Характеристика современной формы российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:57, реферат

Описание работы

Государство - явление многоликое. В самых разных значениях употребляется и термин "государство". В обыденном словоупотреблении нередко речь идет о географическом понятии - стране, да и она иногда обозначается неточно (например, республику США называют Америкой).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристика и понятие государства 4
Глава 2. Элементы и формы государства 8
Глава 3. Форма правления
3.1. особенности российской республики 10
11
Глава 4. Форма государственного устройства 13
Глава 5. Особенности российского политического режима 17
Заключение 22
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

Хар-ка современной формы рос гос-ва.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

Такое разнообразие объясняется тем, что  помимо указанных выше факторов на форму государства могут оказывать  влияние также иные условия, в частности, географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, господствующая идеология, религия, уровень культурного развития и национального сознания народа, степень его политической активности.[2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Форма правления

Государство, в котором монарх ни с кем не делит верховную власть: сам издает законы, назначает чиновников на все  высшие должности, вершит высший суд  и управляет государством по собственному усмотрению, а если привлекает советников, то их советы для него не обязательны - называется неограниченной или абсолютной монархией. В абсолютных монархиях власть монарха обожествляется, признается естественным неравенство людей, но при этом все считаются подданными монарха и обязаны ему повиноваться. Там провозглашаются всеобщая любовь и преданность монарху, безграничное доверие к нему. Народ никакого участия в управлении государством не принимает. Власть держится на жесткой дисциплине, принуждении и желании сохранять существующие традиции. Абсолютные монархии существовали и в эпоху рабовладения (например, античная Римская империя), однако наиболее часто встречающейся формой правления монархия была в эпоху средневековья.

Второй  основной формой правления является республика (от латинского геs рublicа - общественное дело). Республикой называется форма правления, при которой верховная власть принадлежит органам, избираемым народом на определенный срок, при этом избранные представители несут юридическую ответственность за свои действия по управлению обществом. В республиках, в отличие от монархий, государственная власть не обожествляется, в них господствует идея формального равенства всех граждан и их объединения в государстве, обеспечивающем компромиссы между различными интересами и порядок. Теоретически в республике на любые должности может быть выдвинут любой гражданин из тех, кто не ограничен в своих правах по закону (например, отбывает уголовное наказание за преступление). В древние века существовали античные рабовладельческие республики двух видов: демократическая (Древняя Греция), где все граждане (рабы таковыми не являлись) допускались к участию в выборах представительных органов государственной власти и аристократическая (Древний Рим), особенность которой заключалась в том, что в выборах принимало участие только привилегированное меньшинство.

В средние  века республики встречались редко  и лишь в виде свободных городов-республик (например, на Руси Новгород и Псков).

Наибольшее  распространение республиканская  форма правления получила после буржуазных революций. В современном мире существует две основные разновидности республики: президентская и парламентская. Для президентской республики (например, США) характерно, что президент, избираемый коллегией выборщиков (или непосредственно народом) на определенный срок, является главой государства и главой исполнительной власти. Он возглавляет правительство, которое сам же и формирует, т.е. назначает и смещает министров по собственному усмотрению. Правительство несет ответственность перед президентом. Парламент не осуществляет контроля за деятельностью правительства. Президент обладает также рядом других властных полномочий, например, является верховным главнокомандующим. Законодательная власть в президентской республике осуществляется коллегиальным органом - парламентом, избираемым населением на определенный срок. Президент не вправе распустить парламент. А парламент может досрочно отстранить президента от должности (процедура отстранения называется импичментом), только если он нарушит Конституцию или совершит преступление.[4]

Парламентская (парламентарная) республика (например, Германия, Италия) характеризуется тем, что президент, избираемый, как правило, парламентом, а не населением, является только главой государства и не обладает большими властными полномочиями. Правительство возглавляется другим должностным лицом - премьер-министром и формируется парламентом из представителей тех партий, которые на выборах получили большинство голосов избирателей и следовательно, большинство мест в парламенте. Ответственность правительство несет перед парламентом, имеющим право выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой уход правительства в отставку. В парламентской республике президент может досрочно распустить парламент и назначить новые выборы.

Встречаются также смешанные республиканские  формы правления, сочетающие в себе черты и президентской, и парламентской  республики. К таким относится, например, Франция. Конституция Российской Федерации  также устанавливает смешанную  президентско-парламентскую форму правления в России. 

3.1. Особенности российской республики

Республиканская форма правления в России имеет  особенности по сравнению с типичными  формами президентской и парламентской  республик. “Гибридный” характер новой  формы правления обусловлен спецификой исторической эволюции института главы российского государства, социально-политических и социально-экономических условий проведения реформ. Сочетая черты президентской и парламентарной республики, форма правления сохраняет большинство компонентов дуалистического режима с доминированием президента в системе органов государственной власти.  
В современных демократических государствах обоснованию государственной власти служит такой принцип конституционализма, как суверенитет народа и связь государственной власти с народом. Возникший в ходе демократических революций XVIII-XIX вв., он был направлен против феодального абсолютизма и приходил на смену монархическому принципу. Закрепляемый в конституциях современных демократических государств принцип конституционализма, согласно которому вся власть принадлежит народу, не означает, однако, полной неограниченности власти народа. В противоположность теории неограниченного или неконтролируемого суверенитета, которая предлагалась, например, Ж.-Ж.Руссо и в соответствии с которой политическая власть народа должна быть практически неконтролируемой, конституционализм основывается на ограниченном характере народовластия. [5]

Развивая  теорию конституционного государства, одним из первых в русской правовой мысли на это указывал Б.А.Кистяковский. Опасность формального характера неограниченного народного суверенитета видел русский мыслитель Н.А.Бердяев, который писал: «Остается неизвестным, чего захочет суверенный народ, когда все будет предоставлено его воле, какой строй жизни пожелает создать он».

