Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 18:41, курсовая работа
Форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Категория «содержание» позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос: кто ее осуществляет. Изучение же «формы» государства позволяет дать ответ на вопрос как формируется власть в государстве, какими органами она представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, каковы взаимоотношения главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти
При республиканской форме
Юридические критерии классификации
форм правления широко использовались
также известным русским
В чем конкретно выражается это «юридическое положение»? Согласно представлениям Ф. Кистяковского и других авторов, многократно подтвержденных самой жизнью и политико-правовой практикой, оно может выражаться, во-первых, в выборности (в условиях республики) или наследственности (в условиях монархии) высших органов государства и самой государственной власти.
Указывая на то, что «обыкновенно
отличительным признаком
Однако, замечает автор, выборные монархии составляют не столько само правило, сколько исключение из него. А кроме того, по наблюдениям автора, «избирательная монархия» везде, где бы она ни существовала, «оказывалась учреждением весьма неустойчивым и нецелесообразным». Она «или приводила к разложению государственного строя, или превращалась в наследственную монархию».
Выборность и наследственность как критерии подразделения форм правления государства на республики и монархии органически сочетаются с такими их немаловажными признаками, как срочность пребывания у власти главы государства в условиях республики и соответственно бессрочность – в условиях монархии.
Данные критерии, впрочем, как многие другие, имеют, естественно, относительный и к тому же формально-юридический характер, поскольку в реальной жизни иногда бывает все наоборот. Однако тем не менее они довольно широко использовались раньше в процессе классификации форм правления как дополнительные критерии. В качестве таковых они могут быть использованы и сейчас.
Во-вторых, различное юридическое положение носителей власти как общий критерий классификации форм правления может выражаться, по мнению ряда авторов, в ответственности их перед народом, нацией, парламентом и т.д. в условиях республики и «полной безответственности» в условиях существования монархии.
Самостоятельность власти монарха и его безответственность, писал Н.М. Коркунов, имея в виду прежде всего «доконституционную» монархию, оказывают значительное влияние «на все формы проявления государственного властвования». Монархический принцип требует, чтобы «в государстве ничего не совершалось против и даже помимо воли монарха».
От его имени отправляется правосудие. Он назначает «всех высших должностных лиц суда и управления». В отношении к законам «ему принадлежит обыкновенно право абсолютного вето и всегда право их обнародования и обращения к исполнению». Разумеется, заключает автор, все эти функции могут принадлежать и президенту республики, но, конечно, огромная разница при этом состоит в том, осуществляются ли они «безответственным монархом или же ответственным перед народом должностным лицом».
Понятие формы правления
является одним из важнейших, содержательных
характеристик правовой науки, государство
ведения в целом.
Несомненно, так же его методологическое
значение - еще Кант рассматривал форму
в качестве принципа упорядочения, синтеза
материи государственности.
На протяжении многих сотен лет, по традиции,
идущей еще от античности, в центре внимания
находились два вопроса: 1) какие формы
правления существуют и 2) какая из известных
форм правления наилучшим образом подходит
для данного времени в данной стране. Вот
эти то основные проблемы и будут являться
целью моего исследования. В настоящее
время форма правления входит составной
частью в более широкое понятие формы
государства, объясняющей организацию
государственной власти и ее устройство.
Ясно, что проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, определяющим образом зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.
Понимание формы государства
сложилось не сразу. Долгое время
форму государства считали
Под формой правления подразумевают
организацию верховной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать
некоторые выводы.
Сопоставление различных моделей,
институтов, форм, процедур свидетельствует
об исключительном богатстве и разнообразии
форм государственности в современном
мире. Государства существуют и функционируют
в различных условиях. Есть неодинаковые
по содержанию и форме капиталистические
государства, свои особенности имеют государства
в различных развивающихся странах, сохранилось
несколько государств тоталитарного социализма,
хотя и в них происходят существенные
изменения, правда, связанные прежде всего
с регулированием экономических отношений.
Особый, переходный характер имеет многочисленная
группа постсоциалистических государств.
Все это отражает богатство форм управления
обществом в современном мире.
Список литературы.
1.Конституция РФ 12 декабря 1993 года.
2. Алексеев С.С. Теория права. Москва. 1994 г.
3.Коробов
Г.А. Теория государства и права. Дискретный
конспект. Воронеж. 1998 г.
4.Пиголкин А.С. Общая теория права. Москва
1996.
Информация о работе Форма государственного правления: понятие, виды