Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 17:00, контрольная работа
Исторический опыт развития человеческой цивилизации четко выявил две тенденции: одни страны в своем развитии пришли к правовому государству, демократии, другие – к тоталитаризму, этакратии. Становление правового государства, демократии тесно связано с развитием гражданского общества.
Введение……………………………………………………………………………………..3
1. Характерные признаки и функции гражданского общества………………..………..4
1.1. Условия возникновения гражданского общества…………….…………………...4
1.2. Функции гражданского общества…………………………………..………………5
1.3 Отличительные черты гражданского общества……………………………………6
1.4 Формирование правового государства……………………………………………...7
1.5 Соотношение между правовым государством и гражданским обществом………7
1.6 Правовое государство и его признаки. Социальное государство…....…………....8
2. Политика и общество…………………………………………………………………….9
2.1. Политическая система общества: структура и функции………………………...10
2.2. Элементы структуры политической системы…………………………………….11
2.3. Основные функции политической системы……………………………………....12
2.4. Понятие и типы политических процессов………………………………………...12
2.5. Типология политического процесса………………………………………………13
2.6. Политический процесс……………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………………………16
Список используемой литературы………………………………………………………..17
8.
Стабилизирующая – создание
В сложные
исторические периоды, когда государство
оказывается в состоянии
Для развитого
гражданского общества присущ демократический
политический режим правления. Он характеризуется
активным участием граждан в политической
жизни; наличием форм прямой и представительной
демократии; широкой системой прав и свобод
граждан, реализация которых гарантирована;
деятельностью политических организаций,
выражающих различные мнения.
Одним
из важнейших достижений на пути создания
гражданского общества в России является
то, что из-под госконтроля вышла
сфера частной жизни. Т.е. государство
не устанавливает сколько раз
можно вступать в брак и разводиться,
не вмешивается в семейную жизнь,
дружеские связи.
Можно
сделать вывод, что современная
Россия встала на путь формирования гражданского
общества. Однако, этот процесс находится
только на начальной стадии своего
развития. Доминирование государства
над гражданским обществом
Нынешняя
обстановка препятствует развитию гражданского
общества. По данным социологических исследований:
·
около 80% населения составляют беднейшие
слои общества;
·
3% - «высший, богатый класс»;
·
17% - «средний класс», который является
социальной основой гражданского общества.
В развитых демократических странах численность
«среднего класса» колеблется от 75 до
85% населения.
1.3.
Отличительные черты
гражданского общества
Важной составляющей гражданского общества является уровень его экономического развития. Участие населения в росте экономики, создание, прежде всего, так называемого среднего класса - своего рода индикатор состояние гражданского общества. Например, в историческом плане именно третье сословие во Франции способствовало поражению абсолютизма и становлению республиканского строя.
Базисом
гражданского общества является многоукладная
рыночная экономика, плюрализм форм собственности,
самостоятельность субъектов хозяйствования.
Важным условием функционирования гражданского
общества является также наличие развитой
социальной структуры, отражающей многообразие
различных групп и слоев. Социальную основу
гражданского общества составляет так
называемый средний класс, включающий
наиболее активную и часть населения.
Духовная сфера гражданского общества
предполагает плюрализм в области идеологии,
реальную свободу слова, печати, совести,
достаточно высокий уровень социального,
интеллектуального, психологического
развития личности.
1.4.
Формирование правового
государства
Формирование
правового государства возможно
лишь на основе развитого гражданского
общества. В истории человечества гражданское
общество длительное время отождествлялось
с государством. Лишь в эпоху Просвещения
в органической связи с идеей правового
государств формируются представления
о гражданском обществе. Ж.Ж. Руссо, формируя
концепцию общественного договора, разграничил
понятия “гражданское общество” и “государство”.
Он противопоставил государство (республику)
и сообщество (ассоциацию) граждан как
феномены, имеющие свои собственные задачи.
Наиболее полное обоснование проблема
разграничения государства и гражданского
общества получила у Гегеля. В отличие
от своих предшественников, он рассматривает
гражданское общество и государство как
самостоятельные институты. В государстве
представлена всеобщая воля граждан, считает
Гегель, гражданское же общество – это
сфера реализации особенных, частных интересов
отдельных индивидов.
1.5.
Соотношение между правовым
государством и гражданским
обществом
Формирование
и развитие институтов гражданского
общества идет одновременно и в тесной
связи с формированием
Взаимоотношения между гражданским обществом и государством носят сложный, часто конфликтный характер. Саморазвивающаяся система гражданского общества постоянно испытывает давление со стороны государства. В условиях тоталитарных режимов происходит этатизация (огосударствление) общества, фактическое
уничтожение
или крайнее сужение
Для посткоммунистической
Украины формирование гражданского общества
представляет сегодня необходимое условие
перехода к рынку и правовой государственности.
