Формы государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 18:38, реферат

Описание работы

Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности какому -либо роду или племени. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает от нападения извне. Постоянное население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Государственная власть распространяется и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Однако они имеют особое правовое положение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Форма государства 4
1. Форма государства 5
1.1. Понятие формы государства 5
1.2. Проблема формы государства 5
1.3. Государственное устройство, как один из аспектов формы государства 6
2. Государственное устройство и его виды 6
2.1. Унитарное государство 7
2.2. Федерация 7
2.3. Конфедерация 7
2.4. Оптимальная форма государственного устройства 8
3. Принципы образования федеральных государств 9
3.1. Государственная целостность 9
3.2. Единство системы государственной власти 10
3.3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами, государственной власти субъектов федерации 10
3.4. Равноправие и самоопределение народов 11
3.5. Равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти 11
4. Особенности Российской Федерации 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 14

Работа содержит 1 файл

ministerstvo_obrazovaniya_rossiiskoi_federacii.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

3. Принципы образования федеральных государств

 

Федеративное устройство государства основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью. Эти принципы являются исходными началами территориального устройства не только самой федерации, но и ее субъектов. К ним относятся:

  1. государственная целостность
  2. единство системы государственной власти
  3. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти  и органами,  государственной власти субъектов федерации
  4. равноправие и самоопределение народов
  5. равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

А теперь рассмотрим, что  же в отдельности представляет каждый их выше перечисленных принципов.

 

3.1. Государственная целостность

 

Федерация состоит из государств (республик, штатов), государственно-территориальных и национально-государственных образований, созданных для достижения общих целей с помощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов федерации к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в целостности федерации. Государственная целостность Российской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции Российской Федерации и Федеральных законов на территории Российской Федерации; единым гражданством Российской Федерации; отсутствием у субъектов права выхода из состава Российской Федерации или иного изменения своего статуса без согласия на то Российской Федерации; единством системы государственной власти.

3.2. Единство системы государственной власти

 

Единство системы государственной  власти - это одна из гарантий государственной  целостности Российской Федерации. Единство системы государственной власти выражается в наличии единого высшего органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.

 Юридические признаки  единства системы государственной  власти заключаются в том, что  совокупная компетенция этих органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одновременно одни и тем же субъектам при одних  и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения. В Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные  государственные органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а так же государственные органы всех субъектов Российской Федерации.

3.3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти  и органами,  государственной власти субъектов федерации

 

Система органов государственной  власти основана на принципе разделения властей не только по горизонтали, то есть между законодательной, исполнительной и судебной властями, но и по вертикали - разграничения предметов ведения и полномочий различных видов органов федерации и ее субъектов. Реализуя принцип разделения властей по вертикали, свойственный сегодня практически всем демократическим государствам, и признавая при этом в достаточно широком масштабе права на самостоятельность субъектов Федерации, то есть создана система, в которой каждый орган осуществляет государственные полномочия по строго определенному кругу вопросов, и только вся система в своей совокупности реализует государственную власть в целом. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что разграничение компетенции между органами власти федерации и ее субъектов базируется на добровольном признании субъектами федерации приоритета ее задач и целей, а следовательно, на ограничение субъектов в их правах.

3.4. Равноправие и самоопределение народов

 

В Российской Федерации  народы пользуются одинаковыми правами. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях. Право народов на самоопределение может осуществляться в самых различных формах. Согласно Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., такими формами являются: создание суверенного государства; свободное присоединение к независимому  государству или объединение с ним; установление любого другого политического статуса. Однако выбор народом одной из форм самоопределения не может вести к разрушению государственного единства и ущемлению прав человека.

 В Декларации подчеркивается  недопустимость использования ссылок на самоопределение для подрыва государственного и национального единства. Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства и страны.

3.5. Равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти

 

Это равноправие означает, что все субъекты, федерации обладают одинаковыми правами в своих  взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Однако из такого равноправия не вытекает, что все субъекты федерации имеют одинаковые права. Так, например, республика в составе Российской Федерации является государством, и она, конечно, не может иметь одинаковые права, скажем, с автономным округом. Вместе с тем, равноправными между собой являются все республики в составе Российской Федерации; все области и края; города федерального значения; все автономные округа.

4. Особенности Российской Федерации

 

 Российская Федерация  характеризуется рядом особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или несколько государств в единое союзное государство. Однако образование Российской Федерации (сначала РСФСР) шло совсем другим путем. Россия не является федерацией, созданной как объединения несколько государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих территорию России. Эти государства, а так же национально-государственные образования и были признаны ее субъектами. Именно поэтому Российская Федерация с самого начала своего создания являлась одновременно и национальным государством русского народа, составляющего подавляющее большинство ее населения и давшего имя республики, и основанной на автономии, объединившей в своем составе русский и многие другие народы.

Порядок образования  Российской Федерации свидетельствует  о том, что с момента своего возникновения эта федерация  носила договорно-конституционный  или договорный характер, поскольку она была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе того, что ее провозгласила конституция.

Не обладая классическими  признаками федеративного государства, Россия как федерация вызывала немало споров. Однако главным аргументом в защиту ее федерального характера служили не те или иные формальные признаки федерации, а воля ее народов, выразивших желание рассматривать свое государство в качестве федеративного.

Ныне Российская Федерация в большей мере походит на классическое федеративное государство, чем ее предшественник - РСФСР. В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие или настоящие автономии, но и области, края, города федерального значения. Таким образом, в настоящее время не часть, как это было прежде, а вся территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов. Однако несмотря на изменение многих ее черт, Российская Федерация была и осталась конституционно-правовой федерацией.

Российской Федерации, как и любая другая федерация, является не союзным государством, а единым государством. Поэтому находящиеся  в ее составе государства - республики не могут заключать с ней  межгосударственные договора на тех же основаниях, что и с зарубежными государствами. Другое дело - многосторонние и двусторонние соглашения Российской Федерации и ее субъектов о распределении полномочий между ними. Именно таким соглашением является Договор то 31 марта 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации.

Сегодня этот договор  в части, не противоречащей Конституции  Российской Федерации, наряду с ней лежит основе отношений Российской Федерации с республиками, подписавшими этот договор. Однако их цель состоит не в том, чтобы установить конституционно-правовой статус этих государств, уже определенный Конституцией Российской Федерации, а в том, чтобы более точно определить механизм реализации государственных полномочий как Федерацией, так и ее субъектами. Они позволяют  повысить уровень взаимопонимания Российской Федерации с ее субъектами, стабилизировать в них политическую обстановку.

В настоящее время Российская Федерация имеет в своем составе три вида субъектов - государства в составе Российской Федерации, преобразованные, как правило, из бывших автономных республик; государственно-территориальные образования - края, области и города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-территориальными единицами Российской Федерации; национально-государственные образования - автономная область и автономные округа. Таким образом, и сейчас сохраняются традиционно свойственные Российской Федерации субъекты - автономные образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, форма  государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем, форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства).

Форма национально-государственного устройства и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения  населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

Политический же режим  характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью  каких приемов и методов государство выполняет свое социальное назначение – обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.

В настоящее время  отечественная теория государства  и права как наука, может предложить более глубокое и достаточно обоснованное понимание формы правления как одной из основных характеристик устройства государства, дать более взвешенную классификацию этих форм, наметить более реальный прогноз их развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Нормативно-правовые акты

1.1.  Конституция Российской  Федерации – М.,  2003. 61с

2. Литература

2.1 Хропанюк В.Н. Теория  государства и права – М., 1994. 377с

2.2 Теория государства  и права. / Под ред. А.Б.Венгеров -  М.; Юрист, 1994. 71с

2.3 Теория государства и права./  Под ред. М.Н.Марченко - М.; Теис, 1996. 475с

2.4. Малько А.В. Теория  государства и права – М.,  2001. 287с

2.5 Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства  – С-Пб., 1971. 268с


Информация о работе Формы государственного устройства