Государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:10, реферат

Описание работы

Государство играет решающую роль в жизни общества. Благодаря появлению государства как органа управления обществом человечество перешло от состояния дикости и варварства к цивилизованности. Государство согласовывает разнообразные социальные интересы, упорядочивает жизнедеятельность общества, обеспечивает его целостность, защищает слабых от произвола сильных, утверждает в отношения между людьми господство силы права вместо господства права силы, которое было присуще во времена дикости и варварства. Вся человеческая история свидетельствует, что наибольшего развития общество достигает только при развитой государственности, и наоборот – разрушение государственности приводило к глубокому социальному кризису и даже к исчезновению общества.
Однако государство не является абсолютным благом, с ним связано и немало негативного. Она может злоупотреблять своим монопольным правом принуждения и совершать насилие над обществом. Государства втягивают народы в кровопролитные войны, могут совершать геноцид относительно властных народов, вводить жесткие законы, облагать население непомерными налогами и т.д. Государственное насилие самое страшное, потому что оно опирается на силу государственной власти с ее карательным аппаратом, совершается в масштабе всего общества и не оставляет гражданам законных путей и способов борьбы против него. Негативные стороны функционирования государства проявляется не только в недемократических политических режимах. Любое, даже самое демократическое, государство стремится к расширению своих полномочий и установлению тотального контроля над обществом.
Однако, государство не является ни абсолютным благом, ни абсолютным злом. С целью минимизации негативных последствий функционирования государства для общества, ограничения возможного зла от нее, человечество отработало ряд теоретических и практических способов. К ним относятся, в первую очередь, теория демократии с ее концепциями и принципами и их практической реализацией. Особое место в арсенале теоретических способов влияния общества на государство принадлежит теории правового государства и гражданского общества.

Содержание

Содержание
Введение 3 стр.
1. Гражданское общество: понятие, основные этапы развития и принципы функционирования. 4 стр.
2. Сущность правового государства, его основные признаки и характерные черты 8 стр.
Заключение 12 стр.
Список используемой литературы 13 стр.

Работа содержит 1 файл

государство и гражданское общество.docx

— 30.86 Кб (Скачать)

-      на право граждан делать все то, что не запрещено законом;

-      на обязанность государства, его органов и должностных лиц и служащих действовать в рамках конституции и законов;

-      на конституционное правление, построенное на принципе разделения ветвей властей;

-      на принцип верховенства конституции по отношению к другим законам;

-      на развитую, четкую и непротиворечивую правовую систему;

-      на принцип независимого суда;

-      на социальный контроль политики и власти;

-      на принцип приоритета норм международного права перед нормами национального права;

-      на независимость массовой информации.

Категория правового государства тесно  связана и, как правило, употребляется  рядом с такими определениями  государства, как демократическое, социальное и светское.

Понятие социальное предполагает, что государство служит обществу и стремится минимизировать неоправданные социальные различия. Социальное государство означает:

-      право человека требовать от государства обеспечения прожиточного минимума;

-      обязанность государства обеспечивать человеку нормальные условия существования (в том числе – не бесплатно);

-      ограничения свободы договоров, включая регулирование цен на определенные товары;

-      четка социальная налоговая политика;

-      принудительное социальное страхование отдельных групп населения.

Демократичность государства обусловлена возможностью предоставления гражданам и их объединениям влиять на принятие государственных управленческих решений. Реализация этой возможности базируется на демократическом политическом режиме и правовой культуре граждан.

Характеристика  государства как светского означает отделение церкви от государства, четкое правовое разграничение их сфер деятельности. Альтернативной светского государства является государство теократическое и клерикальное. В последнем нет слияния светской и религиозной власти, тем не менее, государство закрепляет приоритет одной конфессии, включает в систему образования изучение религиозных догм.

Основные  признаки правового  государства: 

1.  Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность  органов правового государства  базируется на  принципе  разделения  властей на законодательную,  исполнительную и судебную. 

3.  Взаимная ответственность личности и государства.

4. Реальность  прав и свобод гражданина,  их правовая и социальная защищенность. 

5.  Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании  различных  партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

6. Стабильность  законности и правопорядка в  обществе.

Правовое  государство – это путь к возрождению естественно-исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,  общечеловеческих начал в  праве,  самоценности человека.  Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность,  такая же, как демократия, гуманизм, права человека,  политические и экономические свободы,  либерализм и другие.  Суть идеи правового государства - в  господстве права  в общественной и политической жизни,  наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом,  это мера,  масштаб демократизации политической жизни.  Правовое государство открывает  юридически  равный  доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.  В чем  же  заключается  отличие правового государства от государства как такового?  Государство как таковое характеризуется  его  всевластием,  несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных  органов  и должностных лиц.  В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу,  ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную  и правовую защищенность граждан.  Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает  общими  чертами, которые сводятся к следующему:

1.   Ему присуща государственная власть как  средство  проведения внутренней и внешней политики.

2.   Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную  на  соответствующем  социально-экономическом базисе общества.

3.   Располагает специальным государственным механизмом.

4.   Обладает определенной административно-территориальной  организацией на своей территории.

5.   Существует благодаря налогам и другим сборам.

6.   Обладает  государственным суверенитетом.

Особенности механизма правового государства  заключаются в следующем. Все  его структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим  целевым назначением. Наделенные властными  полномочиями, структурные части  и элементы правового государства  в своей специфической форме  деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с  действующим  законодательством. Должностные  лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан,  гарантированные конституцией  и  другими  нормативно-правовыми актами.  Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового  государства  является  способом  его  существования. Функции правового государства реализуются с помощью  его  механизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, гражданскому обществу, которые призваны быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод.

Правовое  государство – многомерное развивающееся  явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.

Основу  правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей,  обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

Правовое  государство — это суверенное государство, которое концентрирует  в себе суверенитет народа, наций  и народностей, заселяющих страну. Осуществляя  верховенство, всеобщность, полноту  и исключительность власти, такое  государство обеспечивает свободу естественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

Список  используемой литературы.

1.   Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. – М.: «Изд-во ПРИОР», 2000. – 432с.

2.   Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 1997. – 475с.

3.   Тодоров И.Я., Чередниченко Э.А. Основы государства и права: Пособие в помощь школьникам, абитуриентам, учителям. – Донецк: ЦПА, 1997. – 256с.

4.   Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. – М.: ИПП «Отечество», 1996. – 344с.

Информация о работе Государство и гражданское общество