Политические реформы, приватизация, разгосударствление,
плюрализация всех сторон общественной
жизни, развитость системы общественных
институтов, рыночные отношения – вот
факторы, раздвигающие границы формирования
гражданского общества.
1.6.
Правовое государство
и его признаки. Социальное
государство.
Правовое государство – государство, ограниченное в своих действиях правом, которое защищает свободу личностей и подчиняет власть воле народа. Функционирует режим конституционного правления, существует развитая правовая система с эфф-м контролем, политики и власти. Осуществление внутренней и внешней политики, деятельности органов. должностных лиц государства подчинены правовым нормам. Концепции правового государства обосновывают правое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами. Признаки прав государства: а) суверенитет народа (не источник власти, а государственный суверенитет носит представительный характер) б) верховность закона (законы опираются на конституцию и обладают наивысшей обязательной силой, закон не может быть изменён или отменён),
в) всеобщность права связана с государством (государство, издавшее закон не вправе нарушать, все государственные лица действуют на основе этого закона), г) взаимная ответственность государства и личности (не только личность, организации, но, и государство и государственные лица несут ответственность за выполнение). В основе правового государства лежит стремление оградить человека от политического насилия.
д) принцип разделения властей е) принцип незыблемости.
Социальное
государство - государство, которое
стремится к обеспечению достойных условий
существования своих граждан, удовлетворяющих
их материальных и духовных потребностей,
стремиться обеспечить социальную защищенность
своих граждан, соучастие их в управлении
производства. Перераспределять национальный
доход в пользу малоимущих, проводить
политики занятости, забота об охране
труда, развития общедоступного образования,
здравоохранения.
2.
ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Политика
в обществе всегда выступает в
определенных конкретных видах и
направлениях. В зависимости от субъекта
политики, характера и содержания
проблем и вопросов, которые она
решает (сфера управления, объем, масштаб
и т.п.), существуют разные классификации
видов политики.
Так, если рассматривать политику в широком смысле, то, с точки зрения ее субъектов, можно выделить: государственную политику, партийную политику, политику социальной или корпоративной группы (например, политика дворянства), политику организации и политику в организации (например, политика администрации фирмы), политику конкретного лидера (например, политика мэра города).
Но чаще
всего под политикой понимают
политику государства — то есть
государственную политику. Существуют
различные классификации видов
государственной политики.
Усложнение
политической жизни современного общества,
возникновение новых
Политика
неразрывно и многообразно связана
со всеми сферами жизни общества:
экономикой, моралью, правом, духовной,
религиозной и другими сферами. Она не
должна господствовать над ними, но только
она может и должна обеспечить благоприятные
условия для эффективного функционирования
всех звеньев общественной системы. Именно
в этом заключается универсальный характер
политики. Можно сказать, что не все в обществе
имеет политический характер, но почти
все может иметь политическое значение.
Хотя
политика управляет многими сферами
жизни общества, она, в то же время,
сама испытывает на себе влияние многих
факторов: социально-экономических, этнонациональных,
глобальных. В результате политические
отношения вызывают целую гамму других
отношений, посредством которых индивиды
включаются в борьбу за усиление своего
влияния, за возможность занять доминирующее
положение в обществе. Данная сложная
совокупность образует взаимосвязанную
целостность, в этом проявляется системный
характер политики.
Таким
образом, основными чертами политики
являются ее универсальность, системность,
всеобщность.
Важное предназначение политической сферы общества — осуществлять управление обществом в целом. Вез политического руководства жизнь общества уподобилась бы
броуновскому движению, представляющему спонтанный процесс столкновения разнообразных частных интересов.
2.1. Политическая
система общества: структура
и функции
Понятие
«политической системы» является одним
из основных в политологии. Его использование
позволяет выделить политическую жизнь
из основной части общественной жизни.
Понятие «политическая система» показывает,
как регулируются политические процессы,
как формируется и функционирует политическая
область.
Понятие
«политическая система» стало разрабатываться
с середины 20 века, благодаря вышедшей
в 1953 г. работе американского политолога
Истона «Политическая система».
Политическая
система представляет собой комплекс
институтов и организаций, в совокупности
составляющих политическую самоорганизацию
общества. Это, прежде всего, институты
и органы управления, руководства и координации
политической жизни.
Центральным
институтом политической системы, вокруг
которого группируются остальные институты,
является государство.
Большой
вклад в изучение политической системы
внесли также учёные Алмонд, Дюверже, и
др.
По
Истону и Алманду политическая система
представляет собой множество
Информация о работе Гражданское общество и правовое государство