Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:33, контрольная работа
Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислению признаков государства.
Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение.
1. Понятие государства и его сущность…………………………………….2
2. Исторические формы государства и политические режимы…………...8
Список используемой литературы…………………………………………… 19
В зависимости от господствующей идеологии и особенностей политической практики тоталитарные режимы подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.
Коммунизм (социализм) стал исторически первой и классической формой тоталитаризма. В нем черты тоталитаризма представлены в наиболее полном виде. Вместе с тем необходимо учитывать, что коммунизм вырос из вековой мечты человечества о всеобщем равенстве, социальной справедливости и разумно организованной общественной жизни. В коммунистической идеологии содержатся гуманные, имеющие общечеловеческий характер ценности. К тому же с середины 50-х годов произошла либерализация этого режима, и он почти не прибегал к массовым репрессиям.
Фашистский режим впервые был установлен в Италии в 1922г. В нем тоталитарные черты были выражены не в полной мере. В государстве влиятельные позиции сохранили король, аристократия, офицерский корпус и церковь. Итальянский фашизм своей целью провозглашал не столько радикальное строительство нового общества, сколько возрождение итальянской нации и величия Римской империи, установление порядка, твердой государственной власти.
Национал-социализм как реальный политический и общественный строй утвердился в Германии в 1933г. Это весьма консолидированный тоталитарный режим, многое заимствующий у советского коммунизма, в частности формы организации тоталитарной партии и государства. Главной целью он провозглашал мировое господство арийской расы, для достижения которого стремился к крайней милитаризации и безудержной военной экспансии, к геноциду в захваченных странах и территориях.
Авторитарный политический режим можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.
Признаки авторитарного режима:
- автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа);
- неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетность их населению;
- игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;
- монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции;
- отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;
- в качество методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;
- отсутствует единая идеология;
- права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);
- личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;
- силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях.
В последние десятилетия интерес к авторитаризму возрос в связи с тем, что аналитики разглядели в нем определенные реформаторские и модернизаторские возможности. Кроме того, выдвигались идеи о том, что переход от тоталитаризма к демократии легче осуществить через промежуточный авторитарный режим. В таком случае авторитаризм определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Утверждают, что он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач.
Однако
авторитарный режим без массовой
поддержки и развития хотя бы минимальных
демократических институтов вряд ли может
быть инструментом прогрессивного реформирования
общества. Поэтому можно, вероятно, лишь
говорить о сочетании авторитарных и демократических
элементов при переходе к демократии,
об укреплении власти при ее подконтрольности
гражданам. Опыт последнего десятилетия
показывает, что демократически ориентирующиеся
авторитарные режимы недолговечны и уступают
место демократии.
Список
используемой литературы
Список
использованной литературы
1. Финансы.
Денежное обращение. Кредит: Учебник для
вузов./ Под ред. проф. Л. А. Дробозиной.
- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997г.
2. Бюджетная
система Российской Федерации: учебник
/ под ред. М. В. Романовского. - М.: Юрайт,
2004г.
3. Финансы:
учебник / под ред. С. И. Лушина, В. А. Слепова.
- М.: Экономистъ, 2003г.
4. Финансы:
учебник / под ред. М. В. Романовского, О.
В. Врублевской, Б. М. Сабанти. - М.: Юрайт
- Издат, 2006г.
5. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. - М.: ИНФРА - М, 2005г.