Государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:11, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является попытка показать сущность федерализма, его специфика в России, выявить основные противоречия, проявившиеся в становлении нашей государственности.

Содержание

Введение...........................................................................................................стр.2
1. Государство, типы и формы государственного устройства..........................................................................................................стр.7
2. Современные федерации и их субъекты..................................................стр.9
3. Федерализм в современной России..........................................................стр11
Заключение.....................................................................................................стр14
Список литературы........................................................................................стр.19

Работа содержит 1 файл

марина.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

 Вторым составляющим  элементом государства является  население, то есть человеческое  сообщество, проживающее на его  территории и подчиняющееся его  власти. Народ как родовое понятие может быть охарактеризован как относительно широкая социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Люди, принадлежащие к какому-либо народу, обладают более или менее выраженным сознанием вхождения в отличную от других общность. Национальное сознание предполагает отождествление себя с общими культурными ценностями, а также наличие эмоциональных солидарных связей между лицами, принадлежащими к одной нации.

 Подавляющая часть государств в прошлом и настоящем являются унитарными (Китай, Великобритания, Франция, Болгария, Египет, Польша и т.д.). Федеративных государств около 30 (США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Индия, Малайзия, ОАЭ, Россия, Югославия и т.д.).

 Федеративные государства формировались двумя путями:

1) создавались  “сверху”, путем децентрализации,  “разукрупнения” унитарных государств, передачи части полномочий из  центра на места (ФРГ, Россия);

2) переход “снизу”  от конфедераций к федеративному  государству через добровольное объединение суверенных частей (США, Швейцария).

 Конфедерация  сравнительно редко встречается  в истории (США с 1781 по 1789 г.г.). Эта форма является переходной  либо к полному распаду союза,  либо к федеративной форме  устройства.  

 Федерацию от конфедерации отличают следующие черты:

- единая территория, население, живущее на данной  территории;

- наличие обще  федеральных государственных органов  власти на всей территории  государства;

- наличие конституционных  гарантий территориальной целостности государства, отсутствие у частей государства права выхода из него;

- невозможность  для субъектов федерации вступать  в какие-либо государственные  союзы за ее пределами; 
 
 

 Федерацию  от унитарного государства отличают  следующие черты:

- конституционное, договорное или конституционно-договорное разделение полномочий между федеральным центром и субъектами федераций;

- конституционные  гарантии территориальной целостности  субъектов федерации;

- самостоятельность  субъектов федераций в осуществлении ими принадлежащих им полномочий;

- право выбора  субъектом федерации формы своей  политической организации;

- право участников  федеративных отношений на двустороннее (горизонтальное и вертикальное ) регулирование государственно-властных  полномочий.

 Одной из важнейших тенденций развития форм государственного устройства являются попытки совместить позитивные стороны унитаризма и федерализма, уравновесить их достоинства и недостатки. Это новое течение регионализма, которое представляет собой промежуточную форму между унитарным и федеративным государством. Наиболее отчетливо эта тенденция проявляется в Италии и Испании.

 В отличие  от других государств, в Италии  и Испании автономия предоставлена  всем территориальным коллективам,  на которые непосредственно разделена страна. Устройство государства представляет собой комплекс автономных образований, которыми являются крупнейшие территориально-административные единицы и, которые могут иметь в своем составе другие автономные образования с меньшими полномочиями. Как и в федеративном государстве, регионам принадлежит законодательная и исполнительная власть, как и в унитарном государстве, области не имеют конституций. В каком направлении развивается эта форма государственного устройства? Наверное, она означает все-таки переход к федерализму.

 Одна из  самых жгучих проблем России - это проблема поиска наиболее  оптимальной формы государственного  устройства, позволяющей стабильно  развиваться всем регионам и  всем народам России. Существующий  спектр точек зрения на эту  проблему, как впрочем, на все проблемы развития российского государства, чрезвычайно разнообразен. Некоторые политические деятели и исследователи предполагают в качестве наиболее оптимального варианта то, что Россия должна перестать существовать как единое государство и трансформироваться в систему близко или очень близко связанных друг с другом государственных образований. Есть те, кто, напротив, настаивает на унитарности, как наиболее традиционной для России форме государственного устройства. Между тем, ясно, что Федеративный договор, заключенный в 1993г. , недвусмысленно формулирует третий путь развития России - путь федерализма. Есть серьезные основания предполагать, что именно идея федерализма может стать той идеей, реализация которой даст искомый результат. При этом оценивать применимость этой идеи для России, рассчитывать механизм ее реализации необходимо, учитывая также возможное развитие СНГ.

 Интересен  опыт развития США. Число американских  штатов с 1789 г., когда вступила  в силу нынешняя Конституция,  возросло с 13 до 50. Американская Конституция (ст. IV р. 3) допускает образование новых штатов. Решение об этом принимает конгресс. Однако, без согласия существующих штатов не могут образоваться новые штаты путем слияния 2-х и более штатов или их частей. Получить же такое согласие - дело сложное. В противоположность американской Федеральной Конституции, существующей уже два столетия и отличающейся стабильностью, конституции штатов реформировались часто и основательно и даже заменялись другими.

 Значительные различия в истории, экономике, социальной структуре и доходах, а также в этническом составе населения штатов отразились в их политических и культурных традициях. Элейзер Д. описывает три основных типа политической культуры штатов: «индивидуалистическую» , «моралистическую», «традиционную».

 Наиболее  отчетливо традиционная политическая  культура выражена в южных  штатах, в то время как индивидуалистическая  доминирует в центральных штатах (Нью -Джерси), а моралистическая  политическая культура четко  представлена в северных штатах Новой Англии вплоть до Западного побережья, включая Калифорнию.

