Автор: o******************@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 20:03, реферат
Понятие промышленной политики трактуется по-разному и точки зрения все еще широко расходятся. Нужно ли приравнивать промышленную политику к целенаправленным вмешательствам для защиты собственных предприятий от иностранной конкуренции или к субсидированию так называемых будущих индустрий. Тем не менее, федеральное правительство Германии принципиально отказывается от протекционизма и придерживается точки зрения, что будущие рынки могут определяться не политикой, а участниками данного рынка.
Понятие промышленной политики трактуется по-разному и точки зрения все еще широко расходятся. Нужно ли приравнивать промышленную политику к целенаправленным вмешательствам для защиты собственных предприятий от иностранной конкуренции или к субсидированию так называемых будущих индустрий. Тем не менее, федеральное правительство Германии принципиально отказывается от протекционизма и придерживается точки зрения, что будущие рынки могут определяться не политикой, а участниками данного рынка. По их мнению, так можно гораздо лучше узнавать о происходящих конкурентных процессах и о том, какие рынки или технологии имеют потенциал к дальнейшему развитию. Поэтому федеральное правительство придерживается политики, целью которой является улучшение самих условий для промышленной экономики. При этом приоритет - это социальная рыночная экономика. Следуя данной политике, государство создаёт общие условия для хорошего и динамичного экономического развития. В данном случае речь идёт о создание корректных конкурентных условий на международных рынках домашним предприятиям и их работникам.
При этом государственные вмешательства остаются на ограниченном уровне, за исключением некоторых случаев, которые будут описаны ниже. Ведь ответственность за конкурентоспособность, прежде всего, лежит на самих предприятиях, и поэтому становится ясным то, что хорошие условия для промышленности и есть стимулирование роста не только отрасли, но и отдельных фирм.
Проведение целевой промышленной отраслевой политики не состоит в том, чтобы разрабатывать стратегические действия, с целью, чтобы ускорять развитие объектов "престижа" или, чтобы субсидировать совсем слабые отрасли. Содействием к увеличению промышленной отрасли, является создание предпосылок для внедрения инноваций непосредственно в самом производстве. Говоря более подробно, государство не внедряет инновации самостоятельно, а создаёт условия на рынке, при которых предприятия сами заинтересованы создавать и внедрять инновации в собственное производство.
Современная промышленная политика в Германии - это задание индустриальной зоны для всех отраслей, которая располагает, в тесном смысле этого слова, собственными инструментами. Ее заданием является улучшение условий промышленных предприятий и их работников. Так же промышленная политика подразумевает в себе общий политический процесс принятия управленческих решений и заботу о домашних фирмах, что бы те смогли корректно конкурировать на мировых рынках.
При этом могут иметь место ситуации, в которых указано особенное государственное влияние. Например, Федеральное министерство экономики Германии, в пределах федерального правительства, отвечает за координацию действий между политикой и индустрией в стратегических промышленных секторах, таких как морская, авиационная и космическая промышленности. То есть выделяются отрасли с наиболее сложной конкурентной ситуацией или отрасли, требующие больших инвестиций.
На основе данной политики, промышленная политика должна затрагивать почти во все области принимаемых политических решений. При этом наиважнейшие промышленно-политические поля действий - это области исследований и инноваций, образования и квалификаций работников, налогов и налогообложения, энергетики и сырья, окружающей среды, инфраструктуры и внешней экономики.
Следует отметить, что в Германии уже несколько десятков лет остро стоит вопрос об инновациях в производстве. Но помимо этого, так же, немаловажную роль и значимость занимает такой вопрос как высококвалифицированное образование будущих работников и инженеров.
Структурная политика - это ряд политических мероприятий, различных государственных уровней, как Европы, так и Германии, целью которых является влияние на экономическую структуру, что бы та в свою очередь смогла выдержать так называемое глобальное соревнование, по средствам технических и экономических изменений. Данная цель должна быть достигнута на средний или долгосрочный период, что бы закрепить решения принятые в структурной политике (средний период от 5 лет). Требуемые изменения, модернизация или приспособления могут относиться к отдельным отраслям промышленности (секторная) или к отдельным регионам (региональная). Они так же могут создавать улучшения в области инфраструктуры, нацеливаясь на улучшение уровня образования и переподготовки. Одни из важнейших инструментов структурной политики - это льготные налоговые условия и субсидии, приказы и запреты, а также финансовое содействие исследованию и образованию. Не редко имеет месту быть совместное проведение структурной политики отраслевой и региональной, с целью улучшения конкурентоспособности отсталых регионов.
