Государственное устройство и политическая система Малайзии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:25, доклад

Описание работы

Высший орган законодательной власти — двухпалатный парламент. Верхняя палата — Государственный совет, состоит из 68 членов, 26 сенаторов избираются путём прямых выборов законодательными ассамблеями штатов (по два от каждого штата) и 42 назначаются верховным правителем по рекомендации премьер-министра. Срок полномочий — 3 года, не прерывается роспуском парламента. Нижняя палата — Народный совет, насчитывает 192 депутата. Избираются прямым голосованием из числа победивших на всеобщих выборах партий. Функционирует в течение 5 лет со дня начала 1-й сессии. Спикер обладает широкими полномочиями: председательствует на заседаниях и руководит их ходом, следя за соблюдением процедур, имеет право закрыть или отложить заседание палаты.

Работа содержит 1 файл

малайзия.docx

— 25.83 Кб (Скачать)

Государственное устройство и политическая система Малайзии

М. — конституционная  монархия. Верховный правитель (король) избирается на 5 лет из числа 9 наследственных правителей (султанов) штатов Западной Малайи. Действует (с поправками) Конституция 1957.

В административном отношении  М. делится на 13 штатов: Перлис, Кедах, Пинанг, Перак, Келантан, Тренггану, Паханг, Селангор, Негри Сембилан, Ма-лакка, Джохор, Саравак и Сабах. Имеются также три федеральные территории — Куала-Лумпур, Путрад-жая и Лабуан.

 

Крупнейшие города —  Куала-Лумпур, Джоржтаун, Серимбан, Ипох, Джохор-Бару, Порт-Кланг, Кота-Кинабалу.

 

Основные принципы государственного управления: уважение монархических  традиций, положений Конституции  и поддержание межнациональной  и межконфессиональной гармонии. Последнему пункту придаётся первостепенное значение.

 

Высший орган законодательной  власти — двухпалатный парламент. Верхняя  палата — Государственный совет, состоит из 68 членов, 26 сенаторов  избираются путём прямых выборов  законодательными ассамблеями штатов (по два от каждого штата) и 42 назначаются  верховным правителем по рекомендации премьер-министра. Срок полномочий — 3 года, не прерывается роспуском парламента. Нижняя палата — Народный совет, насчитывает 192 депутата. Избираются прямым голосованием из числа победивших на всеобщих выборах  партий. Функционирует в течение 5 лет со дня начала 1-й сессии. Спикер обладает широкими полномочиями: председательствует на заседаниях и  руководит их ходом, следя за соблюдением  процедур, имеет право закрыть  или отложить заседание палаты.

 

Высший орган исполнительной власти — кабинет министров. Имеет  право издавать законы и подзаконные  акты без одобрения парламента. В  значительной степени функции правительства  дублируются решениями администрации  премьер-министра.

 

Глава государства —  верховный правитель, султан штата  Перлис—Сайед Сираджауддин Сайед Путра Джамалаллайл (с декабря 2001). Глава государства совместно с Советом султанов штатов выполняет функции высшей инстанции толкования актов законодательной власти.

 

Глава исполнительной власти — премьер-министр, лидер партии, победившей на всеобщих выборах. Премьер-министр  — Абдулла Бадави (с октября 2003).

 

Политические деятели: Онн Джафаар, основатель Объединенной малайской национальной организации (ОМНО); Абдул Рахман — первый премьер-министр страны (1957—70); Абдул Разак — премьер-министр (1970—76); Онн Хуссейн (1976— 81), Махатхир Мохамад (1981—2003).

 

Избирательная система  строится на принципах прямого тайного  волеизъявления. В стране действует  система избирательных участков, открытых для всех политических партий и организаций (за исключением объявленных вне закона). Исполнительную власть на местах осуществляют главные министры штатов, формирующие местные правительства на основе большинства в региональных законодательных ассамблеях.

 

Доминирующие позиции  во внутриполитической жизни занимает Национальный фронт в составе 14 общенациональных и региональных партий. Ведущая роль принадлежит крупнейшей, фактически правящей партии — Объединённой малайской  национальной организации (ОМНО). Её основные партнёры по коалиции — Китайская  ассоциация М. (КАМ) и Индийский конгресс М. (ИКМ).

 

Оппозиция представлена Панисламской партией М. (ПАС), Национальной партией  справедливости (НПС), Народной партией  и Партией демократического действия. Первые три входят в оппозиционный  Альтернативный фронт.

 

Ведущие организации деловых  кругов: Торгово-промышленная палата М., Ассоциация малайских торгово-промышленных палат, Ассоциация китайских торгово-промышленных палат. Также действуют Торгово-промышленные палаты штатов.

 

Важная роль принадлежит  неправительственным организациям, формируемым главным образом  по этническому признаку.

