Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 01:25, реферат
Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в мировой рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем.
Введение 3
История развития глобализации 4
Место и роль национального государства в условиях глобализации 6
Политические риски открытости 8
Заключение 11
Список использованной литературы 12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Философии»
Реферат
Тема: Глобализация
Выполнила:
студентка гр. ХТ-345
Коннова А.А.
Проверила:
доц. Гулевская Н.А.
Волгоград 2013
Содержание
Введение 3
История развития глобализации 4
Место и роль национального государства в условиях глобализации 6
Политические риски открытости 8
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в мировой рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем [4; с. 6-31].
Основным следствием этого
является мировое разделение труда,
миграция в масштабах всей планеты
капитала, рабочей силы, производственных
ресурсов, стандартизация законодательства,
экономических и технологических процессов,
а также сближение и слияние культур разных
стран. Это объективный процесс, который
носит системный характер, то есть охватывает
все сферы жизни общества. В результате
глобализации мир становится более связанным
и более зависимым от всех его субъектов.
Происходит как увеличение количества
общих для группы государств проблем,
так и расширение числа и типов интегрирующихся
субъектов [7; с. 15-16].
Под глобализацией следует понимать всестороннее сближение и интеграцию всех стран мира в технологической, информационно-культурной, экономической и политической сферах. Хотя сам термин «глобализация» является относительно новым, данное явление имеет свою историю. Тенденции к интеграции и сближению между государствами существовали всегда, но наиболее радикально они проявились в двух исторических периодах. Первый раз – в середине XIX в., до начала Первой мировой войны, и второй раз – в 1990-е гг.
Технологической основой
первой волны глобализации были телефон
и телеграф в сфере коммуникаций,
строительство железных дорог в
сфере транспорта, машинное, а затем
поточно-конвейерное
О постоянно усиливающейся интернационализации (глобализации) экономического развития свидетельствует и тот факт, что мировая торговля росла быстрее, чем мировое производство, а значит, с каждым годом возрастала роль международных экономических связей [5; c. 54-56].
Экономическая глобализация во второй половине XIX – начале ХХ в. подтолкнула интеграционные процессы и в других сферах. Именно в этот период появляются первые международные межправительственные (Всемирный почтовый союз, Международные союз электросвязи) и неправительственные (Красный Крест) организации. Стали проводиться международные спортивные соревнования, что привело к возрождение Олимпийского движения и созданию международных спортивных федераций.
Но наиболее сильно глобализация проявилась в политической сфере. Вслед за мировой экономикой началось формирование мировой политики. Мировое экономическое и социальное развитие происходило под сильным воздействием либеральной политической идеологии. Либерализм обосновывал необходимость экономической свободы на национальном и международном уровнях, считал необходимым стремиться ко все большей взаимозависимости и интеграции как в экономике, так и в политике.
Глобализация оказала прямое влияние и на международные отношения. На рубеже XIX и XX в. состоялось несколько международных конференций, на которых обсуждались вопросы предотвращения войн и конфликтов, мирного сотрудничества государств, совершенствования норм и принципов международного права.
Предпосылки для новой волны глобализации начали формироваться на рубеже 1950-1960-х гг., когда стала разворачиваться новая технологическая революция. В 1970-е гг. последствия этой революции стали сказываться и на материальном производстве, и на других сферах жизни человеческого сообщества, прежде всего в сфере транспорта, информатики и телекоммуникациях.
В полной мере волна глобализации
проявила себя только в 1990-е гг. Произошла
либерализация как мировой
Глобализация порождает серьезные социальные проблемы и внутри развитых стран. Против ряда последствий глобализации выступают профсоюзы и новые социальные движения, получившие название антиглобалистских. Однако оппозиция неолиберальной модели глобализации не имеет единой политической и идеологической платформы [3; с.630-636].
В начале XXI в. на первое место выходит проблема интеграции национальных экономик и финансов в единое целое. Обостряются противоречия между национальным и наднациональным уровнями управления. В политической науке и практике идет переоценка места и роли национального государства в глобальном мире «без границ», все это тесно связано с процессом становления глобального гражданского общества, который находит свое воплощение в деятельности неправительственных организаций и в их стремлении поддерживать справедливый миропорядок.
В научной литературе сложились
две противоположные позиции
по вопросу о будущем
Если сложившаяся модель
мировой экономики входит в противоречие
с моделью наднациональной
Оценивая аргументацию глобалистов, они подчеркивают, что глобализированная экономика позволяет компаниям размещать производственные мощности на тех рынках, где им это выгодно, не обращая внимания на государства. И далее: «Господство быстроразвивающихся международных рынков, переход к гибким методам организации производства и радикальному переструктурированию рабочей силы, невысокие темпы роста в передовых странах, упадок организованного труда и корпоративное посредничество – все это, как внушают нам, доказало устарелость реформистских стратегий и сузило сферу централизованной общенациональной политики, независимо от ее национальности».
