Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:56, доклад
Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права
различались два подхода. Первый – этотистский, исходивший из приоритета
государства над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось как
продукт государственной деятельности, как его (государства) следствие.
Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической
литературе. Считалось, к примеру, что право находится в подчиненном
отношении к государству. Фактическим условием для данного подхода служила
политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства.
Теоретической предпосылкой являлось формально-догматическое отношение к
понятию права как совокупности норм, издаваемых государством.
данных социально-экономических и политических условиях. Государство не
может также использовать право в противоречии с его истинным назначением.
Важна по этой причине научно обоснованная, эффективная юридическая политика
государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества
использовать правовой инструментарий.
Влияние права на государство
В специальной литературе
мало внимание.
Между тем государство
в государстве. Зависимость государства от права проявляется: 1) во
внутренней организации государства и 2) в его деятельности.
1. Исторический опыт доказывает, что для своего существования
государства, как организация, нуждается в праве. Право оформляет
структуру государства и
государственном механизме, взаимоотношения между его основными
звеньями. Посредством права закрепляются форма государства,
устройство государственного
органов и должностных лиц. Право создает юридические гарантии
против возможной узурпации
образом, отношение между государственными структурами получают
правовое регулирование,
С помощь права определяются место, роль, функции частей
государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и
населением. Упорядочивая внутри организованные связи государства, право,
позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства.
Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют
государство как систему с развитым органическим построением. Тем самым
право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев
государственной машины.
2. Известны два метода, посредством
которых государство
свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным
государствам, и цивилизованное
управление социальными
помощью правового
государствам с развитым демократическим режимом. Следовательно,
современное демократическое
осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую
сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое
качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как обще-
социальный регулятор и его использование обусловлено объективными
факторами, находившимися вне государства. Право навязывается
государству в силу
пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не
может манипулировать правом или освободить от него.
Обобщенно можно отметить ряд
направлений, характеризующих
роль права в отношении к государству:
. Право воздействует
на государство при его
отдельной
личностью. Государство
границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на
государство
с помощью права. Ценность
тем,
в какой мере оно обеспечивает
и обеспечивает ли вообще
прогрессивное
развитие личности и
зрения
ценность права если и
той мере, в какой само государство поставлено на службу.
. Право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность
охранительных и принудительных мер государства. Государственная
деятельность посредством права вводится в строгие рамки юридических
требований, приобретает юридическую форму.
. Посредством права определяются границы деятельности государства,
обозначаются
пределы вмешательства в
. Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым
воздействует
на государственную власть в
ее взаимоотношениях с нациями
народностями.
. Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного
контроля
за деятельностью
юридические гарантии ответственного поведения государства перед
населением.
. Право выступает в современных условиях языком общения государства не
только
с населением, но и с другими
государствами, мировым
целом.
. Право (и только оно) является основным средством легитимации
государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и формы
государственного принуждения.
Итак, государство как суверенная власть не может существовать и
функционировать вне права. Концепция господства права (правового
государства) как раз исходит из того, что право в интересах личности,
общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает мощным
ограничителем государственного произвола. В указанном смысле право
выступает как
сила, способная подчинить
выступает над государством для того, чтобы господство не встало над
обществом.
В современных условиях
усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее
право отражает объективные потребности общественного развития, тем в
большой мере оно связывает государство. Активность государства в этом
случае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно и
исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи
связанным с правом, государство может действовать свободно, а значит,
соответствует своему историческому предназначению.