Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:49, курсовая работа
Законы Вавилонского царя Хаммурапи – самый древний свод законов дошедший до нас. Хаммурапи приказал высечь их на каменной стеле, где был изображен и сам он, и бог Шамаш, дающий эти законы царю. По законам Хаммурапи можно судить об отношениях между людьми древних государств рабовладельческого общества. Изучение данных законов позволяет говорить о том, что законы в первую очередь защищали интересы властителя и верхушки общества - знати и жрецов, затем учитывались права рабовладельцев, которыми являлись почти все вавилоняне.
Цель данной работы – изучить Законы Хаммурапи, дать их характеристику.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ………………….5
1.1Особенности законодательств древней Месопотамии……………..……..5
1.2Законы Хаммурапи как исторический источник……………….………….8
ГЛАВА 2.ОБЩЕСТВЕНАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В ДРЕВНЕМ ВАВИЛОНЕ ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ……………………………………………………………..…….12
2.1 Социально-политическое устройство Вавилонского царства
по Законам Хаммурапи…………………………………………………………12
2.2 Экономика Вавилона по Законам Хаммурапи…………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...……………………..21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
………………………………………………….…………………………………23
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ………………….5
1.1Особенности законодательств древней
Месопотамии……………..……..5
1.2Законы Хаммурапи как исторический источник……………….………….8
ГЛАВА 2.ОБЩЕСТВЕНАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ЖИЗНЬ В ДРЕВНЕМ ВАВИЛОНЕ ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ………………………………………………………
2.1 Социально-политическое устройство
Вавилонского царства
по Законам Хаммурапи………………………………………………………
2.2 Экономика Вавилона по Законам Хаммурапи…………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...…
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
………………………………………………….…………………………
ВВЕДЕНИЕ
Законы Вавилонского царя Хаммурапи –
самый древний свод законов дошедший до
нас. Хаммурапи приказал высечь их на каменной
стеле, где был изображен и сам он, и бог Шамаш,
дающий эти законы царю. По законам Хаммурапи
можно судить об отношениях между людьми
древних государств рабовладельческого
общества. Изучение данных законов позволяет
говорить о том, что законы в первую очередь
защищали интересы властителя и верхушки
общества - знати и жрецов, затем учитывались
права рабовладельцев, которыми являлись
почти все вавилоняне.
В 282-х законах царя Хаммурапи закреплялись
те правила, по которым должны были жить
все слои населения его страны. Здесь не
были забыты ни жрецы, ни воины, ни горшечники,
ни каменотесы, ни кузнецы, ни кожевенники,
ни земледельцы. Здесь же, на стеле, записаны
законы, по которым должна строиться жизнь
в семье.
Таким образом, Законы Хаммурапи дают
нам представление об общественно-политической
и экономической жизни Вавилона во время
правления царя Хаммурапи, так же мы можем
судить о социальной структуре общества.
Кроме этого, изучая Законы Хаммурапи,
мы можем судить о развитии права на Древнем
Востоке и культуре.
Цель данной работы – изучить Законы Хаммурапи,
дать их характеристику.
Задачи:
Источниками для написания данной
работы послужили тексты Законов
Хаммурапи, что позволило изучить
особенности этих законов, а также
устройство Вавилонского государства.
Изучаемый вопрос затрагивается в учебниках
по истории Государства и права, так в
учебном пособии для ВУЗов под редакцией
Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А. «История
государства и права зарубежных стран.
Часть 1» приводится общая характеристика
древневосточного законодательства, особое
внимание уделяется законам Хаммурапи.
В учебнике для ВУЗов Графского В.Г. «Всеобщая
история права и государства» так же рассматриваются
законы Древнего Востока и, в целом, уделяется
больше внимания общественным отношениям.
Учебники по истории Древнего Востока
Васильева Л.С; Авдиева В.И; Дьяконов И.М.,
Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. дают представление
о Законах Хаммурапи, рассказывают об
истории нахождения законов, дают их характеристику.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ
1.1 Особенности законодательств древней
Месопотамии
Законодательный акт, принятый по воле
правителя того или иного царства
очень рано стал источником права
в Древней Месопотамии. Это было
обусловлено особыми условиями
становления и развития многочисленных государств: войнами,
переворотами, завоеваниями, складыванием
непрочных территориально-политические
объединения и прочее.
