Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:54, контрольная работа
Государство – это орган власти, управляемый обществом и обеспечивающий целостность, организованность и определённый порядок в нём. Государство является наиболее важным институтом политической системы.
Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. В современной науке государство, в узком смысле, понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.
1. Государство как политический институт. Признаки государства. Происхождение государства. Роль государства в обществе.
2. Две тенденции в развитии современных государств.
3. Основные типы государства.
4. Гражданское общество, правовое и социальное государство.
План:
1. Государство как политический институт. Признаки государства. Происхождение государства. Роль государства в обществе.
2. Две тенденции в развитии современных государств.
3. Основные типы государства.
4. Гражданское общество,
правовое и социальное государство.
1. Государство как политический институт. Признаки государства. Происхождение государства. Роль государства в обществе.
Государство – это орган власти, управляемый обществом и обеспечивающий целостность, организованность и определённый порядок в нём. Государство является наиболее важным институтом политической системы.
Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. В современной науке государство, в узком смысле, понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.
Общими признаки для государства являются следующие:
Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:
Роль государства в жизни общества сводится к основным его функциям: внутренним и внешним.
К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды функций: охранительная, экономическая, социальная, культурно-воспитательная, природоохранительная.
К
внешним функциям, направленным на
обеспечение существования
- защита государства от вооруженных нападений других государств;
- поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей;
- борьба с международной преступностью;
-
участие в международной охране окружающей
среды.
2. Две тенденции в развитии современных государств.
Отношение к государству во все времена отличалось неоднозначностью и сопровождалось противоборством двух основных линий:
1) сторонников первой из них называют государственниками, или этатистами, поскольку они придерживаются позиции этатизма (от франц. Etat - государство) - усиления роли государства в обществе. Этатисты относятся к государству положительно, безоговорочно признают его общественную пользу и выступают за сильную государственную власть;
2) вторая линия - это линия анти- или деэтатизма. Она объединяет тех, кто оценивает деятельность государства главным образом негативно, видя в ней прежде всего отрицательные стороны (неэффективное управление, бюрократизацию, эгоизм и «грязность» политиков, злоупотребления, подавление личности и т. д.) Подобно этим двум линиям в развитии современных государств тоже наблюдаются две взаимосвязанные тенденции этатистская и деэтатистская.
Этатистская тенденция проявляется в повышении роли государства в обществе, в усилении государственного патернализма и росте бюрократических структур. Она вызывается а) неизбежностью государственного регулирования экономики и социальной сферы (так как рыночного саморегулирования явно недостаточно); б) развитием государственного сектора экономики - почты, железнодорожного транспорта, энергетики, космических систем, производства оружия и т. д.; в) расширением международных взаимосвязей, г) необходимостью сглаживания социальных конфликтов, защиты обездоленных людей и т. д.
Деэтатистская тенденция, напротив,
проявляется в ограничении государственной
власти, в переходе этой власти к негосударственным
организациям, в расширении зоны гражданского
общества, наконец, в разгосударствлении
и приватизации экономики и других сфер
жизни общества. Направленность данной
тенденции объясняется в первую очередь:
а) низкой эффективностью государственного
сектора экономики и регулирующих мероприятий
государства, б) растущей бюрократизацией
государственных структур, а также в) стремлениями
людей к большей независимости от государства,
большей самостоятельности и самоуправлению,
к свободному и неформальному общению
друг с другом.
3. Основные типы государств.
Политологи выделяют целый веер взаимопереплетающихся типов, или форм, государства по самым различным признакам. Основные из этих типов можно представить, объединив их, в следующие пять групп.
Организация высшей власти:
Абсолютная - не имеет серьёзных ограничений и носит самодержавный характер (Катар, Султанат Оман, Саудовская Аравия).
Ограниченная - власть ограничена конституцией или парламентом (Бельгия, Дания, Нидерланды, Таиланд, Швеция, Япония).
Различают: президентскую, парламентскую, полупрезидентскую республики.
Президентская: ведущую роль в политической жизни общества играет президент; президент (как и парламент) избирается народом; президент является главой государства и исполнительной власти; власть в стране более устойчива: законодательная и исполнительная ветви вынуждены сотрудничать (Боливия, Венесуэла, Мексика, США, Финляндия, Россия).
Парламентская: тон в политической жизни страны задаёт парламент; выборный парламент формирует и контролирует правительство; президент избирается парламентом и является лишь номинальным главой государства; власть может быть менее стабильной, если парламент раздроблен на конфликтующие партийные группы (Австрия, Индия, Исландия, Италия, ФРГ, Швейцария).
Национально-территориальное устройство.
(Беларусь, Дания, Италия, Польша, Финляндия, Франция).
( Австрия, Бразилия, Германия, Индия, Россия, США).
( Швейцария).
Наиболее впечатляющий прогресс в межгосударственной интеграции – Европейский Союз – ЕС.
Политический режим – это те средства и методы, которыми данная власть обеспечивает своё господство в стране и управление обществом.
По политическому режиму выделяют:
Функциональная направленность.
а) верховенством и всеобщностью закона в обществе;
б) правовым характером самих законов;
в) приоритетом прав и свобод человека;
г) взаимоответственностью государства и личности;
д) легитимностью власти в обществе;
е) разделением властей.
а) движением к утверждению в обществе социальной справедливости;
б) ослаблением социального неравенства;
Информация о работе Государство как основной политический институт