Характеристика механизма реализации политических прав и свобод граждан, закреплённых Конституцией РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в России продолжает формироваться подлинное уважение к человеку и гражданину и к его правам и свободам. Преодоление правового нигилизма и овладение культурой прав и свобод человека и гражданина позволяет личности уверенно ориентироваться в оценке гуманитарной и социальной деятельности государства, правовой и нравственной культуры. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед обществом и государством, является задача обучения культуре прав и свобод индивида.

Содержание

Введение 3
1. Политические права и свободы и их место в системе конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации 4
1.2. Классификация прав и свобод человека 4
1.3. Гарантии политических прав свобод человека 5
1.4. Правомерное ограничение политических прав и свобод человека 7
2. Эволюция политических прав и свобод человека 10
3. Система политических прав и свобод в современной России, их нормативное закрепление 11
4. Характеристика механизма реализации политических прав и свобод граждан, закреплённых Конституцией РФ 14
4.1. Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантированная свобода деятельности общественных объединений 14
4.2. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование 18
4.3. Право участвовать в управлении делами государства 20
4.3.1. Представительная и непосредственная формы народовластия 21
4.3.2. Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме 22
4.3.3. Право равного доступа к государственной службе 26
4.3.4. Право участвовать в отправлении правосудия 26
4.3.5. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления 29
Заключение 30
Список использованных источников 31

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

       Часть вторая ст. 11 Европейской конвенции  о защите прав человека и основных свобод гласит: "Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты нрав и свобод других лиц".

       В ст. 55 Конституции Российской Федерации  также установлены основания ограничений прав и свобод: "Права и свободы человека и гражданина могут быть  ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

       Конституция РФ конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства.

       Законодательство  РФ устанавливает ответственность  за нарушение этих запретов (например, ст. 136 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение национального и расового равноправия; ст. 280 — за публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или к насильственному изменению конституционного строя; ст. 282 — за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства; ст. 354 — за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны). Запрет на пропаганду религиозной вражды или религиозного превосходства основывается на ст. 14 Конституции РФ, согласно которой никакая

религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

       Российское  законодательство содержит запреты, связанные  с ограничением свободы слова, которые полностью соответствуют указанным выше международным стандартам. Так, ст. 242 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное распространение порнографических материалов и предметов, которые являются угрозой нравственности общества.

       Необходимое ограничение свободы слова с  целью защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан введено ч. 1 ст. 152 ГК РФ, согласно которой гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации (ч. 2 ст. 152).

       Статья 62 Закона о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г. предусматривает, что моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средствами массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средствами массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определенном судом.

   Таким образом, существуют основания, предусмотренные законом, для ограничения прав и свобод с целью устранения угрозы важнейшим ценностям — государственной общественной безопасности, здоровью и нравственности населения, интересам других лиц.

   Следует отметить следующие основные законные ограничения политических прав: ч. 3 ст. 32 и ст. 60 Конституции РФ; ст. 7, 9 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» ограничивает военнослужащих в правах на объединения, участие в публичных мероприятиях; ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в РФ» судьи лишены права принадлежать к политическим партиям и движениям; абз. 3 ст. 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ограничено право учреждения, членства, участия в общественном объединении; ст. 4 Федерального закона РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» установлен запрет прокурорским работникам быть членами общественных объединений, преследующих политические цели; запрещено проведение публичных мероприятий на территориях, поименованных в п. 2 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», ст. 9 указанного федерального закона ограничено время проведения публичного мероприятия, пп. 2 п. 2 ст. 5 установлены ограничения в отношении организаторов публичного мероприятия; основные ограничения пассивного права закреплены в пункте 3.2 ст. 4 Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»; ограничение участия в качестве присяжных заседателей установленное п. 2, 3 ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ»; иные ограничения, закреплённые в Федеральных законах «О государственной гражданской службе РФ» (п. 13, 14 ч. 1 ст. 17), «О муниципальной службе в РФ» (п. 12 и 13 ч. 1 ст. 14); «О внешней разведке» (ст. 17).

       Особую  актуальность ограничения политических прав и свобод приобретают в условиях чрезвычайных ситуаций. Так, ст. 56 Конституции РФ предусматривает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. При этом часть третья указанной статьи отмечает: "Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации".

    

Информация о работе Характеристика механизма реализации политических прав и свобод граждан, закреплённых Конституцией РФ