Приводимые сторонниками глобализации аргументы относительно отмирания национального государства имеют под собой реальную почву. Несомненно, что в ряде сфер человеческой жизнедеятельности роль государства претерпевает радикальные изменения. У государства в связи с развитием новых технологий действительно уменьшаются возможности контролировать жизнь граждан и внутренние социально-экономические процессы. Это наиболее ярко проявляется в вопросах обороны. В условиях ядерного сдерживания ядерная война стала почти невозможной, войны с мирового уровня перешли на локальный, региональный уровень. Именно данное обстоятельство делает роль государства менее важной для своих граждан.
Опираясь на это, сторонники глобализации считают, что в мировой экономике более эффективны рыночные механизмы и транснациональные корпорации, которые могут сами выполнять государственные функции. Но они игнорируют тот факт, что сформировавшаяся интернациональная экономика, в которой действуют ТНК, существует в рамках национальных экономик, а в них именно государство до сих пор выполняет фундаментальную роль в политико-правовом регулировании сферы их деятельности. ТНК обладают небывалой мобильность, но их транснациональный характер все же не позволяет пока говорить об их экстерриториальности. Апологетам глобализации придется признать, что без сложившейся развитой и дешевой национальной инфраструктуры невозможна высокая деловая активность транснациональных корпораций [6; с. 319-322].
Риск возникает в ситуации, связанной с неопределенностью при вероятности как объективно неблагоприятного последствия для социальных факторов, так и обретения выгод и благ; а это, в свою очередь, предполагает выбор альтернативы действия, принятия решения. Соответственно, политический риск – это возможность возникновения ущерба или, напротив, обретения политических дивидендов как результат деятельности конкретных политических факторов, включая партии, общественные и политические движения, государство.
На протяжении человеческой истории характер политических рисков определял фактор открытости и закрытости социума. Именно этот фактор в значительной степени влиял на содержание рисков. Основу традиционного общества подтачивали два фактора: инновации в виде создания новых средств труда и социальных практик, и отмирание старых элементов общества. Однако процесс социокультурных инноваций является доминирующим. Это может привести к тому, что какой-то исторически ограниченный элемент новизны может оказаться опасным и даже губительным для общества.
Важнейшим компонентом культуры индустриального общества была зарождающаяся культура политического риска. Здесь риски распространились на складывающееся гражданское общество, предполагавшее определенную политическую открытость – стало возможным разрушать «старые» формы правления, заменив их на «новые, улучшенные». Так стали постепенно формироваться системные политические риски.
Возникновение открытого общества – свидетельство единства человечества и его внутреннего существенного разнообразия. «Многоликая глобализация», ломающая «универсалии» и утверждающая культурную открытость вне конкретного пространства и времени, качественно меняет характер политических рисков. Это значит, что открытость и рефлексивность социума связаны друг с другом. Нельзя, изменив одно, не изменить другое.
Таким образом, глобализация, трансформировавшая открытость и рефлективность социума, радикальным образом изменила содержание рисков вообще и политическим рисков в особенности. Практически они касаются всех тех, кто приобщается к глобальному пространству [2; c.55-57].
Трудно даже вообразить, какие новые политические риски возникли вокруг современного гражданства и какие парадоксы происходят с теми, кто поменял универсальное превосходства оседлости на кочевой образ жизни, возрождение которого происходит под влиянием глобальной открытости. З. Бауман, давший одну из наиболее интересных интерпретаций современности и ее рисков, по этому поводу замечает: «Гражданство находилось в тесной взаимосвязи с местом жительства, и отсутствие постоянного адреса и принадлежности к определенному государству означало исключение из законопослушного и защищенного законом сообщества… Мы являемся свидетелями реванша кочевого образа жизни над принципом территориальности и оседлости… Освобождение дорог для кочевого движения и свертывание остающихся контрольно-пропускных пунктов теперь стало метацелью политики, а также войн, являющихся, как первоначально заявил Клаузевиц, всего лишь продолжением политики и другими средствами».
Разумеется, ученый ведет речь не только о явных, но и латентных войнах. Есть мнение, которое мы разделяем, согласно которому политические риски явных войн в культурно открытом социуме уменьшились. «Отход от закрытости, в частности от имперских стремлений поглотить весь мир, выход на первый план ценностей развития и сотрудничества, делает войны как таковые все менее приемлемыми, так как они разрушают взаимопроникновение, основные ценности открытого общества. Отсюда падание ценности войны для них – не только как самоценности, но и как средства».