Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:54, лекция
Форма государственного правления (ФГП) – элемент формы государства, представляющий собой организацию высших органов государственной власти, их структуру, порядок образования, распределение компетенции между ними и взаимоотношения с населением.
1. Монархия – такая ФГП, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично монархом и переходит обычно по наследству (абсолютная; ограниченная)
Признаки монархии:
1. Вся полнота власти принадлежит монарху и осуществляется им единолично;
2. Монарх пользуется властью пожизненно;
3. Власть передается по наследству;
Конспект лекции: Форма государственного правления: понятие и виды
Форма государственного
правления (ФГП) – элемент формы
государства, представляющий собой
организацию высших органов государственной
власти, их структуру, порядок образования,
распределение компетенции
1. Монархия
– такая ФГП, при которой
верховная государственная
Признаки монархии:
Бывает абсолютная
и ограниченная монархия (сословно-представительная;
конституционная –
2. Республика
- такая ФГП, при которой
Признаки республики:
Бывает парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).
Введение
Управленческая
деятельность представляет собой сложное
социально-психологическое
Управленческая деятельность многогранна по своим проявлениям. Это и люди, и знания, и информация, и технические средства, которые все вместе образуют сложное комплексное явление.
Формы управленческой
деятельности - это наиболее важные
элементы управленческой деятельности,
посредством которых реализация
компетенции государственных
Формы управленческой деятельности представляют собой внешние, постоянно и типизировано фиксируемые выражения (проявления) практической активности государственных органов по формированию и реализации управленческих целей и функций и обеспечению их собственной жизнедеятельности. По формам мы можем судить о том, что и как делается в государственных органах по осуществлению их компетенции.
Глава 1. Понятие формы управленческих действий
Форма управления -- это внешнее выражение содержания управления, пределы конкретных управленческих действий, совершаемых непосредственно государственными органами и органами местного самоуправления. Форма управления -- это определенная часть управленческой деятельности органа, его структурных подразделений и должностных лиц. Каждая форма управления заключает в себе совершение конкретными субъектами определенных действий, которые специфическим образом раскрывают содержание управленческой деятельности, самого управленческого воздействия. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для Вузов.-М.: Норма, 2004.-С.305-307.
Форма управления
может иметь юридическое
Правовая форма управления -- это внешне выраженное и юридически оформленное действие органа управления публичной власти (или должностного лица), осуществляемое в пределах его компетенции и вызывающее определенные правовые последствия.
Использование в рамках управленческой деятельности различных форм и методов управления обусловливается целями, задачами и функциями государственного управления. Формы управления призваны обеспечить наиболее целесообразное выполнение функций управления и достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени.
Управленческая
деятельность государственных органов
и органов местного самоуправления
(государственных и
Функции управления определяют основное содержание управленческой деятельности. Целям управления подчинены все используемые субъектами управления формы управления. Посредством форм управления органы управления реализуют свои полномочия, соответствующие установленной в нормативном акте компетенции этих органов. Форма управления есть средство реализации управленческих функций для достижения целей управления.
Формы управления
отличаются от форм деятельности других
ветвей власти, т. е. от форм
законотворчества (законодательства) и правосуди
Органы управления
и должностные лица в каждом конкретном
случае избирают специальную форму
управления. Выбор формы управленческих
действий подчинен определенным правилам:
она должна соответствовать компетенции
данного органа (и соответствующих
должностных лиц), назначению, функциям,
правовым методам управленческой деятельности,
характеру разрешаемых
Формы управленческой
деятельности должны соответствовать
содержанию управленческой деятельности,
т. е. для реализации той или иной
функции управления необходимо выбирать
наиболее целесообразные формы, обеспечивающие
качественное выполнение задач с
наименьшей затратой сил, средств и
времени. В процессе государственного
управления должны использоваться, как
правило, только те формы управления,
которые установлены в
Эффективность
использования форм управления обеспечивается
установлением их процессуально
Проблема
правового установления процессуального
порядка совершения управленческих
действий и принятия государственно-властных
решений является сегодня в России
одной из наиболее насущных. Неурегулированность
административных процедур весьма ощутимо
проявляется в практике публичной управленческой
деятельности, и особенно серьезные последствия
возникают в сфере обеспечения и защиты
прав и свобод граждан. Совершенствование
административных процедур и обеспечение
прав и свобод человека и гражданина, например,
-- одно из основных направлений деятельности
Уполномоченного по правам человека в
Российской Федерации, который имеет право
направлять' государственным органам,
органам местного самоуправлени
Глава 2. Виды форм управленческих действий
Формы управленческой
деятельности представляют собой внешние
и устойчиво фиксируемые
По формам исполнительной деятельности можно в какой-то мере судить что, и как надо делать. Среди форм управленческой деятельности обычно выделяют:
- установление
норм права (правотворчество
- применение
норм права (
- осуществление
организационно-штатных
- осуществление
организационно-технических
- осуществление
материально-технического
Перечисленные формы целесообразней объединить в две формы: Административное право РФ /Отв.ред. Н.Ю. Хаманева.-М.: Юристъ, 2004.-С.277-287.
- правовую форму, с помощью, которой закрепляются решения и действия, имеющие юридический смысл и последствия. В них содержатся административно-правовые нормы, регулирующие однотипные управленческие отношения в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и администраций органов МСУ;
- неправовую форму (организационно-техническую и материально-технического обеспечения). Организационно-правовая является смешанной формой воздействия. Например, разработка оптимальной организационной структуры и утверждение правовым актом штатной численности территориального органа государственного управления. Наряду с принятием правовых актов иногда употребляют термин «юридически значимые действия». Например, регистрация жалобы гражданина, выдача справки и т.п. Кроме того, органы исполнительной власти, их должностные лица кроме издания управленческих актов осуществляют достаточно большое количество действий юридического характера, которые не относятся к правовым актам, однако влекут юридические последствия. Например, регистрация юридических лиц, выдача лицензий, специальных прав и многое другое, что также относится по содержанию к функции регулирования.
Посредством
правовых форм закрепляются и реализуются
многие цели, задачи и функции органов
исполнительной власти, государственного
управления, администраций органов
МСУ. Применение различных форм управленческой
деятельности отражает творческий характер
государственного управления, но вначале
обеспечивается юридической регламентацией.
При этом, как правило, правовые формы
принимаются в определенном установленном
организационном порядке. Этот порядок
определен соответствующими регламентами
деятельности органов государственной
власти и органов местного самоуправления.
Нарушения закрепленного в
Поэтому каждый
вид государственной
В правовых формах
проявляется односторонний
Правовые формы государственного управления классифицируются по содержанию, цели и способу выражения.
По содержанию правовые формы актов исполнительной власти, государственного управления можно классифицировать так:
- правотворческая деятельность, заключающаяся в разработке и принятии новых норм;
- усовершенствование существующих, их изменение и дополнение действующих актов управления;
- правоприменительная.
Правотворчество (
Информация о работе Форма государственного правления: понятие и виды