Первые царские надписи не были законами
или реформами в собственном смысле слова.
Они содержали сведения о действительных
или мнимых победах месопотамских царей,
их благодеяниях жителям своей страны,
городам, храмам, богам. Непременным атрибутом
этих апологетических надписей становится
утверждение о восстановлении справедливости,
о защите царем обездоленных: бедных, сирот,
вдов и т.д. К числу таких исторических
документов и принадлежат так называемые
"реформы" Уруингины, правителя царства
Лагаша, относящиеся к 2400 году до н.э. В
них говорилось о проведенных им реформах,
об освобождении бедняков от долгов, побоев,
произвольных поборов, о защите храмового
имущества, на которое посягали прежние
правители1.
Основная цель Уруингины — оставить память
о себе грядущим поколениям как о радетеле
"старых порядков", "старых обычаев",
в чем сказалось влияние общинной идеологии.
Уруингины не были основным изложением
действующих законов, первые надписи,
между тем, заложили основу письменной
традиции составления и обнародования
законодательных повелений правителя,
законов в собственном смысле слова.
Действующими законодательными актами,
дошедшими до нас, но не в полном объеме
были древнейшие Законы царя Ур-Намму,
основателя династии Ура (конец III тысячелетия
до н.э.), Законы Липид-Иштара, правителя
царства Исины, Законы царя Билаламы царства
Эшнунны (начало 11 тысячелетия до н.э.),
Среднеассирийские законы (середина II
тысячелетия до н.э.) и самый значительный
правовой документ Месопотамии — Законы
царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.), древневавилонского
правителя крупнейшего государства Двуречья2.
Законы Ур-Намму начинаются с пролога,
содержащего сведения об исторических
событиях, добрых деяниях царя, "установившего
в стране справедливость, изгнавшего зло
и раздоры". Далее следует изложение
законодательных нововведений, в частности
об установлении единой системы меры и
веса (гири в 1 мину и в 1 сикль и пр.) как
гарантии новых справедливых порядков:
"дабы сирота не был отдаваем (во власть)
богатого, вдова не была отдаваема (во
власть) сильного, человек сикля (бедный)
не был отдаваем (во власть) человека мины
(богатого)".
По той же схеме — преамбула и изложение
действующих правовых положений — построены
и другие законы. Главная цель пышных прологов,
гласящих о справедливости, великих заслугах
правителя, заключалась в том, чтобы обосновать
угодность, обязательность царских постановлений
и тем самым законность самой царской
власти.
Меняющееся содержание обоснований, отражало
укрепление государственных порядков,
степень могущества того или иного правителя.
Так, если Лугальзагеси, правитель Уммы
(2373—2349 гг. до н.э.), связывал свою власть
с тем, что "в святилищах Шумера в качестве
энси страна его избрала", то Хаммурапи
ссылается на свою богоизбранность, полновластие
как "царя царей", даровавшего великие
блага всем важнейшим городам Месопотамии,
их многочисленным святилищам и бегам.
Вавилон выступает здесь столицей большого
централизованного царства, местом "вечной
царственности" его главного бога Марду-ка,
призвавшего якобы Хаммурапи "даровать
стране справедливость". 3
Несмотря на сходство (иногда текстуальное),
совпадение ряда норм, все эти законы не
могли не содержать и глубоких расхождений,
так как каждый правовой акт отражал реалии
своего времени, особенности своего государства
и пр. Так, Среднеассирийские Законы, появившиеся
на несколько столетий позже Законов Хаммурапи,
были более архаичны по своему содержанию,
по отражению строгих патриархальных
порядков, жестоких наказаний за преступления
и т.д. Уступали они Законам Хаммурапи
и по правовой технике, по степени разработанности
правовых институтов.
Традиционно в законодательстве Месопотамии
значительное место занимали правонарушения,
причиняющие ущерб личности или имуществу
человека, влекущие за собой наказания
в той или иной форме4.
Право Месопотамии так же, как право других
древневосточных государств, несло на
себе заметное влияние религии, религиозной
идеологии. Но это влияние не было столь
глубоким, как, например, в Индии, да и сама
религиозная идеология отличалась рядом
специфических черт.
Таким образом, мы можем говорить о том,
что законы древней Месопотамии несли
в себе одну и ту же цель – укрепить власть
правителя, зафиксировать в виде закона
правовые нормы, которые уже были закреплены
в обществе, и назначить за них наказание.
Так же законы являлись отражение закрепленного
социального неравенства и взаимоотношений
в древнемесопотамском обществе.
1.2.Законы Хаммурапи как исторический
источник
Свод Законов царя Хаммурапи, начертанный
архаической клинописью на базальтовом
столбе являются важнейшим историческим
источником для изучения хозяйственного
и общественного строя Вавилонского царства. На верхней части
столба изображён царь Хаммурапи, стоящий
в торжественной позе перед богом солнца
Шамашем, восседающим на троне. Вся остальная
часть столба покрыта клинописным текстом,
содержащим 247 статей судебника. Пять столбцов,
содержавших 35 статей, выскоблено, очевидно,
эламским завоевателем, который увёз этот
памятник в качестве трофея в Сузы. Этот
пропуск в тексте может быть восстановлен
благодаря найденным копиям кодекса, которыми
древневавилонские писцы и судьи пользовались
в целях обучения, а также в судебной практике.
Кодекс Хаммурапи является дальнейшим
развитием и кодификацией древнешумерийских
законов, оказавших сильное влияние на
вавилонское законодательство. Судебник
Хаммурапи несколько более систематичен,
чем сборники шумерийских судебных решений,
и в нём уже ясно чувствуется попытка законодателя
объединить в группы родственные по содержанию
статьи закона. Однако он всё же ещё не
может быть признан кодексом в полном
смысле этого слова и скорее является
сводом отдельных юридических решений
(казуальное право). Судебник состоит из
трёх частей: 1. Введение. 2. Собственно
судебник. 3. Заключение. Во вступлении
указывается на то, что издание кодекса
имеет своей целью установление справедливости
в стране. Далее царь перечисляет свои
титулы, прославляет своё величие, отмечает
благодеяния, оказанные им стране. Средняя,
основная часть судебника содержит перечень
статей, касающихся уголовного права,
судопроизводства, нарушения права собственности
(кража и грабёж), прав воинов. Отдельные
статьи говорят о правах владения недвижимостью,
о торговле, залоговом праве, семейном
праве, членовредительстве, работе зодчих
и кораблестроителей, найме рабочей силы
и рабстве. В заключительной части царь
перечисляет свои заслуги перед народом,
призывает благословение на голову тех
царей которые будут выполнять его законы,
и посылает грозные проклятия на тех кто
не будет их соблюдать или решится их отменить5.
Законы Хаммурапи были найдены в 1901—1902
гг. французской археологической экспедицией
при раскопках в Сузах (столице древнего
Элама). Характерной чертой Законов Хаммурапи
является их незавершенность. Положения
данного исторического источника главным
образом касаются правового регулирования
отношений, связанных с царско-храмовым
хозяйством. Они не затрагивали многие
важные области внутриобщественных отношений,
отношений общин с царской властью и пр.
Так же данные законы являются доказательством
того, что что наряду с законом особое
место среди источников права отводилось
общинным обычаям, которыми и определялись
эти санкции. Обычаи были главным строительным
материалом для царских кодексов.
Вместе с тем расхождения ЗХ, в том числе
и терминологические, с живой юридической
практикой, с текстами договоров, записанных
на многочисленных дошедших до нас глиняных
табличках, свидетельствуют о том, что
над обычаем работали, а не просто воспроизводили
его в законе.
В Законах Хаммурапи нормы права группируются
по предметам правового регулирования,
а переход от одной группы к другой осуществляется
путем ассоциаций. Так, ст. 6—25 ЗХ посвящены
охране собственности царя, храмов, общинников
и царских людей. Эта группа норм заканчивается
нормой о противоправном завладении чужим
имуществом. Казалось бы, переход к следующей,
ст. 26, открывающей раздел об имуществе,
полученном от царя за службу, согласно
которой воин, не пошедший в поход, подлежал
смертной казни, нелогичен. Между тем логика
древнего законодателя заключалась в
том, что речь шла не столько об ответственности
за дезертирство, сколько за использование
чужого (царского) поля, право на которое
воин потерял, отказавшись идти в поход.
Следующая группа норм (ст. 42—88) регулирует
операции с недвижимостью и ответственность
за правонарушения, касающиеся этого имущества6.
Полноправие вавилонянина было прямо
связано с земельным наделом общинной
земли. По Законам Хаммурапи он терял не
только земельный участок, но и другие
права, если порывал с общиной, даже жена
могла отказаться от беглеца (136). Землевладение
общинника-крестьянина всемерно охранялось
правом. Воинский надел по Законам Хаммурапи
полностью исключался из торгового оборота,
всякая сделка относительно земли воина
считалась ничтожной. Если воин ради избавления
от службы бросал надел, он не терял права
на него в течение года при условии возвращения
к своим обязанностям. Эта земля не переходила
по наследству.
Так же характерной чертой Законов Хаммурапи
являются подробно разработанные и полные
нормы, касающихся договорных отношений.
Первый вид сделок в силу традиционных
представлений о тесной связи вещи с жизнью
индивида требовал выполнения более строгих
условий, чем второй: письменного договора,
клятвы, присутствия свидетеля и пр. К
ним относились договоры купли-продажи,
дарения, раздела наследства, усыновления.
В письменном договоре купли-продажи требовалось
точное обозначение объекта купли, удостоверение
собственнических прав продавца на вещь,
чтобы оградить покупателя от иска со
стороны третьего лица, от обвинения в
краже, от притязаний государства (в частности
при продаже неотчуждаемых царских земель,
земельных наделов воинов и т.д.). Этот
договор мог включать в себя обоюдный
или односторонний отказ от иска и обещание
не оспаривать законченную сделку, скрепляемую
часто специальной прибавкой к договорной
цене ("вартум"). После уплаты цены
договор купли-продажи мог быть расторгнут
только при определенных обстоятельствах,
например при преднамеренном сокрытии
продавцом изъянов вещи7.
Сам факт большого количества статей в
ЗХ, связанных с ответственностью арендатора
земли и пр., свидетельствует о распространении
кабальных условий займа, найма, аренды
земли, от которых страдали, прежде всего,
бедняки. Найденные таблички свидетельствуют
о частых сделках жриц Шамаша в Сиппаре,
передававших землю в аренду при условии
не только арендной платы, но и различных
преподношений арендатора храмам — мясом,
мукой, деньгами. Арендатор платил полностью
оговоренную сумму за аренду чаще вперед,
реже в договор включались условия о выплате
части урожая. Для стимулирования аренды
целины дополнительно к ней в аренду передавался
и обработанный участок, чтобы малоимущий
арендатор мог прокормиться с поля, пока
он поднимает целину8.
Таким образом, ценность такого исторического
источника как Законы Хаммурапи очевидна.
Изучая их, мы можем сделать выводы обо
всех сферах жизни Вавилонского царства.
Кроме того, мы можем говорить о том, что
данные законы являются типичным кодексом
правил для общества древней Месопотамии,
однако в них так же можно найти отличительные
черты, которые присущи исключительно
этому законодательству.
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕНАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ЖИЗНЬ В ДРЕВНЕМ ВАВИЛОНЕ ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ
2.1 Социально-политическое устройство
Вавилонского царства по Законам Хаммурапи
В государстве Хаммурапи
Государство Хаммурапи обладало монополией
силы, твердо опираясь на фиксированный
закон и связанные с ним формы принуждения.
Выдвижение на передний план кодифицированного
законодательства с достаточно строгой
системой наказаний было связано с тем,
что развитие частнособственнических
отношений, товарно-денежных связей и
особенно ростовщичества с его внушительными
процентами (20 — 30 % годовых) вело к быстрому
разорению общинников и обогащению за
их счет частных собственников.9
Изучая законы Хаммурапи мы можем видеть,
что вавилонское общество состояло из
трех слоев населения. Свободный человек
именовался авелум - "человек", или
мар авелим - "сын человека". Это мог
быть и крупный торговец, и мелкий ремесленник,
и крестьянин. Это был слой свободных граждан.
Зависимый человек назывался мушкенум
- "склоняющийся ниц". Это были люди,
работающие на царской земле и обладавщие
ограниченными гражданскими правами.
Хотя они могли иметь рабов, личное имущество,
и их права защищались в суде. Низший слой
вавилонского общества состовляли рабы
- вардум. Это были военнопленные, люди,
попавшие в долговое рабство, обращенные
в рабство за какие-то преступления. Однако
рабы могли иметь некоторое имущество.
Рабовладелец, имевший детей от рабыни,
мог включить их в число своих наследников.
Во главе государства стоял царь, который
обладал неограниченной властью. В его
руках находилось около 30-50 процентов
всех земель. Эти земли он иногда сдавал
в аренду. Волю царя и испольнение царских
законов выполнял царский суд. Финансово-податное
ведомство занималось сбором налогов,
которые взымались серебром и натурой
с урожая, скота, продуктов ремесла. Царская
власть опиралась на армию, формировавшуюся
из отрядов тяжело- и легковооруженных
воинов - редум и баирум. Воины получали
за службу земельные наделы, иногда с садом,
домом, скотом. За это воин должен был исправно
нести службу. Огромный бюрократический
аппарат, который контролировал царь,
исполнял воля царя на местах. При этом
царские чиновники - шакканакку вступали
в тесный контакт с представителями местной
адмистрации : общинными советами и старостами
общин - рабианум. Главным богом Вавилонского
царства стал когда местный бог города
Вавилона - Мардук, который стал считаться
верховным богом, творцом людей и животных.
Таким образом, мы можем говорить о том,
что Вавилонское общество по законам Хаммурапи
состояло из полноправных граждан, которые
назывались "сыновьями мужа", мушкенумов,
являвшихся юридически свободными, но
неполноправными людьми, так как они не
были членами общины, а работали в царском
хозяйстве, и рабов. Если кто-нибудь нанёс
членовредительство "сыну мужа",
то наказание виновному выносилось по
принципу талиона, то есть "око за око,
зуб за зуб", а соответствующее членовредительство,
причинённое мушкенуму, каралось лишь
денежным штрафом. Если врач был виновен
в неудачной операции над "сыном мужа",
то он карался отсечением руки, если от
такой же операции пострадал раб, необходимо
было лишь уплатить хозяину стоимость
этого раба. Если по вине строителя рухнул
дом и в его развалинах погиб сын хозяина
дома, строитель наказывался смертью своего
сына. Если кто-нибудь украл имущество
мушкенума, то ущерб необходимо было восстановить
в десятикратном размере, в то время как
за кражу царского или храмового имущества
предусматривалось возмещение в тридцатикратном
размере10.
Чтобы не уменьшилось число воинов и налогоплательщиков,
Хаммурапи стремился облегчить участь
тех слоёв свободного населения, которые
находились в тяжёлом экономическом положении.
В частности, одна из статей законов ограничивала
долговое рабство тремя годами работы
на кредитора, после чего ссуда, независимо
от её суммы, считалась полностью погашенной.
Если из-за стихийного бедствия урожай
должника был уничтожен, то срок погашения
ссуды и процентов автоматически переносился
на следующий год. Некоторые статьи законов
посвящены арендному праву. Плата за арендованное
поле обычно равнялась 1/3 урожая, а сада
- 2/311.
Воины получали от государства земельные
наделы и обязаны были по первому требованию
царя выступить в поход. Эти наделы передавались
по наследству по мужской линии и были
неотчуждаемы. Кредитор мог забрать за
долги только то имущество воина, которое
тот сам приобрёл, но не надел, пожалованный
ему царём.
По статье 129 кодекса Хаммурапи, муж был
«господином» (бел ашшатим), т. е. полновластным
владельцем своей жены, которую он приобретал,
как рабыню, у своего тестя, внося ему за
неё определённый выкуп. правовое положение
замужней женщины в древнем Вавилоне «было
ослабленным по сравнению с полноправными
людьми, что позволяло в некоторых случаях
с точки зрения права относиться к ней,
как к предмету». Согласно кодексу Хаммурапи
за нарушение супружеской верности жена
и муж несли различные наказания. В случае
неверности мужа жена могла взять своё
приданое и вернуться к отцу, но в случае
неверности жены её следовало «бросить
в воду». В брачных контрактах указывается,
что если жена откажется от своего мужа,
то муж имеет право наложить на неё клеймо
рабства и продать её. Женщина имела ограниченное
право собственности. Вдова не могла в
полной мере свободно располагать своим
имуществом. Законодатель стремился всячески
к тому, чтобы максимально сохранить собственность
в руках одной семьи. Целый ряд статей
кодекса Хаммурапи указывает на то, что
вдова не имела права отчуждать своё имущество
после смерти мужа, ибо это имущество считалось
наследством детей, среди которых старший
сын имел право на получение преимущественной
доли наследства12.
В Вавилоне во времена Хаммурапи оформилась
типичная для древнего Востока деспотия.
Управление страной было строго централизовано,
и вся верховная власть, законодательная,
исполнительная, судебная и религиозная,
была в конечном счёте сосредоточена в
руках царя. Как видно из переписки Хаммурапи
с его чиновниками, царь сам руководит
различными отраслями управления, в частности
организацией искусственного орошения.
Царь лично рассматривает различные спорные
дела и жалобы, поступающие на его имя.
По этим делам царь сам выносит решения
и даёт соответствующие предписания своим
чиновникам. Наконец, особыми указами
царя вносятся необходимые исправления
в календарь13.
Таким образом, мы можем придти к следующим
заключениям: законы Хаммурапи выявляют
социальную структуру общества Вавилонии
– выделяются три основные категории
населения: полноправные свободные люди
– члены общин; юридически свободные,
но неполноправные люди, не являющиеся
членами общин и работающие в царских
хозяйствах; рабы. При определении наказания
часто учитывалось социальное положение
виновного – рабы карались более сурово.
В законах зафиксировано особое положение
воинов: они были обязаны выступать в поход
по первому требованию царя, за службу
получали от государства земельные наделы,
передаваемые по наследству и не отчуждаемые
даже за долги.
2.2 Экономика Вавилона по Законам Хаммурапи
В сборнике законов Хаммурапи имеется
ряд статей, регулирующих аренду земли
или сада, игравшую, судя по многочисленным
частноправовым документам, большую
роль в земельных отношениях того
времени. Плата за арендованное поле
равнялась обычно одной трети урожая, что при плодородии долины Двуречья
было. не слишком высокой платой. При аренде
на условиях отдачи половины урожая, сдававший
в аренду обязывался участвовать в расходах
или в работе по обработке поля. Сад, который
давал больше дохода, сдавался за две трети
урожая. Арендной платой ограничивались
все обязательства арендатора по отношению
к собственнику поля. Аренда была краткосрочной,
не более чем на один или два года. На более
долгий срок сдавалась в аренду ещё не
освоенная земля. В этом случае земля сдавалась
на 3 года с условием внесения арендной
платы лишь в третий год, а поле, предоставленное
для насаждения сада, сдавалось на 5 лет,
и лишь на пятый год арендатор отдавал
собственнику земли половину урожая.
Кредиторами чаще всего выступали торговые
агенты (тамкары), которые были государственными
чиновниками, но одновременно вели разного
рода коммерческие дела также и на свои
собственные средства. В каждом крупном
городе существовало объединение таких
купцов (карум—«пристань»), осуществлявшее
административный надзор за тамкарами
и ведавшее их взаимными расчетами и расчетами
с государством. Тамкары вели международную
торговлю как лично, так и через помощников-щамаллу,
т.е. странствующих торговцев, не располагавших
собственными средствами. Другим важным
видом деятельности торговых агентов
было, как уже отмечено, ростовщичество(А
также, хотя об этом не упомянуто в ЗХ,
сбор налогов.). Займы натурой предоставлялись
под условием роста в одну треть, а займы
серебром — в одну пятую основной суммы,
как правило, на короткий срок — до урожая.
