Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:14, контрольная работа
Самоуправляющиеся территориальные единицы обладают самостоятельностью в рамках конституции. Решения органов публичной власти или населения этих единиц, принятые в пределах установленных конституцией или законом автономных прав, не могут быть отменены органами государства или органами публичной власти более крупной единицы.
Форма государственного устройства определяет принципы национально-территориальной организации государства и взаимоотношений центральных органов власти с региональными. Различают три основные формы государственного устройства — унитарное государство, федерацию и конфедерацию.
Введение
Унитарное государство
Федерация
Конфедерация
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
В современной политологии для общего обозначения структурных и властных признаков государства используется понятие «форма государства». Это понятие включает три элемента: форму государственного устройства, форму правления и политический режим.
Проблемы
формы государственного устройства
возникли после того, как увеличившиеся
размеры территории государства,
далеко вышедшей за рамки города
с окрестностями, потребовали создания
специальных органов и учреждений
для управления периферией. В период
абсолютизма центральная власть
в лице монарха определяла
административно-
По мере разложения абсолютизма и перехода к индустриальному строю в низовых территориальных единицах - городских и сельских общинах - начало формироваться местное самоуправление (впрочем, некоторые города пользовались правами самоуправления и в феодальную эпоху), а затем оно стало распространяться и на более крупные территориальные единицы. Происходил, процесс объединения государств, а также, аннексия, то есть насильственное присоединение слабых государств к сильным с сохранением иногда признаков государственности у присоединенных.
Административно-
Самоуправляющиеся
территориальные единицы обладают
самостоятельностью в рамках
конституции. Решения органов публичной
власти или населения этих единиц, принятые
в пределах установленных конституцией
или законом автономных прав, не могут
быть отменены органами государства или
органами публичной власти более крупной
единицы.
Форма государственного
устройства определяет принципы национально-территориальной
организации государства и взаимоотношений
центральных органов власти с региональными.
Различают три основные формы государственного
устройства — унитарное государство,
федерацию и конфедерацию.
Унитарное
государство, наиболее распространенное
в современном мире, характеризуется
единством конституции и
официально представляет страну на международной
арене.
Ещё одним признаком унитарного государства
является наличие единой денежной и соответственно
финансово-экономической системы, а также
наличие единого государственного языка
общения.
Государство
имеет единые вооруженные силы и
службу безопасности. Необходимо заметить,
что в унитарном государстве зачастую
едина и культура, то есть культурные и
общественные ценности. С точки
зрения организации публичной
власти унитарные государства можно
разделить на децентрализованные,
относительно децентрализованные и централизованные.
В
децентрализованных унитарных
государствах существует конституционное
распределение полномочий между
центральной властью и территориальными
единицами высшего уровня.
Это сближает их с федеративными
государствами.
Децентрализованную структуру имеют и субъекты децентрализованных федераций.
Централизованные унитарные государства - это те, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами.
В качестве
примеров унитарных государств можно
назвать Финляндию, Францию, Японию.
Такой была и Российская империя
до 1918 года. В настоящее время в нескольких
унитарных государствах — Великобритании,
Испании, Италии, Дании, Финляндии — существует
административная автономия для отдельных
территорий. Так, в составе Великобритании
ограниченной автономией располагают
Шотландия и Северная Ирландия.
Федерация
предполагает иной тип внутренних связей,
объединяя несколько государств
или территорий (субъектов) в единое
союзное государство при
Основываясь на этом определении федеративного государственного устройства и учитывая всю его неоднородность в различных странах, можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них:
* территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;
* верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;
* субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
* существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;
* основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.
Федерации
строятся по территориальному и национальному
признакам.
I. Территориальная
федерация.
Такая федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъекта федерации.
Государственные
образования, составляющие территориальную
федерацию, не являются государствами,
так как внутренние и внешние отношения
данного субъекта регулируются общефедеральными
органами власти.
Юридическое и фактическое разграничение
компетенции между субъектом и федерацией
определяется конституционными нормами.
Обычно в конституции устанавливается
перечень вопросов, которые
подведомственны только высшим федеральным
органам власти. А все другие, неоговоренные
в конституции вопросы регулируются исключительно
субъектом. Но в конституции иногда составляется
и перечень вопросов
совместного ведения субъекта и федерации.
Такие вопросы обычно субъект с федерацией
решает по согласованию.
Субъекты
федерации лишены права прямого
представительства в
Законодательство в территориальных федерациях не предусматривает, а в некоторых странах и запрещает выход из состава федерации без согласия всех остальных субъектов. Вооруженные силы в территориальной федерации едины. Управление ими осуществляется союзными государствами. Глава федерации является еще и главнокомандующим. У субъектов федерации в мирное время не должно быть своих вооруженных сил. (Пример территориальной федерации-Германия).
II. Национальная федерация.
Национальные федерации наиболее сложные образования. Им присуще все признаки федерации, но кроме них имеется множество особенностей. У такого рода федераций можно выделить ряд черт:
1) Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями, религией и верованиями.
2) Такого рода федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов.
3) Высшие
государственные органы
проживающей на территории федерации.
4) Национальная
федерация обеспечивает
5) В национальной федерации особенностью
является правовое положение ее субъектов.
В такого рода федерации есть понятие
- “Право наций на самоопределение”. То
есть право национального субъекта по
своему
усмотрению выйти из состава федерации,
если он более не желает находиться в союзе
с другими субъектами федерации. Причем
согласие субъектов федерации на это,
как правило, не требуется.
Отличия
территориальной и национальной
федерации.
Эти федерации, прежде всего, отличаются
степенью суверенности их субъектов. Центральная
власть в территориальных федерациях
обладает верховенством по отношению
к высшим государственным органам
членов федерации. Национальное государство
ограничивается суверенитетом национальных
государственных образований. Если в территориальной
федерации субъекты не могут устанавливать
дипломатических отношений
с другими государствами, то субъект национальной
федерации запросто это может устроить.
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов или для достижения каких-либо общих целей – внешнеполитических, оборонительных, экономический и т.д.
Конфедеративный союз – это добровольное объединение государств, в котором каждое из них делегирует общей центральной власти союза строго ограниченный круг полномочий. Общие решения, касающиеся всей конфедерации. принимаются только при наличии согласия представителей всех входящих в нее государств и вступают в силу лишь после утверждения национальными органами власти каждого государства.