Государство в политической системе общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:44, контрольная работа

Описание работы

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других – более широких и емких явлений, одним из которых является политическая система.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие государства…………………………………………………………
2. Понятие и теория в политической системе общества..
3. Место и роль государства в политической системе общества………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 40.27 Кб (Скачать)

           Еще одна теория политической системы – марксистская, согласно которой политическая система, подобно праву, государству и другим политическим явлениям и институтам, представляет собой объективное явление. Ее существование неразрывно связано с существованием и функционированием классового общества. Она формируется и видоизменяется вместе с ним в силу раскола общества на классы и возникновения классовых противоречий. С развитием классового общества и переходом его в бесклассовое, политическая система, согласно марксистским воззрениям, отмирает. На протяжении всего своего существования политическая система неизменно выражает и защищает интересы и волю господствующего класса, а в социалистическом обществе она должна выражать волю и интересы народа. Политическая система, подвергаясь в процессе своего развития прямому воздействию со стороны явлений идеологии, права и морали, постоянно оказывает на них обратное влияние. Аналогичные двусторонние связи устанавливаются также между политической системой общества и экономикой, всей материальной базой общества, образующей определенную систему производственных отношений.

         Основываясь на данных теориях, можно утверждать, что политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике.                                                                                    Политическую систему общества образуют многообразные организации, институты, учреждения борьбы за власть, за ее удержание, использование, организацию и функционирование. Соотношение гражданского общества и его политической системы - это соотношение содержания и формы. Каковы люди, каковы их потребности и интересы, как они удовлетворяют свои потребности, в какие классы и группы входят и какие интересы лежат в основе естественно-исторических образований людей - все это отражается на политических институтах.[12] Благодаря действию политических институтов и структур, политическая система оказывает влияние на различные стороны жизни общества. Действие механизмов политической системы основано на способности властным путем распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению определенные нормы поведения и стандарты. В связи с этим, политическая система включает в себя также и взаимодействие властвующего и подвластного.

Таким образом, политическая система является характеристикой  взаимоотношений между государством и обществом. Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных либо консенсунсных и т.п.), политико-правового статуса государства (конституционного, развитыми или не развитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых), историческим типом государственности (нейтралистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным или пассивным населением, с кровнородственными связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.). Политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, которые нарушают функционирование других систем общества. Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В каждом конкретном обществе его политическая система и соответствующие ей политические идеи, представления, политическое сознание не существуют изолированно, как нечто обособленное, положенное извне. Выступая как совокупность важнейших политических институтов, возникающая и функционирующая на основе определенных политических идей, политическая система того или иного общества и соответствующие ей идеи непрерывно взаимодействуют друг с другом, оказывают постоянное влияние, предполагают друг друга.

Из всего указанного выше следует что, политическая система - это универсальная управляющая  система общества, компоненты которой  связаны политическими отношениями  и которая в конечном итоге  регулирует взаимоотношения между  социальными группами, обеспечивая  стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования  государственной власти.

 

3.Место и роль  государства в политической системе  общества

 

Характеризуя роль и место государства  в политической системе общества, следует исходить, прежде всего, из того, что оно - в любой стране и на любом этапе развития общества - выступает как самая массовая и самая всеобъемлющая организация. Оно объединяет или стремиться объединить вокруг себя различные слои населения.

В конституциях и других законодательных  актах оно стремится определить себя как сообщество всего народа, объединение, действующее ради всеобщего  блага. Это стремление закреплялось и в Конституции СССР 1977г. (ст. 1 “Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны”), и в Конституции Республики Беларусь и в Конституции США (“Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки”).

Аналогичные стремления выражать волю всего народа проявляли себя и  в конституционных актах других государств. “Народ” при этом зачастую является только социальным фоном, за которым скрывается реальная государственная  власть, принадлежащая определенному  классу, социальному слою или правящей группировке. В реальности же именно те, в чьих руках находится государственная  власть, являются реальными творцами внутренней и внешней политики.

Сказанное, однако, не означает, что  государство ограничивает свою социальную базу лишь непосредственно стоящими у власти правящими кругами. Напротив, государство прилагает реальные усилия для расширения своей социальной базы, которая обеспечивает ему стабильность. В идеале каждое современное государство  стремится к тому, чтобы его  социальная основа, закрепленная конституцией, которую составляют все подданные  государства, превратилась в его реальную основу. Для проведения эффективной деятельности, то есть полноценной реализации своих функций государству необходимо иметь как можно большее число убежденных сторонников его внутренней и внешней политики.

Особое место и роль государства в политической системе  общества определяется еще и тем, что в его руках находятся  огромные материальные и финансовые ресурсы.

государственных функций.

Как показывает практика, наличие  хорошо развитой государственной формы  собственности необходимо для нормального  функционирования государства. Однако, как считают отечественные правоведы, необходимым условием стабильности общества и политической системы  в целом является сосуществование  на равных правах самых различных  форм собственности. Государство в  этом смысле не должно подавлять прочие составляющие общественной системы.

Основное отличие государства  от других политических институтов общества состоит, прежде всего, в том, что  ему принадлежит высшая власть в  обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население  и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах - полномочиях  отмены всякой другой власти, а также  на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия  относятся законодательство, аппарат  чиновников, армия, суд и т.д.

Политические партии и массовые общественные организации также  могут иметь свои постоянно действующие  аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в свое структуре, например, таких органов, которые  призваны охранять действующую в  обществе правовую систему - органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры и т.п., функционирующих в интересах всех членов общества.

Среди различных элементов политической системы государство выделяется еще и тем, что располагает  разветвленной системой юридических  средств, которые дают ему возможность  управлять многими отраслями  экономики и оказывать воздействие  на все общественные отношения. Обладая  соответствующими полномочиями, различные  государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Достигается это по-разному - путем воспитания, поощрения и  убеждения, осуществлением постоянного  контроля за точным осуществлением этих актов, применением в необходимых случаях мер государственного принуждения. Следует отметить, что в некоторых странах общественные организации могут иметь в своем распоряжении неприсущие им юридические рычаги воздействия. Однако они, в отличие юридических средств воздействия, находящихся в руках различных государственных органов, носят ограниченный характер. Возникают они у общественных организаций не в силу самой природы данных объединений, а в результате того, что само государство наделило их правом издания юридических актов.

Наконец, государство обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает  как один из признаков государства. Его содержание заключается в  верховенстве этой власти по отношению  ко всем гражданам и образуемым ими  негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении  страны (государства) на внешней арене.

Таким образом, государство и общественные объединения – это самостоятельные  части политической системы. Они  обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних  дел.

Функционирование политической системы  общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные структуры  политической системы действуют в рамках и на основе законов, которые образуют правовой фундамент государственной и общественной жизни.

Конечно, названные особенности  не исчерпывают всей специфики государства  как элемента политической системы  общества на фоне всех других ее структурных  элементов. Но они дают общее представление  о государстве, а также о факторах, определяющих место и роль государства  в политической системе общества.

Заключение

Решающую роль среди всех объединений – составных частей политической системы общества -  всегда играло и продолжает играть государство.

В структуре политической системы общества государство является объективно необходимым ее составным  элементом на протяжении всей истории  развития общества, а, следовательно, и  его самого.

Государство выступает, прежде всего, в качестве  альтернативы  в бесплодной борьбе  между различными  социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми  интересами.

Его можно рассматривать  как организационную  форму, как  союз людей, объединившихся для совместного  проживания.

В ряду  факторов, обусловивших  появление государства, важное место  занимает  социально-классовое  расслоение общества. Отсюда  следует, что государство  выступает политической организацией  экономически господствующего класса.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Ачкасов В.А., Гуторов В.А. Политология: Учебник. – М.: Юрайт, 2006
  2. .Кузык Б.Н. Россия и мир в XXI веке. – М.: Институт экономических стратегий, 2006;
  3. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000.
  4. Чуланов Ю.Г. Политическая жизнь современной России. – СПб.: СПбГУЭФ, 2007
  5. http: // www.humanites.edu.ru

Информация о работе Государство в политической системе общества