Из деловых документов видно, что существовали
и другие виды роста (вплоть до сложных
процентов). ЗХ пытаются до известной степени
оградить должников от злоупотреблений
со стороны кредиторов: разрешается в
некоторых случаях отсрочка уплаты долга
(§ 48); допускается замена серебра другими
материальными ценностями (§ 51 и 96); запрещается
забирать в покрытие долга урожай поля
или сада (§ 49 и 66); устанавливается наказание
за обмер и обвес при выдаче и возвращении
ссуды (§ 94). 14
Судя по дошедшим до нас контрактам и другим
документам, не все мероприятия Хаммурапи,
направленные на облегчение положения
экономически слабых свободных, проводились
в жизнь. Поэтому даже во время его правления
попытка укрепить экономическое положение
рядовых свободных не имела большого успеха.
Противоречие между бедными и богатыми
продолжало существовать и развиваться
наряду с противоречием между рабами и
рабовладельцами. Царское хозяйство и
частное землевладение.
Значение царского хозяйства было велико
и в области торговли и обмена, развивавшихся
в пределах обширной территории, объединённой
в одно государство завоеваниями Хаммурапи.
Денежные отношения продолжали развиваться,
а тем самым укреплялись частновладельческие
отношения.
Частное владение землёй также продолжало
развиваться и по существу уже мало отличалось
от частной собственности. Способствовало
росту частного землевладения и дальнейшее
расширение царём Хаммурапи сети каналов.
Его деятельность в этом направлении стала
особенно интенсивной после победы над
Римсином. Прорывая новые каналы, царь
стремился восстановить земледелие на
юге, сильно пострадавшее от ожесточённых
войн предшествующих лет. Углубление и
расширение ирригационной сети создавало
условия, в силу которых увеличивалась
пригодная для земледелия территория.
Хаммурапи стремился к расширению садовых
плантаций — очевидно, плантаций финиковых
пальм, создававших одну из основ благосостояния
страны. Закон допускал расширение садовой
земли даже за счёт пахотной15.
Сельское хозяйство было основой всей
жизни в Месопотамии, неудивительно поэтому,
что ЗХ уделяют ему очень большое внимание.
Основным типом хозяйства было мелкое,
крупные землевладельцы обрабатывали
свои земли либо посредством предоставленных
в их распоряжение низших категорий царских
людей, либо сдавая их мелкими участками
в аренду из доли урожая (1/3 или 1/2 урожая
— § 46) или за твердую плату вперед (§ 45).
На арендаторе лежала обязанность вести
хозяйство добросовестно, обеспечивая
надлежащий доход (§ 42—44). Срок аренды
мог быть продлен, если арендатор из-за
стихийных бедствий потерпел убыток (§
47). Земледелец обязан содержать в исправности
оросительные сооружения и несет ответственность
за убыток, который причиняет соседям
его нерадивость (§ 53—56). Крупный и мелкий
скот передавался для пастьбы специальным
пастухам (наемным или царским людям),
которые несли ответственность за потраву
(§ 57—58), а также за любой ущерб в стаде,
происшедший по вине пастуха (§ 263—267).
Работа по найму была, видимо, распространена
довольно широко, наемниками могли быть
и свободные люди, и рабы. ЗХ подробно регулируют
тарифы заработной платы для очень многих
видов труда, от самого квалифицированного
(врач, ветеринар, строитель, корабельщик)
до труда ремесленника (кирпичник, кузнец,
плотник, сапожник, ткач и т.п.), а также
и неквалифицированных видов труда (§
215—224, 253—274). Работников нанимали, как
правило, на короткий срок — на время сева
или особенно жатвы — либо поденно на
время, необходимое для выполнения конкретной
работы. Поэтому и тарифы наемной платы
в основном поденные. Наемник несет материальную
и «уголовную» ответственность за причинение
хозяину убытков. Плата наемному работнику
была рассчитана на возможность прокорма
им семьи в течение периода найма16.
Подводя итог вышесказанному необходимо
отметить следующее: