Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:58, реферат
Современная кратология – “наука о власти” – является информационно-поисковой системой, в которой представлены конкурирующие исследовательские программы. В основе понятия власти лежит идея производства каузальных следствий: власть представляет собой способность оказать определенное воздействие на объект. Концепция власти должна определить критерий (или критерии) существенного (значимого) влияния, отличающие власть от обычной каузальной связи. Критерии значимости, в свою очередь столь же неочевидны при этом связаны со многими дискуссионными вопросами: Что есть власть?
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Политическая власть и механизмы её осуществления……………………….4
Заключение………………………………………………………………………..7
Введение…………………………………………………………………………..8
2.Глобальные проблемы современности………………………………………..9
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованных источников…………………………………………..16
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Политическая власть и механизмы её осуществления……………………….4
Заключение……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
2.Глобальные
проблемы современности……………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………..16
ВВЕДЕНИЕ
Власть как фундаментальная проблема социальных и гуманитарных наук относится к числу “вечных” и всегда будет привлекать внимание исследователей самой разнообразной ориентации. Особый интерес к ней возникает в переломные эпохи социального развития, когда реальной становится угроза дестабилизации механизма социального управления и многое зависит от функционирования политической системы и распределения власти в обществе.
Современная кратология – “наука о власти” – является информационно-поисковой системой, в которой представлены конкурирующие исследовательские программы. В основе понятия власти лежит идея производства каузальных следствий: власть представляет собой способность оказать определенное воздействие на объект. Концепция власти должна определить критерий (или критерии) существенного (значимого) влияния, отличающие власть от обычной каузальной связи. Критерии значимости, в свою очередь столь же неочевидны при этом связаны со многими дискуссионными вопросами: Что есть власть? [1].
Борьба
за власть, как правило, сопровождается
обманом, лицемерием, коррупцией, (опять
же) насилием и кровью. Такой имидж
власти стимулирует общественный интерес
к изучению данного явления и
обеспечивает популярность самого термина.
Власть-это не обычный термин; это термин,
который, хотим мы того или нет, занимает
уникальное место в политическом анализе.
... Другими словами, мы навсегда “обречены”
иметь дело с “властью” и не можем избежать
использования данного понятия при исследовании
общественной жизни [1].
Можно выделить множество первоначальных истоков власти и господства. Самым бесспорным из них является сила, которая, в свою очередь, выступает в разных формах.
Власть — это не что иное, как отчаянная попытка приобрести заменитель силы, когда подлинной силы не хватает. Власть - одно из центральных понятий политологии. Власть необходима для устойчивого существования любой общественной организации, в ней скрещиваются наиболее важные общественные интересы. Вся история человечества пронизана борьбой за власть, именно эта борьба определяет наиболее драматические повороты и замысловатые интриги в жизни государств.
Существуют различные трактовки понятия «власть». Рассмотрим кратко основные. Реляционистские (от англ. relation -- отношение) концепции власти характеризуют власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. Можно выделить три разновидности реляционной интерпретации власти: теории «сопротивления», «обмена ресурсами» и «раздела зон влияния». Бихевиористские концепции власти. Так же как и в реляционистских концепциях власти, бихевиористский подход исходит из ее трактовки как отношения между людьми, при котором одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но при этом особенность бихевиористского подхода заключается в акцентировании внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики и сознания, а следовательно, определяющей формой политической активности человека. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил. Системные концепции власти рассматривают власть как систематизирующее отношение в политической системе общества. Все остальные элементы системы связаны с ней непосредственно или опосредованно [2].
Отличительными чертами политической власти являются: легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны; верховенство, обязательность ее решений для всего общества и соответственно для всех других видов власти; публичность, т. е. всеобщность и безличность, что означает обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона); моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической); многообразие ресурсов.
Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т. д.), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура и т. д.), а также юридической базой. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением. Выделяются различные формы проявления и функционирования власти: насилие и принуждение, наказание и поощрение, контроль и управление, соперничество и сотрудничество. Она может носить как негативный, так и позитивный характер. Из этого можно сделать вывод, что государство обладает публичной властью, т.е прерогативами отдавать приказы и принуждать повиноваться этим приказам, что обеспечивается, в частности, монополией на легитимное насилие. Вместе с тем социальная система власти, будучи некоторой целостностью, включает ряд подсистем правовую, управленческую, военную, воспитательно-образовательную и другие, в которых как по горизонтальному, так и по вертикальному срезу устанавливаются определенные, характерные для каждой из них отношения. Конституции, кодексы, законы, административные решения и т.п. являются средствами реализации власти. В то же время власть подчиняется праву, призванному четко определить властные прерогативы и функции государства. В данном контексте особенность государства состоит в том, что оно обеспечивает реализацию повелительной силы норм права, которые отличаются от моральных, вероисповедных или иных норм, куда государству нет доступа. Власть существует не в вакууме. Основные ее параметры определяются в зависимости от ресурсов, которыми она располагает, целей, которые она перед собой ставит и ее способности контролировать положение. Она предполагает прежде всего взаимодействие между различными ее субъектами, в качестве которых в сфере международных отношений выступают различные государства. В этом контексте можно сказать, что власть — это своеобразная система коммуникации между различными ее субъектами, субъектами и объектами, между двумя или более лицами или сторонами, участвующими в системе властных отношений, а не просто достояние одной из сторон. В сфере международных отношений власть — это прежде всего способность одного субъекта контролировать поведение другого субъекта или группы субъектов. При таком понимании власти необходимо определить, кто кого или что контролирует. А это предполагает, что актеры (действующие лица) международных отношений взаимодействуют друг с другом. Соответственно, власть в данной сфере предполагает конфликт. С этой точки зрения важно определить, как субъекты международной политики, вступающие в взаимоотношения друг с другом или находящиеся в состоянии конфликта между собой, воспринимают и оценивают друг друга. Как правило, субъектов мирового сообщества называют сверхдержавами, великими державами, средними и малыми государствами в зависимости от масштабов власти, которой они обладают. Естественно, от масштабов власти зависит вес и влияние конкретного государства на мировой арене.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из приведенных суждений о власти, можно сделать следующий вывод: власть- это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.
Субъект власти воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Им могут быть индивидуум, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать такими качествами, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.
Власть - всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта, она немыслима без подчинения объекта. Власть подразделяется на политическую, экономическую, социальную, духовно-информационную. Власть- величина не постоянная. Как и сумма денег, объем ее может уменьшаться, или увеличиваться. Власть и сильна и дееспособна не тогда, когда она всемогуща и прибегает к силе в качестве не prima ratio (первый аргумент), a ultima ratio (последний аргумент). Она сильна тогда, когда проявляет максимум заботы о членах общества и обеспечивает оптимальные условия для их безопасности и самореализации. Злоупотребление властью, подавление свободы граждан заложены не в сущности самой власти, а в необоснованной и неоправданной ее концентрации.
Познание
власти - трудный процесс. Но, как отмечал
французский ученый М. Фуко, зная власть,
мы ответим и на вопрос: кто мы? [2].
ВВЕДЕНИЕ
Подъем и упадок мировых держав в последнее время привлек значительное внимание политологов и социологов. Исследование сконцентрировалось на двух вопросах: почему одним государствам удается добиться лидерства, а другим нет; и почему страны, столь успешно взошедшие на пьедестал мирового господства, также успешно его покидают? Подъем и упадок мировых держав - не единственный критерий структурирования мировой политики или теории длинных циклов.
Глобальная
политическая система сегодня радикально
отличается от той, что была тысячу
лет назад (по мнению некоторых, тогда
она вообще не существовала), и, возможно,
что через сто-двести лет она
будет совсем иной. Различие заключается
не только в очевидном ее усложнении, но
и в структуре, предполагающей более высокую
производительность и эффективность,
другими словами, постепенное совершенствование,
сопряженное также с большим количеством
угроз. Поэтому объяснение структурных
перемен в мировой политике, фокусируя
внимание на успехах глобального лидерства,
должно ставить планку выше и объяснять
не только причины прихода к власти и упадка
отдельных государств, но также и то, что
к этому добавляет общая картина [4].
Процессы глобализации экономической, политической, социальной и культурной жизни в XXI веке все более и более настойчиво заявляют о себе. Сегодня жители планеты неминуемо приходят к осознанию существования таких глобальных проблем как поддержание экологического баланса, сотрудничество на международном уровне по вопросам войны и мира, регулирование международной торговли, создание международной системы права и ряда других. Термин “глобальный” (франц. global — всеобщий, от лат. globus — шар) имеет как минимум два значения. Во-первых, он означает всемирный, охватывающий весь земной шар, во-вторых — всесторонний, полный, всеобщий, универсальный.
Появилась даже целая отрасль знания, отвечающая за изучение данных проблем- глобалистика (global studies), предметом исследования которой стали причины происхождения, проявления и пути решения глобальных проблем. В центре внимания этой молодой науки оказались вопросы взаимодействия экологических, экономических, социальных, климатических и других процессов на земном шаре, а также возможности компетентного управления этими процессами с целью совершенствования функционирования земного сообщества как единого целого.
Современные попытки осмысления процесса глобализации приводят к пониманию того, что она представляет собой “…постепенное преобразование мирового пространства в единую зону, где беспрепятственно перемещаются капиталы, товары и услуги, где свободно распространяются идеи и передвигаются их носители, стимулируя развитие современных институтов и шлифуя механизмы их взаимодействия. К концепции глобализации подводят любые попытки обобщения таких процессов, как интенсивная борьба за установление мирового порядка, развитие основных идеологий, скачкообразный рост числа международных организаций, ослабление суверенитета национальных государств, появление и развитие транснациональных корпораций, интенсивная миграция населения и др. В настоящее время можно говорить о реальном возникновении надгосударственной реальности: макро-макросоциальной среды, охватывающей взаимодействие людей и их групп в планетарном масштабе. Уже не оспаривается факт глобального роста международной торговли, и выделение транснациональных корпораций (ТНК) на роль как минимум равных по отношению к национальным государствам субъектов международных экономических и даже политических отношений, в связи с чем специалисты развивают дискуссию о появлении глобальной транснациональной экономики.