Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:25, контрольная работа
Центральным элементом политической системы выступает государство. В повседневной жизни термин "государство" отождествляется со страной или обществом. Однако в научной литературе есть 2 главных значения данного термина. Государство трактуется:
• как совокупность государственных учреждений, то существуют аппарат регулирования обществом;
• как специальный вид политико-правовой власти общества.
1 Государство………………………………………………………..3стр
1.1 Понятие и признаки государства………………………………4стр
1.2 Функции государства……………………………………………6стр
2 Политическая система общества…………………………………8стр
3Государство, его место и роль в политической
системе общества……………………………………………………10стр
4Заключение…………………………………………………………14стр
5Список литературы …………………
3. Нормативная
подсистема – политические
4. Культурно-идеологическая
подсистема - совокупность различных
по своему содержанию
- теоретическом (политическая идеология);
- эмпирическом (политическая психология).
Особое внимание уделяется политической культуре – комплексу типичных для данного общества стереотипов поведения, ценностей, политических представлений.
3.Государство, его место и роль в политической системе общества
Характеризуя роль и место государства в политической системе общества следует
исходить, прежде всего, из того, что оно - в любой стране и на любом этапе
развития общества - выступает как самая массовая и самая всеобъемлющая
организация. Оно объединяет или стремиться объединить вокруг себя различные
слои населения.
В конституциях и других законодательных актах оно стремится определить себя
как сообщество всего народа, объединение, действующее ради всеобщего блага.
Это стремление закреплялось и в Конституции СССР 1977г. (ст. 1 “Союз
Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное
государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции,
трудящихся всех наций и народностей страны”), и в Конституции Российской
Федерации 1993 года (ст. 2 “Человек, его права и свободы являются высшей
ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина
– обязанность государства”, ст. 3 “.единственным источником власти в
Российской Федерации является ее многонациональный народ”), и в Конституции
США (“Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного
Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации
совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и
нашему потомству благ свободы, учреждаем и вводим эту Конституцию для
Соединенных Штатов Америки”).
Аналогичные стремления выражать волю всего народа проявляли себя и в
конституционных актах других государств. “Народ” при этом зачастую является
только социальным фоном, за которым скрывается реальная государственная
власть, принадлежащая определенному классу, социальному слою или правящей
группировке. В реальности же именно те, в чьих руках находится
государственная власть, являются реальными творцами внутренней и внешней
политики.
Сказанное, однако, не означает, что государство ограничивает свою социальную
базу лишь непосредственно стоящими у власти правящими кругами. Напротив,
государство прилагает реальные усилия для расширения своей социальной базы,
которая обеспечивает ему стабильность. В идеале каждое современное
государство стремится к тому, чтобы его социальная основа, закрепленная
конституцией, которую составляют все подданные государства, превратилась в
его реальную основу. Для проведения эффективной деятельности, то есть
полноценной реализации своих функций государству необходимо иметь как можно
большее число убежденных сторонников его внутренней и внешней политики.
Особое место и роль государства в политической системе общества определяется
еще и тем, что в его руках находятся огромные материальные и финансовые
ресурсы. В
некоторых странах оно является
монопольным собственником
средств и орудий производства, что особенно ярко проявлялось во
внутриполитической деятельности бывших социалистических стран. Так, в СССР
в исключительной
собственности государства
воды, а также основные средства производства в промышленности, банки,
средства связи, основной жилищный фонд и т.д., иное имущество, необходимое
для осуществления государственных функций.
Как показывает практика, наличие хорошо развитой государственной формы
собственности
необходимо для нормального
Однако, как
считают отечественные
стабильности общества и политической системы в целом является сосуществование
на равных правах самых различных форм собственности. Государство в этом
смысле не должно подавлять прочие составляющие общественной системы.
Основное отличие государства от других политических институтов общества
состоит прежде всего в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе. Его
властная сила универсальна: она распространяется на все население и
общественные партии данной страны; она держится на прерогативах - полномочиях
отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия,
которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают.
К таким средствам
воздействия относятся
армия, суд и т.д.
Политические партии и массовые общественные организации также могут иметь
свои постоянно действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их
нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата
они не имеют в свое структуре, например, таких органов, которые призваны
охранять действующую в обществе правовую систему - органов милиции, суда,
прокуратуры, адвокатуры и т.п., функционирующих в интересах всех членов
общества.
Среди различных элементов политической системы государство выделяется еще и
тем, что
располагает разветвленной
ему возможность
управлять многими отраслями
экономики и оказывать
на все общественные отношения. Обладая соответствующими полномочиями,
различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции
нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию.
Достигается это по-разному - путем воспитания, поощрения и убеждения,
осуществлением постоянного контроля за точным осуществлением этих актов,
применением в необходимых случаях мер государственного принуждения.
Следует отметить, что в некоторых странах общественные организации могут
иметь в своем распоряжении неприсущие им юридические рычаги воздействия.
Однако они, в отличие юридических средств воздействия, находящихся в руках
различных государственных органов, носят ограниченный характер. Возникают
они у общественных организаций не в силу самой природы данных объединений, а
в результате того, что само государство наделило их правом издания
юридических актов.
Наконец, государство обладает суверенитетом. Суверенность политической власти
выступает как один из признаков государства. Его содержание заключается в
верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими
негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении страны
(государства) на внешней арене.
Итак, государство и общественные объединения – это самостоятельные части
политической системы. Они обладают внутренней самостоятельностью и
независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел.
Функционирование политической системы общества осуществляется на основе
правовых норм. Все организационные структуры политической системы действуют в
рамках и на основе законов, которые образуют правовой фундамент
государственной и общественной жизни.
Конечно, названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как
элемента политической системы общества на фоне всех других ее структурных
элементов. Но они дают общее представление о государстве, а также о факторах,
определяющих место и роль государства в политической системе общества.
4.Заключение
В зависимости от степени участия в политической жизни органы и организации – элементы политической системы в научной литературе подразделяются на следующие группы:
Собственно-политические. К их числу относятся государство, все политические партии, отдельные общественные организации.
Характерным признаком этих организаций является их прямая связь с политикой, их активное воздействие на политику.
Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политическая цель.
Несобственное-политические объединения.
К ним относятся такие организации, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других причин.
Политическая
деятельность этих организаций не составляет
основу их функционирования. Она не
имеет для них решающего
Решающая роль среди всех вышеназванных объединений – составных частей политической системы общества - всегда играло и продолжает играть государство.
В структуре политической системы общества государство является объективно необходимым ее составным элементом на протяжении всей истории развития общества, а, следовательно, и его самого.
Государство выступает, прежде всего, в качестве альтернативы в бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами.
Его можно
рассматривать как
В ряду факторов,
обусловивших появление государства,
важное место занимает социально-классовое
расслоение общества. Отсюда следует,
что государство выступает
Право является
необходимым стабилизирующим
Список литературы
1.Теория государства и права. Мелехин А.В. М.: 2007. — 640 с.; Консультант Плюс, 2009, 2-е изд
2. Автор: Горелов А.А.
Издательство: Флинта; МПСИ, 2008 г
3. Краткий учебник для вузов. — М.: Издательская группа НОРМА— ИНФРА-М — 448 с
4.Интернет-рессурсы http://ru.wikipedia.org
5.Интернет-рессурсы http://politologa.net/
Информация о работе Государство, его место и роль в политической системе общества