Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 00:51, контрольная работа
Ключевыми компонентами классического марксизма стали анализ экономической системы капитализма, как негуманной по отношению к человеку, основанной на частной собственности системы эксплуатации, философская теория исторического материализма с ее итоговым выводом об обреченности господства буржуазии и исторической роли ее могильщика - пролетариата. Марксизм являлся революционной теорией, ориентированной на слом изжившей себя капиталистической общественной системы и глубинное преобразование всех сторон общественной жизни на стадии социализма - перехода к коммунистической формации. Однако, несмотря на пафос антагонистического классового противостояния, марксизм генетически был связан именно с той общественной системой, которую принципиально отрицал [2, с.263].
1. Природа и происхождение социал демократии 3
2. Христианская демократия как политическое движение: основные идейные положения 8
3. Христианская демократия Беларуси: исторические и политологические аспекты 13
Список использованной литературы 16
Наряду с перечисленными основными положениями, региональные течения христианской демократии могут включать и другие принципы. Например, христиано-демократы часто выступают против абортов и эвтаназии, обосновывая это неприкосновенностью права на жизнь. В силу их взгляда на семью как на угловой камень общества, они негативно рассматривают любые нетрадиционные формы брачных и родительских отношений. Они также настаивают, что государство не должно лишать детей возможности получить религиозное воспитание в школах, если этого желают их родители.
Христианские
демократы разделяют ряд
Христиано-демократы также сходятся с социалистами в отношении необходимости социального государства и ограничения стихии рынка, однако они поддерживают капитализм и не приемлют идею классовой борьбы.
Таким образом, христианская демократия являет собой политическую идеологию, построенную на базе умеренного социализма с существенным добавлением традиционных христианских ценностных взглядов и ориентиров. Христианской демократии чужд крайний индивидуализм консерваторов и коммунизм социалистов, в тоже время, она взяла идею блага сохранения традиционных ценностей из первого и теорию социальной заботы о гражданах из второго. Кроме того, отличительной чертой этой идеологии является пропаганда присущих христианству ценностей – высокая значимость семьи, критика абортов и эвтаназии, забота о распространении СПИДА и наркомании, традиционной христианской этики и организации общества и т.д.
В ХХ веке развивается
христианско-демократическая
Идеология Белорусской Христианской Демократии и христианские ценности
Недавно в Беларуси произошло довольно интересное политическое событие, которое косвенно затронуло все христианские церкви – министерство юстиции отказало регистрации новой христианско-демократической партии «Беларуская хрысціянская дэмакратыя». Интересное оно не потому, что эта партия включает в себя христиан из разных христианских церквей и социальная база которой – это, в основном, неопротестантские и другие христианские верующие. Дело в том, какая претензия была высказана со стороны министерства юстиции инициативной группе по созданию партии – употребление в уставных документах понятия «христианские ценности» без его экспликации [8].
Хотя это понятие довольно общеизвестно, но спешить с утверждением про его общепонятность не стоит.
Белорусская христианская демократия, главным образом, существует в рамках проектов и кампаний, таких, как, например, кампания в защиту свободы совести (при этом, связанная с БХД правозащитная инициатива «Христианский правозащитный дом» в своем мониторинге нарушений прав человека в области религии вводит такое понятие как «права христиан», не предлагая рефлексии над тем, что же такое «свобода совести» и «права человека», данная проблема рассматривалась мной ранее в статье «Права человека и права христиан»; а также одной из кампаний БХД являлось обращение против рекламы магии и оккультизма в средствах массовой информации), проект «Покаяние», приуроченный к 90-летию Октябрьской революции и 70-летию пика сталинских репрессий в Беларуси, кампания «Святыни» - работа по возвращению культовых зданий православной и католической церкви, кампания в защиту семьи и против абортов [8].
В идеологии белорусской государственности христианским ценностям отводилось не последнее место. Во-первых, что касается собственно религиозного поля, то Белорусской Православной Церкви была отведена приоритетная роль. Главным образом, это было связано с лояльностью БПЦ в отношении существующего политического режима. С Православной Церковью был заключен конкордат, а также ряд соглашений в отдельных сферах. Именно Православная Церковь, и в меньшей степени Католическая признавались носителями христианских ценностей, ценностей традиционных для белорусского народа, в то время как неопротестантские церкви всяческим образом прессинговались и объявлялись носителями чуждых ценностей. Таким образом, очевидно проводилось разграничение между «православными», традиционными христианскими ценностями и протестантскими нетрадиционными [9, с.81].
Во-вторых, само содержание христианских ценностей в контексте идеологии белорусской государственности имело определенное наполнение. Такими ценностями становился патриотизм, лояльность к государственной власти, эстетические ценности, и, как ни странно, на одном из первых мест, как показывает заключенное недавно соглашение между христианскими конфессиями, - борьба с ВИЧ/СПИД. Сама же православная церковь, говоря о христианских ценностях, часто поддерживает «патерналистские модели управления обществом, и даже необходимость существования государственной «воспитательной идеологии».
В-третьих, «православно-христианские ценности» позволяют выработать определенное отношение к политической деятельности – когда политическая деятельность делится на «хорошую» (деятельность государства) и «плохую» (политическая борьба), таким образом, ещё и в деятельностном плане здесь поддерживается существующий режим [8].
Следует отметить, что как раз в третьем аспекте – апологии политической деятельности для христиан как таковой – наиболее чувствуются усилия деятелей Белорусской христианской демократии, что, видимо, связано, главным образом, с необходимостью объяснения своей позиции на стыке религии и политики – как своим религиозным общинам, так и другим политическим силам.
В качестве такой концепции выступает концепция «призвания» к политической деятельности. По словам одного из лидеров БХД, А. Шеина, направлением развития партии должно стать расширение социальной базы, которая на данный момент состоит из верующих, в основном протестантских деноминаций, главным образом, известных своей политической активностью христиан полного Евангелия, которые, к тому же, претерпевают постоянное давление со стороны государства: «Мы видим две основные группы людей. Это верующие, которые уже присоединяются к деятельности христианской демократии. Во-первых, это верующие разных христианских общин, которые раньше никогда не занимались общественной деятельностью и не участвовали в политической жизни. Вторая группа – это молодые люди, которые сейчас находятся в стадии жизненного поиска». Для привлечения людей первой категории, Белорусской христианской демократией видится презентация «политической активности» как христианской ценности. Именно для этого была разработана так называемое «теологическое обоснование участия христиан в активной общественной жизни», которое состоит из трёх основных положений: во-первых, «Церковь как столп и утверждение истины», во-вторых, верующие должны исполнять только те законы, которые не противоречат божественным принципам, в-третьих, верующие должны знать и отстаивать свои гражданские права. Т.е. фактически, мы видим, что это теологическое обоснование обращено прежде всего на легитимацию протестной позиции по отношению к существующему режиму, которую и отстаивает БХД [8].
Таким образом, перспективы развития христианской демократии в Беларуси и возможность обретения более-менее реального влияния на политическую жизнь, неопределенны. Это можно объяснить как отсутствием широкого интереса в обществе к ценностям христианской демократии, так и спецификой политической жизни современной Беларуси, в которой главная роль принадлежит не политическим партиям, а государству и его институтам.
Информация о работе Христианская демократия как политическое движение