С другой стороны, деспотический для прав личности характер может иметь государство, построенное на принципе народовластия, если такое государство конституционно не ограничено. Об этом свидетельствует  опыт диктатуры якобинцев в эпоху Великой французской революции или диктатуры пролетариата после Октябрьской революции. Суверенитет народа должен быть ограничен правами личности. Этот демократический принцип требует толерантности к правам меньшинства. Понимая под народом в юридическом смысле совокупность всех граждан, следует учитывать, что интересы и потребности социальных слоев различны. Поэтому политическое представительство должно отражать многообразие общественных интересов, препятствовать росту неравенства и концентрации власти в руках одной партии или узкой группы людей.  
Парадоксальность всех теорий суверенитета отмечал К.Поппер. Отдельные разновидности теории суверенитета, согласно которым “править должен мудрейший или наилучший, или закон, или большинство”, противоречивы, т.к., например верховная воля народа может быть использована для попрания сначала законов, а потом и самой свободы.

Следовательно, принцип народного суверенитета может быть принят только с ограничениями. В то же время он должен означать решающее участие народа в создании государственных учреждений, организации и осуществлении государственной власти через институты представительной и непосредственной демократии.  
 
 

Глава 4. Форма государственного устройства

Иногда, понятие "государственное устройство" употребляется в широком смысле, им пытаются охарактеризовать государственный строй той или иной страны в целом, связать с политическим устройством государственной власти, для чего используется термин "политико-территориальное устройство государства".

Говоря  о государственном устройстве, мы выясняем вопрос, о том, как организована территория государства, какова внутренняя структура государства, т.е. из каких частей состоит государство, каким образом оно осуществлено внутреннее территориальное деление государства, какова система отношений между центральной и региональной властью государстве.

С юридической  точки зрения государственное устройство (национально-государственное, национально-территориальное) нередко используется для характеристики политико-территориальной и административно-территориальной организации государства, определения соотношения государства в целом с его составными частями (штатами, административно-территориальными единицами, автономными образованиями).

Государственное (национально-государственное, территориально-государственное) устройство включает в себя: нормы, правовую и политическую практику, определяющие территорию и границы государства; нормы, правовую и политическую практику, устанавливающие способ государственного (национально-государственного, территориально-государственного) устройства (унитаризм, федерализм, автономию, виды административно-территориальных единиц); нормы, правовую и политическую практику, связанные с размежеванием компетенции между государством и его составными частями (между федерацией и штатами, между унитарным государством и автономными образованиями, между унитарным государством и административно-территориальными единицами); нормы, правовую и политическую практику о порядке взаимоотношений государства и его составных частей.

Нельзя  не учитывать то обстоятельство, что при наличии одной и той же сущности государства ему может быть свойственна различная форма государственного устройства. Так, в США федеративная организация государственной власти, а во Франции - унитарная. Но по своей сущности они фактически одинаковы. Постигнуть сущность государственного устройства - это значит понять ту форму общественных отношений, которая непосредственно определяет его. Причем сущность государства и сущность его устройства - категории далеко не совпадающие, разные.

При рассмотрении государства как системы на первый план выступают вопросы построения, компетенции и процедуры деятельности органов государства (аппарата), разделения власти; юридического оформления порядка работы составных частей "правительственной машины", контроля общества над нею и т.п. Рассматривая государство как территориальную систему, мы неизбежно сталкиваемся с необходимостью применения методов политической и правовой системотехники, в том числе при моделировании организации территории, при рассмотрении самой территории как системы.

Территориальная организация государства может  пониматься в двух значениях. Во-первых, под территориальной организацией понимается само государство как  одна из организаций общества, в  которой связь между населением и властью осуществляется по территориальному принципу.

Во-вторых, под территориальной организацией государства понимается организация  его территории, определение его  составных частей и система взаимоотношений  между ними.

Форма государственного устройства - категория  качественно-самостоятельная, она во многом определяется конкретно-историческими особенностями возникновения и развития государства. Поэтому в одних и тех же формах правления могут быть различные формы государственного устройства. Государства с республиканской формой правления могут быть как (унитарными, так и федеративными).

По форме  устройства все государства делятся  на унитарные, федеративные и конфедерации.

Унитарное государство - наиболее распространенная форма устройства современных государств. Термин "унитарное" имеет латинское происхождение от слова "унус" - единый, один. Поэтому унитарное государство - это единое, (цельное государство, не имеющее внутри себя каких либо государственных образований, обладающих элементами суверенности, самостоятельности. Унитарные государства организованы по административно-территориальному принципу.

В унитарных  государствах действует единая система  центральных и местных органов  власти, поэтому в них существует единый центр власти.

На территории унитарного государства действует единая конституция и соответственно существует единая система законодательства. У них единая судебная система, одно гражданство, единая денежная и налоговая система.

Форма унитарного государства дает возможность  более полной концентрации властных, экономических, финансовых и др. ресурсов в руках центральных органов власти. Она более Удобна для управления, поскольку административно-территориальные единицы не обладают самостоятельностью и подчинены непосредственно центру. Решения центральных органов Власти действуют напрямую, минуя федеративный барьер, виде субъекта федерации.[6]

В настоящее  время в мире существуют довольно разнообразные унитарные государства: централизованные и децентрализованные, простые и сложные.

В централизованных государствах местное самоуправление в правах существенно ограничено или они вообще отсутствуют.

В децентрализованных органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти, они функционируют самостоятельно (избираются непосредственно населением, имеют свой бюджет, принимают самостоятельные решения по вопросам своей компетенции и т.д.).

Информация о работе Характеристика современной формы российского государства