивных акций, создание
клубов по интересам;
-
Белорусская ассоциация
международных молодёжных
обменов и туризма;
-
Союз скаутов;
-
Ассоциация белорусских
гайдов;
-
Ленинский коммунистический
союз молодёжи;
-
Лига добровольного
труда;
-
Фонд социальной
защиты детей и подростков
«Мы - детям»;
-
Ассоциация студентов
вузов и др.
Многие
из проводимых ими
мероприятий направлены
не только на организацию
содержательного
отдыха, но и сопровождаются
конкретными полезными
акциями.
3.
Основные направления
молодежной политики
на современном этапе.
Главная
цель молодёжной политики
Республики Беларусь -
это создание в
условиях перехода к
рынку социально-экономических,
политико-правовых,
духовно-культурных
предпосылок, условий
и гарантий для
становления личности
молодого человека;
это социализация молодого
поколения, реализация
его творческого потенциала
в интересах развития
личности и общества
в целом, возрождения
и развития Беларуси.
Приоритетными
в реализации программы
“Молодёжь Беларуси”
определены следующие
направления молодёжной
политики Республики
Беларусь на современном
этапе: