Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:27, доклад
В зависимости от ресурсов, на которых основывается подчинение, выделяют основные виды власти. Так, Х. Хекхаузен выделяет шесть видов власти: власть вознаграждающая, принуждающая, референтная власть, нормативная, экспертная власть и информационная. Испанский политолог Ф. Лорда-и-Алайс в своей работе анализирует экономическую, военную, информационную власти и власть страха (фобократию). Специфика политической власти. Отличительные черты государственной власти. "Вечные» и специфические формы власти. К первым он относит демократию, олигархию, ко вторым – охлократию, милитократию, идеократию, аристократию, монархию, этнократию, теократию, технократию.
Формы и виды власти
В зависимости от ресурсов, на которых основывается подчинение, выделяют основные виды власти. Так, Х. Хекхаузен выделяет шесть видов власти.
1.
Власть вознаграждающая. Ее
2.
Власть принуждающая. Ее сила
определяется ожиданием В, во-
3.
Нормативная власть. Речь идет
об интериоризированных В
4. Референтная власть. Она основана на идентификации В с А и желании В быть похожим на А.
5.
Экспертная власть. Она зависит
от величины приписываемых А
со стороны В особых знаний,
интуиции или навыков,
6. Информационная власть. Эта власть имеет место в тех случаях, когда А владеет информацией, способной заставить Б увидеть последствия своего поведения в новом свете.
Испанский политолог Ф. Лорда-и-Алайс в своей работе анализирует экономическую, военную, информационную власти и власть страха (фобократию). При характеристике экономической власти (плутократии) он отмечает, что она представляет собой богатство, превращенное в орудие господства в обществе. Экономическая власть - это власть, основанная на богатстве. Ее главное средство – деньги. В настоящее время, отмечает автор, экономическая власть достигла исключительной силы консолидации. Экономическая власть как таковая и сама по себе не прибегает к насилию, однако она способна беззастенчиво попирать все божественные и человеческие нормы. Она как бы остается за занавесом, однако в значительной степени диктует поведение действующих лиц на общественной сцене.
Политическая
наука преимущественно
«Власть»
и «политическая власть» не являются
синонимами. Политическая власть является
разновидностью власти. Она охватывает
все виды властных отношений в
сфере политики. Она выражает способность
субъекта обеспечить подчинение объекта
в сфере политики. Политическая власть
представляет собой специализированный,
организационно-правовой, институционализированный
тип власти. Как пишет французский
политолог Ж. М. Денкен, эта власть
осуществляет специализированные функции,
которые имеют политический характер:
она осуществляет политический выбор
и обнаруживает коллективную волю,
которая противопоставляется
Специфика политической власти выражается в следующем:
·
она формируется путем
· всегда мобилизует на достижение каких-то целей;
· решает проблему согласия, учитывая то обстоятельство, что общество разделено различными интересами;
· основана на маневре, диапазон которого определяется согласием или борьбой;
·
требует концентрации прав и воль
людей в государственных
В современной политической науке можно обнаружить и другой перечень особенностей политической власти: способность и готовность субъекта политической жизни выразить политическую волю; охват всего поля политического пространств; наличие организационных структур, посредством которых субъект политического волеизъявления осуществляет политическую деятельность; воздействие субъектов политической деятельности на формирование права, осуществление законности; обеспечение социального господства в обществе субъекта политической власти.
Довольно остро в науке стоит вопрос о соотношении политической и государственной власти.
Мы
не согласны с К. С. Гаджиевым, что
«государство является главным и
единственным носителем политической
власти». Во-первых, потому что субъектами
(акторами) политической власти могут
являться: государство; политические партии
и организации; правящие элиты, бюрократия,
лобби (группы давления); групповое
и индивидуальное лидерство; личная
власть; отдельные личности (граждане)
в условиях выборов, референдума
и даже толпа (охлос). Множество субъектов
власти позволяет говорить, по крайней
мере, о двух разновидностях политической
власти: государственной и
Во-вторых, в условиях первобытно-общинного строя политическая власть (князя, старейшины) уже существовала, но не было государственной власти, реализация которой предполагает специальный, обособленный от общества аппарат.
Польский
политолог Е. Вятр выделяет характерные
черты государственной власти: «Эта
власть осуществляется с помощью
обособленного аппарата на определенной
территории, на которую распространяется
государственный суверенитет, и
имеет возможность обратиться к
средствам организованного
Традиционно выделяют следующие отличительные черты государственной власти:
· легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
· верховенство, обязательность решений для всего общества и, соответственно, для других видов власти;
· публичность, т. е. всеобщность и безличность, что значит – обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);
· моноцентричность, т. е. наличие одного центра принятия решений;
·
обладание всеми ресурсами
Особой формой власти является общественная власть. Она формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.
М. Дюверже выделяет три этапа эволюции форм власти:
1
этап: Власть анонимна, т. е. распределена
среди членов рода и племени;
проявляется в совокупности
2 этап: Власть индивидуализирована, т. е. власть сконцентрирована в руках вождей, групп (власть вождей, старейшин, императоров).
3
этап: Власть институциализирована,
т. е. опирается на
Дополняя
типологию М. Дюверже, можно сказать
о четвертом этапе, который протекает
в наше время, - власть «надгосударственная»,
представленная законодательными (Европарламент)
и исполнительными (Комиссия Европейских
Сообществ) институтами, властные полномочия
которых распространяются на территорию
и население десятка
Власть как социальное явление выполняет ряд функций. Основные функции политической власти в социальной системе возникают, формируются в процессе реализации потребности управления, регулирования общественных отношений.
Одна из важнейших функций политической власти заключается в сохранении социальной целостности через выстраивание приоритетов, соответствующих ценностям данной культуры, и жесткое следование им; через реализацию потребностей и интересов социальных групп, осуществляющих властные функции.
Другая
функция заключается в
Первые
две функции тесно
Французский
политолог А. Турен отмечал, что
накопление и концентрация национальных
ресурсов также является функцией власти.
Он отмечал, что: «Политическая власть
есть средство от «спонтанности» потребления
к «искусственности»
Одним
из параметров оценки власти является
её эффективность. Об эффективности
власти судят по тому, в какой
мере она осуществляет свои функции.
Можно сформулировать следующее
определение эффективности
В современной политологической литературе выделяют следующие критерии эффективности власти:
· достаточность оснований власти и оптимальность использования ее ресурсов;
·
наличие общенационального
· сплоченность и стабильность властвующей элиты;
· рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур власти;
·
действенность и
·
организационно-техническое и
· наличие действенной системы санкций в случае невыполнения распоряжения властных структур;
·
действенность системы
· адекватное отражение интересов тех социальных групп, на которые власть опирается, вместе с увязыванием их с интересами общества как целого.
Прочность
политической власти, ее авторитет
зависит от того, насколько успешно
она справляется с задачей
регулирования социальных отношений
в обществе. Политическая власть встроена
в систему управления. Социальное
управление – это целенаправленное
воздействие политической системы
на развитие общества. Оно состоит
их двух частей: самоуправление, когда
регуляция системы
Наиболее часто употребляемой является разделение форм осуществления власти: законодательной, исполнительной и судебной.
В зависимости от широты распространения властных отношений можно выделить:
· мегауровень – международные организации, наделенные властными полномочиями (ООН, НАТО и др.);
· макроуровень – центральные органы государства;
·
мезоуровень – нижестоящие
· микроуровень – власть в первичных органах самоуправления и т. д.
Другим основанием для типологизации политической власти является положение М. Вебера о трех типах господства: традиционном, легитимном, харизматическом.
Традиционная
власть основывается на убеждении в
священном, непререкаемом характере
традиций, нарушение которых ведет
к тяжелым магико-религиозным
последствиям. Вся деятельность человека
нацелена на воспроизводство общности,
на обеспечение стабильного