Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:43, реферат
Потребности и интересы – важнейшие побудительные причины человеческой деятельности. Эту функцию они выполняют и в сфере политических отношений. Вне их учета невозможно понять истинный смысл, намерения и конкретные шаги в политике государств, партий, социальных групп и конкретных личностей. Эта устойчивая связь отмечается многими учеными и политиками. «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, – писал Г. Гегель, – что действия людей вытекают из их интересов, и лишь они играют главную роль».
1.Сущность понятия «группа интересов»……………………………...……...4-6
2. Группы интересов в России………………………………………….…..… 6-9
3. Функции групп интересов………………………………………………….9-10
4. Механизм действия групп интересов. Лоббизм……………..…………..10-13
Лоббизм (от англ. «lobby» – кулуары, коридор) – является политическим институтом и способом, инструментом влияния групп интересов на власть. Лоббизм выступает своего рода критерием выделения среди многообразия групп интересов специфических групп – групп давления. Группы давления самым широким образом используют лоббирование как способ воздействия на власть. В XX веке лоббизм превратился в распространенную форму политической деятельности и один из важных политических институтов западных демократий. Крупнейшие корпорации, ассоциации, профсоюзы и предпринимательские союзы имеют в своих структурах специальные подразделения, занимающиеся лоббированием, или используют услуги лоббистских фирм. В коридорах власти лоббисты добиваются решения вопросов в пользу своих клиентов.
Влияние лобби на власть осуществляется по следующим основным направлениям:
- посредством создания с
- посредством влияния на
- посредством финансовой и иной поддержки политических партий в ходе избирательный кампаний в обмен на соответствующие законодательные услуги.
В современной российской политике в качестве групп интересов, широко использующих лоббирование, выступают крупные корпорации. К примеру, как отмечают исследователи, АО «Лукойл» концентрирует свои усилия в сфере законодательства на участии в подготовке и обсуждении законопроектов по проблемам налоговой политики, лицензирования и особенно порядка предоставления лицензий на добычу и экспорт нефти, ценообразования, а также вывозных и ввозных пошлин. Эти же вопросы, но уже в более конкретном плане обсуждаются в Правительстве.
Свою роль в политике кампания реализует
не только через отношения с
Кроме органов государственной власти объектами давления могут быть политические партии, а также общественное мнение. Основными средствами воздействия групп давления являются информирование и консультирование органов власти и официальных лиц, организация кампаний в средствах массовой информации с целью формирования общественного мнения в пользу требуемых группе решений, угроза отказа в поддержке на выборах, различные акции протеста и т.п. Возможны и скрытые формы воздействия с использованием личных связей членов группы в руководящих кругах. Иногда такое воздействие может принять форму коррупции. Следовательно, можно различать законные и незаконные способы деятельности групп давления.
Очевидно, что различные группы интересов обладают неодинаковыми ресурсами давления на власть. Эти ресурсы зависят от экономических и финансовых возможностей группы, ее численности, сплоченности, информированности, наличие или отсутствие личных связей в органах власти.
Заключение
В современных демократических странах существует множество различных добровольных объединений людей. Основанием группирования интересов могут быть экономические, социальные, культурные, этнические, религиозные, идеологические потребности. В качестве примеров таких групп можно назватьпрофсоюзные объединения, объединения предпринимателей, общества потребителей, экологические, женские, молодежные движения и ассоциации, негосударственные культурно-просветительские организации, благотворительные обществаи т.д. Основное предназначение групп интересов, как и политических партий, состоит в агрегации и артикуляции интересов. В этих группах происходит согласование множества частных требований граждан и социальных групп, оформление этих первоначально расплывчатых взглядов и мнений в конкретные требования, выработка на их основе общепризнанных целей деятельности организаций.
Наряду с агрегированием и артикуляцией интересов важной социальной функцией групп интересов является информирование органов, принимающих политические и административные решения. И хотя предоставляемая информация чаще всего бывает односторонней, ориентированной в соответствии с интересами данных групп, деятельность множества таких групп позволяет властным структурам знакомиться со всем спектром общественного мнения по тем или иным проблемам. И это, без сомнения, способствует повышению эффективности деятельности власти, которая, ознакомившись с общественными настроениями, может проводить политический курс, отвечающий реальным потребностям граждан. Артикулирование, агрегирование и информирование властных структур о многообразных интересах граждан и социальных групп свидетельствует об общности социальной роли групп интересов и партий в политической системе общества. Но, наряду с общими моментами, между этими субъектами политического процесса имеются два существенных отличия. Во-первых, политические партии в качестве важнейшего средства отстаивания интересов считают завоевание власти в государстве. Группы интересов не ставят перед собой такой цели. Они отстаивают интересы своих членов, оказывая влияние на властные структуры. Во-вторых, политические партии, как правило, стремятся к расширению социальной базы и объединяют в своих рядах людей с разнообразными интересами и ориентациями. Специализированные же группы интересов организуются для того, чтобы защитить частные (особенные) интересы своих членов.