Форма правления: понятие и исторические разновидности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 20:58, доклад

Описание работы

Еще из Древней Греции идет разделение форм правления на виды в зависимости от числа правящих лиц.
Если власть принадлежит одному – монархия, если немногим – аристократия, если всем – республика. Это деление дошло и до сегодняшних дней, лишь среднее звено – аристократия– было утрачено в ходе развития государственности.

Работа содержит 1 файл

Форма правление.doc

— 29.00 Кб (Скачать)

          Форма правление-это организация высших органов государственной власти, способы их формирования, характер взаимоотношений между собой и с населением страны1.

           Еще из Древней Греции идет разделение форм правления на виды в зависимости от числа правящих лиц.

            Если власть принадлежит одному – монархия, если немногим – аристократия, если всем – республика. Это деление дошло и до сегодняшних дней, лишь среднее звено – аристократия– было утрачено в ходе развития государственности.

    Монархией считают форму правления, обладающую следующими признаками:

    1) верховная власть принадлежит одному лицу;

    2) власть передается по наследству;

    3) власть осуществляется пожизненно;

    4) власть монарха не зависит от населения, он пользуется ею по праву, которое не делегировано ему никакой иной властью;

    5) монарх является юридически безответственным.

            При абсолютной монархии власть  монарха не юридически, не фактически  неограниченна.

             При ограниченной монархии верховная  власть распределена между монархом и другими государственными органами ( парламентами, сословно – представительными органами и др.) Таким образом, основной признак монархии, заключающейся в принадлежности верховной власти монарху, имеет при ограниченной монархии в большей или меньшей степени формальный характер. К ограниченным монархиям можно отнести сословно – представительскую, дуалистическую, конституционную.

            Республика как форма правления  обычно наделяется следующими  признаками:

    1) верховная власть принадлежит коллегиальному органу;

    2) данный коллегиальный  орган избирается всем населением;

    3) он избирается  на заранее установленный срок;

    4) естественно,  что верховный орган зависит  от избирателей.

            Республики традиционно делят на парламентские и президентские. Критерием является процедура формирования исполнительной власти, то кому она подотчетна и подконтрольна.

           В президентских республиках президент является главой государства и, как правило, главой исполнительной власти. Президент единолично, в некоторых республиках с согласия парламента формирует правительство, может его распустить, правительство ему подотчетно.

           В парламентских  республиках  правительство формируется парламентским  большинством. Правительство подотчетно и подконтрольно парламенту. С потерей на очередных выборах парламентского большинства правительство уходит в отставку. В парламентских республиках, как правило, предусматривается пост президента, который, впрочем, играет формальную роль.

           В смешанных республиках полномочия по формированию правительства и контролю за ним делят президент и парламент. 

 

[1]Политология:  Учебник для вузов/Под ред.М.А.Василика. – М.:Юристъ, 1999.

Информация о работе Форма правления: понятие и исторические разновидности