 Три ветви  власти . 

II. Современные федерации  и их субъекты. 

 Федерация  является распространенной формой  государственного устройства. Ныне  в мире насчитывается около  30 федеративных государств, большинство из них крупные по территории и численности населения сообщества. В их числе и мощные в политическом и экономическом отношении государства (США, Канада, ФРГ, Австралия), и государства с высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем индустриального развития (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан), и развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские эмираты, Коморские острова).

 Федерация,  как говорилось уже выше, - это  такая форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований объединяются и создают новое союзное государство. Составляющие федерацию государственные образования (штаты, республики, земли, провинции, кантоны и др.) являются ее субъектами, обладающими определенной политико - правовой самостоятельностью.

 В состав  современных федераций входит  различное число субъектов: США  - 50, Австралийского Союза - 6, Канады - 10, Австрии - 9, Бельгии - 3, ФРГ  - 16, Швейцарии - 23, Аргентины - 22, Бразилии - 26, Венесуэлы - 20, Мексики - 31, Индии - 25, Пакистана - 4, ОАЭ - 7, Малайзии - 13, Нигерии - 21, Коморских островов - 3. Самое большое количество субъектов входит в состав Российской Федерации - 89.  

 Федерации  создаются по различным признакам.  Наиболее распространенными являются федерации, построенные по территориальному признаку (США, ФРГ, Австрия, Мексика, Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.). В прошлом существовали федерации, основанные по национально - территориальному признаку (СССР, Югославия, Чехословакия). Однако эти федерации распались , не выдержав испытание временем. Жизнь показала, что в таких федерациях сохраняется угроза национал - сепаратизма. При определенных обстоятельствах дезинтеграционные, сепаратистские тенденции могут взять верх и привести к распаду единого федеративного государства. Именно это и произошло с указанными федерациями, когда республики, входящие в их состав, под флагом самоопределения наций отделились и создали суверенные государства.

 К федерациям  смешенного типа относится Российская Федерация. В ее составе находятся субъекты, представляющие собой национально - государственные и национально - территориальные образования (республики, автономные области, автономные округа), а также административно - территориальные образования (края, области, города федерального значения). И все же многонациональность является существенным признаком России, а потому национальный фактор является определяющим в федеративном устройстве государства.

 Существуют  федерации, в которых при доминировании территориального признака в федеративном устройстве учитывается и этнический фактор. К таким федерациям можно отнести Швейцарию, Канаду, Пакистан, Бирму. Есть федерации, созданные по языковому признаку. Это, например, Индия, Бельгия, где помимо прочего субъекты отличаются наиболее употребляемым языком.

 Вместе с  тем следует отметить, что деление  федераций на различные виды  весьма условно. В чистом виде  не существует ни территориальной,  ни этнонациональной, ни языковой  модели федерации. Нет и федераций вообще в «чистом виде». Любая федерация имеет черты унитаризма. И, наоборот, унитарное государство в определенной степени является носителем элементов федерализма. К примеру, Испания является унитарным государством. Однако ее законодательная власть, широкие полномочия 17 автономных областей приближают Испанию к федеративной форме устройства.

 Федеративное  государство отличается от конфедерации, или союза государств. Конфедерация - это межгосударственный союз, члены  которого суверенны, обладают правом санкционирования и отмены актов федеративных органов, имеют независимую систему органов власти, самостоятельное гражданство, валюту национальную армию. Конфедерация носит международно-правовой характер и, как правило, образуется для достижения ограниченных целей (военных, политических и т. п.), является аморфным образованием, в котором отсутствует единообразие экономической, политической и правовой системы.

 Поэтому конфедерации, как показывает история, имеют  временный характер. Они формируются  либо на пути к созданию федерации, либо - к ее размежеванию. Так, Европейский союз в настоящее время представляет собой конфедерацию, трансформирующуюся в федерацию. Когда - то США, Швейцария были конфедерациями, а затем превратились в федерации.

 Федерация - это объединение государственно - правовое. Она закрепляется в виде единого государства. Составляющие его субъекты не имеют права нарушить территориальную целостность федерации, в одностороннем порядке выйти из нее, хотя на практике это имело место. В федеративном государстве предметы ведения и полномочия распределены между федеральным центром и субъектами федерации.  
 
 
 

III. Федерализм  в современной России. 

 В последние  десятилетия роль федерализма  трактуется в западной науке  более широко: он рассматривается не как совокупность структур и норм, а как процесс. призванный заглушать конфликты центра и мест, устанавливать их взаимодействие, обеспечивать наиболее целесообразные в данных условиях методы управления. Территориальный подход к строительству федерации не предполагает учета национального фактора. В отличие от западного подхода к федерализму, в марксистско-ленинской концепции федеративная форма обязательно увязывалась с решением национального вопроса.

 Национально-территориальный  подход соответствует международно признанному коллективному праву народов на самоопределение, он может способствовать интеграции частей распавшегося унитарного государства, ускорению экономического и культурного развития, способен снять определенные противоречия между национальностями.

 На протяжении  истории понятия “Россия”, “Российская  империя”, “Советский Союз” охватывали  примерно одну и ту же территорию. В настоящее время происходит  формирование Российского государства  в новых территориальных границах, в иных геополитических, экономических и прочих условиях. Поэтому говорить о развитии федеративных отношений в России, лучше с точки зрения государственно-территориального устройства.

 В современных  условиях в преобразовании из  формально федеративного, а фактически  унитарного Российского государства в подлинно федеративное, можно выделить следующие основные вехи развития:

1-й этап. С  12 июня 1990 г. по декабрь 1992 г., от  провозглашения Декларации о  государственном суверенитете до  распада СССР.

Информация о работе Государство