Такое понятие как регион нужно считать разнообразным в смысле структурной политики. В данном случае речь может идти об отдельных экономических областях, федеральных землях или отдельных городах. Тематикой региональной структурной политики является то, что отличает отдельные регионы от других. Это различные по содержанию факторы, которые занимаются выявлением качеств различных регионов (например, население, рынок рабочей силы, структуру производства, аграрный сектор). Цель региональной структурной политики состоит там, чтобы сокращать неравенства между регионами.
В отличие от региональной политики, так же существует и секторная структурная политика. Под вышесказанным понимается все политические действия, направленные на отдельные секторы экономики, то есть на отдельные отрасли (такие как добывающая промышленность и сельское хозяйство). Целью данной политических действий является повышение конкурентоспособности отдельных отраслей. Первые законы, по формированию секторной структурной политики (политики отраслевой промышленности) были приняты в 1968 году. Компетенции по принятию решений в данной области лежат на министерствах экономики (в Германии, почти в каждой земле есть своё министерство экономики), так же Евросоюз имеет некую компетентность в данной сфере. Евросоюз взял на себя влияние на такие отрасли как угледобывающая, металлургия, текстильная.
Все мероприятия, проводимые в этой области, напрямую связаны с новыми технологиями и машиностроением. Так же необходимо отметить что секторная и региональная политика тесно связаны друг с другом. Например, развитие предприятия в той или иной отрасли при развитии уровня безработицы в том или ином регионе. Как таковые конкретны действия здесь не выделяются, просто есть определённая стратегия развития, которой придерживаются те или иные политические институты Евросоюза или Германии при принятии какого-либо решения.
Региональные инструменты:
промышленная политика германия инновация
Секторные инструменты:
В Германии отраслевая политика предполагает чёткое структурное разделение всех отраслей по виду их деятельности. В Германии существует порядка 40 видов отраслей, так же подчёркивает тот факт, что Германия является так называемой промышленной нацией. Ведь практически около 60-70% трудящихся, трудятся именно на промышленных предприятиях, принося немалый вклад в экономику страны. Вся отраслевая политика построена на основе продолжительного экологически чистого развития, создавая и сохраняя тем самым рабочие места, и производя высоко инновационные продукты. Ориентируясь на экологически чистую промышленность, значительное место уделяется вопросам в сфере энергетики, способствуя тем самым к развитию инноваций и новых технологий в данной отрасли, при этом автоматически влияя на другие отрасли, находящиеся во взаимосвязи. Но данные влияния отражаются не только в энергетическом секторе, но и на примере крупных фирм. Когда государство влияет, каким либо образом, на крупное предприятие, с целью поддержания экономической значимости, оно тем самым поддерживает более мелкие фирмы, которые косвенно или напрямую зависят от крупного, например поставщики сырья или услуг. Подобные действия чаще всего происходят на региональном уровне, когда тот или иной регион (в случае с Германией это федеральная земля) способствует развитию крупного предприятия именно в своём регионе и зачастую за счёт регионального бюджета.
Правительство Германии преследует чёткую и ясную линию: "Мы понимаем промышленную политику как политику с целью создания места для развития индустрии. Целью является создание хороших общих условий для промышленных инноваций, инвестиций в производство, не влияя при этом на перемены в структуре". Вот уже около 10 лет перед Германией стоит чёткая цель, создание экологической модернизации, оставаясь при этом открытым партнёром для любого государства с целью улучшения развития экологических промышленностей.
В заключении хочу отметить, что отраслевая политика Германии не имеет каких-то коренных отличий от политик проводимыми другими государствами. Все инструменты воздействия, что были описаны выше, являются основными инструментами для влияния на отраслевую политику в современном мире. Единственное отличие, на мой взгляд, это то что промышленность, как таковая, сама по себе находится на высоком уровне и не требует каких либо конкретных политических вмешательств, за исключением некоторых случаев. Основная цель это воздание условий для развития, как промышленности, так и всех отраслей в целом.
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Формирование промышленной политики в Германии