 

Внутренняя политика определяется концепцией «Видение 2020 года», в соответствии с которой страна к указанному сроку должна превратиться в современное  развитое государство. При этом в  силе остаются закон о чрезвычайном положении, дающий право властям  задерживать подозреваемых в  подрывной деятельности лиц на неопределённый срок; закон о контроле за печатными изданиями; закон о контроле за деятельностью профсоюзов. Данные законы продолжают действовать со времени чрезвычайного положения (1948—60).

 

Своеобразие внутриполитической ситуации — сосредоточение ключевых позиций в государственно-административном аппарате в руках малайской общины при сохранении доминирующих позиций  в экономике у этнических китайцев. Правительству Махатхира Мо-хамада в целом удавалось поддерживать баланс между этими двумя крупнейшими национальными группами.

 

На рубеже 21 в. произошло  заметное обострение противостояния между  правящим Национальным фронтом (НФ) и  оппозиционным Альтернативным фронтом (АФ), возглавляемым Панисламской партией (ПАС). На всеобщих выборах 1999 оппозиция  завоевала 27 мест в парламенте, ПАС  возглавила правительства штатов Келантан и Тренггану.

 

Во внешней политике М. — принципиальная сторонница многополярной  архитектуры международных отношений, в центре которой находилась бы реформированная  в интересах развивающихся стран  ООН. По мере сил и возможностей М. противодействовала установлению единоличного доминирования какой-либо державы  в современном мире.

 

Пристальное внимание уделяется  международным экономическим отношениям, М. выступает за их кардинальный пересмотр, исходя из того что основные проблемы должны решаться путём согласованных  действий между ведущими промышленно  развитыми державами и развивающимися странами. В целом, позитивно оценивая продолжающиеся в рамках ВТО многосторонние переговоры по либерализации торговли и сферы финансовых услуг, М. считала, что эти процессы, имея в принципиальном плане объективный и необратимый  характер, должны учитывать интересы и фактическое хозяйственное  положение стран развивающегося мира. Аналогичную позицию страна занимала в АТЭС.

 

М. — одна из стран, основавших АСЕАН. Она активно способствовала принятию в организацию новых  членов (государств Индокитая, а также  Мьянмы).

 

Королевские Вооружённые  силы насчитывают 115 тыс. чел., в т.ч. Сухопутные войска — 90 тыс. чел., ВМС  — 12 тыс. чел., ВВС — 13 тыс. чел. Включают два основных компонента — регулярные силы и их резерв, а также различные  военизированные подразделения. Высший орган, вырабатывающий политику в области безопасности и военного строительства, — Совет национальной безопасности, возглавляемый премьер-министром. Главнокомандующим является глава государства.

 

С учётом динамичного развития военно-политической ситуации в регионе  был принят курс на модернизацию ВС. В 1994 был подписан контракт на поставку 18 самолётов МиГ-29 (получены в 1995), в 2003 — контракт на поставку 18 истребителей СУ-30МК.

 

М. имеет дипломатические  отношения с РФ (установлены с  СССР 3 апреля 1967). М. заявила о признании  РФ 31 декабря 1991.

 

 

 

 

 

В политических системах стран  Юго-Восточной Азии переплетаются  элементы западных либерально-демократических  моделей и самобытные традиции национальных политических культур. Наиболее ярким  примером сочетания западных и восточных  черт служит политическая система современной  Федерации Малайзии.

 

Федерация Малайзия по своему государственному устройств является конституционной монархией. Но сама монархическая форма правления отличается значительным своеобразием, отображающим исторические особенности складывания этого государства.

 

Независимое государство  Малайская Федерация было создано  в 1957 году в составе девяти княжеств полуострова и коронных колоний  Пинанг и Малакка. В 1963 году к нему присоединились колонии Англии на Северном Калимантане, а также Сингапур, правда, через два года вышедший из федерации. Так образовалась современная Федерация  Малайзия.

 

Ныне действующая конституция  вступила в силу одновременно с провозглашением  независимости Малайской Федерации 31 августа 1957 года. В связи с образованием Федерации Малайзии 16 сентября 1963 года в конституцию были внесены дополнения — Акт о Малайзии. Он не изменил  существа Конституции 1957 года.

 

Государственное устройство современной Федерации Малайзии отличается значительным своеобразием. Страна представляет собой федерацию 14 территорий, расположенных на полуострове  Малакка с прилегающими островами, а также на северной части острова Калимантан. Границы федеральных единиц сложились в процессе их исторического формирования. Национальные меньшинства никак не выделяется территориально.

 

Все федеральные единицы  называются штатами, но их статус неодинаков. Девять из них, находящиеся на Малаккском полуострове, являются княжествами (султанатами), в которых и сегодня сохраняется  полуфеодальная система управления. Малайские княжества возглавляют  пожизненные правители, власть которых  имеет наследственный характер. В  семи княжествах они именуются султанами, в княжестве Перлис правитель  называется раджа, в султанате Негери-Сембилан главный правитель (Янг ди-Пертуан Бесар).

 

Малайские султаны не обладают абсолютной властью в своих княжествах. Как и в других штатах Малайзии, в княжествах на основе всеобщих выборов  избираются законодательные ассамблеи  и формируются правительства  во главе с министрами. Основные направления внутренней и внешней  политики страны разрабатываются и  реализуются центральным правительством во главе с премьер-министром. Тем  не менее, малайские султаны играют важную роль в политической жизни  страны. Они обладают рядом привилегий и прерогатив. Среди особых прав султанов наиболее важное – избрание верховного главы государства.

 

Как уже говорилось, Федерация  Малайзия — конституционная монархия. Но пост монарха — не наследственный. Избирать короля и быть избранным  на этот пост имеют право только правители девяти малайских княжеств. Конференция правителей (Совет правителей) избирает из своего состава сроком на пять лет конституционного монарха, возглавляющего всю федерацию. Одновременно с Верховным правителем также  из глав султанатов избирается его  заместитель, который осуществляет обязанности монарха, когда последний не в состоянии это делать.

 

На пост главы государства  избирается обычно самый старший  по возрасту в порядке очередности, 1-ю нельзя повторно избирать султана  королем, пока правители всех княжеств не побывают на этом посту. Первым верховным  главой стал правитель княжества  Негери-Сембилан.

 

Влияние традиционной политической культуры проявляется также и  в том, что Верховный правитель  имеет самый высокий социальный статус и ранг в стране. За ним  следует его жена, затем султаны  и губернаторы. Верховный глава может быть отстранен от власти только решением совета султанов. Монарх выполняет представительские функции главы государства, советуясь с парламентом и правительством.

 

Совет правителей, помимо избрания главы государства, также  дает советы при назначении судей, генерального прокурора, членов избирательной комиссии и комиссии государственной службы, которая ведает назначениями на административные должности и перемещением государственных  служащих. Совет принимает или  отвергает законы, касающиеся вопросов, связанных с изменением границ княжеств.

 

Правители княжеств пользуются на своих территориях особыми  привилегиями. Они юридически неприкосновенны. Им также принадлежат все права, прерогативы и полномочия главы  религии в своем султанате. Исключительной прерогативой султанов являются вопросы, связанные с национальными обычаями и традициями. Султаны поддерживают и регулирующую систему социальной организации в своем княжестве.

 

Конституция Малайзии, наряду с отмеченными элементами традиционной политической культуры, санкционирует  деятельность в стране также принципов  и институтов либерально-демократической  модели западного образца. Согласно конституции, власть делится на законодательную, исполнительную и судебную.

 

Высшим законодательным  органом Федерации Малайзии является федеральный парламент, который  состоит из сената и палаты представителей. Председатель сената и спикер палаты представителей определяют дату начала сессии парламента, а Верховный правитель  объявляет о его созыве. Парламент  вырабатывает и утверждает законы, распространяющиеся на всю территорию страны. Он контролирует финансовую деятельность правительства и является местом выражения общественного мнения по вопросам, имеющим общенациональное значение.

 

Сенат состоит из 68 членов, 40 из которых назначаются Верховным  правителем за выдающуюся общественную деятельность, заслуги в своей  профессии, коммерции, промышленности, сельском хозяйстве, культуре и службе на благо общества или в качестве представителей национальных меньшинств и лиц, защищающих интересы коренных народов.

 

Палата представителей полностью выборная. Спикер и его  заместители избираются членами  палаты представителей. Возрастной ценз палаты представителей – 21 год.

 

Парламент функционирует  в течение пяти лет со дня первой сессии, после чего считается автоматически  распущенным. Затем в течение 2—3 месяцев должны быть проведены всеобщие выборы в палату представителей.

 

Исполнительная власть реализуется правительством. Главой исполнительной власти является премьер-министр. Он должен обладать малайзийским гражданством по закону, а не иметь его путем регистрации или натурализации, а также быть членом палаты представителей, а не сената. Премьер-министр председательствует на заседаниях правительства, координирует его политику и административную деятельность министерств и ведомств. Он «дает советы» монарху при назначении судей, членов Избирательной комиссии, Комиссии государственной службы и других высших чиновников.

 

Верховный правитель назначает  кабинет — Совет министров, состоящий  из премьер-министра и не установленного конституцией числа министров, которые  обязательно должны быть членами  парламента (палаты представителей или  сената). Министры назначаются «по  совету» премьер-министра.

 

Как правило, правительство  формирует партия, получившая большинство  на всеобщих выборах и способная  обеспечить себе поддержку в палате представителей. Лидер партии назначается  премьер-министром. Если же этот лидер  теряет доверие большинства членов палаты представителей, то либо кабинет  уходит в отставку, либо он просит, чтобы  Верховный правитель распустил  парламент (фактически палату представителей). Конституцией предусмотрено, что монарх может не согласиться с этим в  том случае, если существует возможность  создания иной партийной коалиции, способной получить вотум доверия  в парламенте.

Информация о работе Государственное устройство и политическая система Малайзии