Государство как политический институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 07:33, контрольная работа

Описание работы

Существует колоссальный разброс общественного мнения, характеризующего отношение населения к государству, - от абсолютизации его роли как единственного источника общественного благополучия до такого же абсолютного отрицания всякого государства. И обе эти крайности существуют в общественной мысли и практике со времён Платона и Аристотеля, т.е. на протяжении всей истории развития государства и общества.

Содержание

Введение
1. Признаки государства и его генезис 5
2. Функции государства 8
3. Исторические типы и формы государств 11
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 53.32 Кб (Скачать)

 

 

2.Функции государства

Государство выполняет ряд  функций, которые отличают его от других политических институтов. Традиционно  функции государства подразделяют на внутренние и внешние по сферам реализации общезначимых целей.

Функции государства - это деятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией.

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. Кроме того, в настоящее время важнейшей задачей всех государств является охрана окружающей среды. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную). организаторскую, правовую, политическую, образовательную, культурно-воспитательную и т.д.

Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического поста или осуществления санкций.[2.,с.243]

Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страхования жизни, собственности, здоровья.

Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов. Защита правовых норм осуществляется специальными правоохранительными органами государства (суд, прокуратура и т.д.).

Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, возможности самореализации в творчестве.

Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете  государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в  виде налогов направляется в государственный  бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль за правильностью расходование налогов.

Функция охраны правопорядка - это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, личность как гражданин, как член общества, как свободный индивид, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняет свои интересы, интересы всего общества.[]

Природоохранительная (экологическая) функция - жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового сообщества в целом. Земля как объект совместного проживания требует к себе наиболее рационального и нравственно - чуткого отношения. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов).

Одной из главных является политическая функция государства, которая состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения или поддержания политического господства класса-собственника.

Внешние функции государства представляют собой основные направления его деятельности на международной арене. Они призваны решать следующие внешние задачи государства: установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами и обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии. В соответствии с указанными задачами различаются две основные внешние функции государства: взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества и оборона страны от нападения извне.

Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами - это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.[3., с.144]

Функция государства по обороне  страны от внешнего нападения - составляет важное направление его деятельности. История подтверждает, что на всех этапах развития государственно-организованного общества существовала объективная необходимость защиты от внешних агрессоров свободы и независимости страны, ее суверенитета и территориальной целостности. Войны в защиту Отечества, за освобождение территории государства от оккупантов с точки зрения международного права считаются законными и справедливыми. Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время - это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы.

Таким образом, функции государства - это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами. Взаимное равноправное партнерство государств, их совместные усилия по разрешению общих проблем, стоящих перед человечеством, создают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности отдельных индивидов, различных государственных и общественных объединений и мирового сообщества в целом.

 

3.Исторические  типы и формы государств

Понятие исторического типа связывается с установлением  закономерной зависимости классовой  сущности государства и права  от экономических отношений, которые  господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития. Исторический тип государства, согласно марксистско-ленинской теории, выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической  основой, обусловленной господством  данного типа собственности на средства производства. Единство экономического строя различных стран проявляется  в господствующем типе собственности  на средства производства, а следовательно, в экономическом господстве определенного класса (классов), в общности основных черт классовой структуры общества, оказывающей определяющее влияние на классовое содержание государства и права.

Тип государства определяется на основании того, какой экономический  базис это государство защищает, интересам какого господствующего  класса оно служит. При таком подходе  государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.

Формационный критерий, лежащий  в основе марксистской типологии  государства, выделяет три основных типа эксплуататорского государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное — и последний исторический тип  — социалистическое государство, которое, теоретически, в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти  в общественное коммунистическое самоуправление.[5.,с. 340]

Основные характеристики различных типов государства, выделяемых на основании данной концепции.

Рабовладельческий тип государства  — исторически первая государственно-классовая  организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство  — это организация политической власти господствующего класса в  рабовладельческой общественно-экономической  формации. Важнейшая функция этих государств — защита собственности  рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.

Феодальный тип государства  — результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Феодальному типу государства соответствует  определенный тип производственных отношений. Такое государство, согласно марксистской теории, есть орудие классового господства крепостников-помещиков, главное  средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство  обеспечивает право господствующего  класса на землю, на владение крепостными  и присвоение значительной части  их труда. Этим же задачам служит и  правовая система феодального государства.

Буржуазный тип государства  приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует  на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности  на средства производства и юридической  независимости рабочих от эксплуататоров. Марксизм доказывал, что на всех этапах своего развития буржуазное государство представляет собой орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом и другими трудящимися. Экономическому, политическому и идеологическому господству класса буржуазии соответствует и буржуазный тип права, выражающий классовую волю буржуазии, охраняющий капиталистическую систему общественных отношений.

Как утверждают основоположники  марксизма-ленинизма, буржуазный тип  государства — последний тип  эксплуататорского государства. Объективные  противоречия капиталистического общества обусловливают неизбежность пролетарской революции, перехода государственной  власти в руки трудящихся масс, возглавляемых  рабочим классом и его партией, возникновение социалистического  типа государства, а затем полное отмирание государственности как  таковой.

Социалистический тип  государства возникает в результате социалистической революции, которая  ниспровергает отношения частной  собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Отрицая предшествующий тип производственных отношений как эксплуататорский, новое государство создает такую  систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Социалистическое государство — орудие политической власти трудящихся классов. Оно, по представлениям марксистско-ленинской науки, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического  общества.

В марксистском понимании  исторический тип государства определяется зависимостью классового содержания государственной  и правовой организации общества от типа экономического базиса классового общества.

Один из важных моментов марксистско-ленинского учения состоит  в том, что развитие исторических талов государства и права  — это процесс прогрессивного, поступательного движения. Переход  от рабовладельческого типа государства  и права к феодальному и от него к буржуазному означает движение от более простой к более развитой государственно-правовой организации. Однако в отдельных странах под влиянием внутренних и внешних факторов возможен возврат к старой, более низкой с точки зрения прогрессивного исторического движения, государственности.

Смена исторических типов  государства неизбежно влечет за собой ликвидацию устаревшей государственной  машины и создание нового механизма  государства, отвечающего новым  условиям социально-экономического развития общества. Задачи, функции каждого  последующего типа государства намного  богаче и сложнее, чем в предшествующих формациях.

Типология государств тесно  связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного  типа государства устанавливаются  на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления  государственной власти.

Нет четкого соотношения  между типом и формой государства. С одной стороны, в пределах одного и того же типа государства могут  встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой — государства различного типа могут облекаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Информация о работе Государство как политический институт