Форма государственного правления: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:54, лекция

Описание работы

Форма государственного правления (ФГП) – элемент формы государства, представляющий собой организацию высших органов государственной власти, их структуру, порядок образования, распределение компетенции между ними и взаимоотношения с населением.
1. Монархия – такая ФГП, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично монархом и переходит обычно по наследству (абсолютная; ограниченная)
Признаки монархии:
1. Вся полнота власти принадлежит монарху и осуществляется им единолично;
2. Монарх пользуется властью пожизненно;
3. Власть передается по наследству;

Работа содержит 1 файл

Вар 8.docx

— 25.43 Кб (Скачать)

Конспект лекции: Форма  государственного правления: понятие  и виды

 

Форма государственного правления (ФГП) – элемент формы  государства, представляющий собой  организацию высших органов государственной  власти, их структуру, порядок образования, распределение компетенции между  ними и взаимоотношения с населением.

1. Монархия  – такая ФГП, при которой  верховная государственная власть  осуществляется единолично монархом  и переходит обычно по наследству (абсолютная; ограниченная)

Признаки  монархии:

  • 1. Вся полнота власти принадлежит монарху и осуществляется им единолично;
  • 2. Монарх пользуется властью пожизненно;
  • 3. Власть передается по наследству;
  • 4. Монарх юридически безответственен.

Бывает абсолютная и ограниченная монархия (сословно-представительная; конституционная – парламентская  и дуалистическая)

2. Республика - такая ФГП, при которой верховная  государственная власть осуществляется  выборными органами, избираемыми  населением на определенный срок.

Признаки  республики:

  • 1. Существование единоличного и коллегиального главы государства;
  • 2. Выборность главы государства и других верховных органов на определенный срок;
  • 3. Осуществление государственной власти по поручению народа;
  • 4. Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • 5. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
  • 6. Защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

Бывает парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

Введение

Управленческая  деятельность представляет собой сложное  социально-психологическое явление  с преобладанием волевого начала. Каждый человек, занятый ею, совершает  мыслительные и волевые операции анализа, оценки, выбора, решения, подчинения и исполнения, команды и контроля и т.д. Это создает в коллективах  органов государственной власти особый социально-психологический  настрой, формирует определенный тип  поведения и деятельности.

Управленческая  деятельность многогранна по своим  проявлениям. Это и люди, и знания, и информация, и технические средства, которые все вместе образуют сложное  комплексное явление.

Формы управленческой деятельности - это наиболее важные элементы управленческой деятельности, посредством которых реализация компетенции государственных органов  становится предметной.

Формы управленческой деятельности представляют собой внешние, постоянно и типизировано фиксируемые  выражения (проявления) практической активности государственных органов по формированию и реализации управленческих целей  и функций и обеспечению их собственной жизнедеятельности. По формам мы можем судить о том, что  и как делается в государственных  органах по осуществлению их компетенции.

Глава 1. Понятие формы управленческих действий

Форма управления -- это внешнее выражение содержания управления, пределы конкретных управленческих действий, совершаемых непосредственно государственными органами и органами местного самоуправления. Форма управления -- это определенная часть управленческой деятельности органа, его структурных подразделений и должностных лиц. Каждая форма управления заключает в себе совершение конкретными субъектами определенных действий, которые специфическим образом раскрывают содержание управленческой деятельности, самого управленческого воздействия. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для Вузов.-М.: Норма, 2004.-С.305-307.

Форма управления может иметь юридическое содержание, т. е. может устанавливаться нормативным  правовым актом. Такая форма управления называется правовой. В некоторых  случаях формы управления не устанавливаются  нормативно и, следовательно, их нельзя считать правовыми формами управления.

Правовая  форма управления -- это внешне выраженное и юридически оформленное действие органа управления публичной власти (или должностного лица), осуществляемое в пределах его компетенции и вызывающее определенные правовые последствия.

Использование в рамках управленческой деятельности различных форм и методов управления обусловливается целями, задачами и функциями государственного управления. Формы управления призваны обеспечить наиболее целесообразное выполнение функций управления и достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени.

Управленческая  деятельность государственных органов  и органов местного самоуправления (государственных и муниципальных  служащих, должностных лиц) осуществляется в определенных формах, каждая из которых  обусловлена специфическими задачами и функциями управления и имеет  особое содержание. Всякая деятельность по управлению характеризуется собственным  содержанием, т. е. конкретными связями, принципами, процессами, участниками  и элементами; всякое содержание управления имеет конкретную форму своего внешнего, выражения.

Функции управления определяют основное содержание управленческой деятельности. Целям управления подчинены  все используемые субъектами управления формы управления. Посредством форм управления органы управления реализуют  свои полномочия, соответствующие установленной  в нормативном акте компетенции  этих органов. Форма управления есть средство реализации управленческих функций  для достижения целей управления.

Формы управления отличаются от форм деятельности других ветвей власти, т. е. от форм законотворчества (законодательства) и правосудия, обеспечивают возможность реализации управленческих функций и мероприятий практически во всех сферах и отраслях управления, во всех сферах государственной и общественной жизни.

Органы управления и должностные лица в каждом конкретном случае избирают специальную форму  управления. Выбор формы управленческих действий подчинен определенным правилам: она должна соответствовать компетенции  данного органа (и соответствующих  должностных лиц), назначению, функциям, правовым методам управленческой деятельности, характеру разрешаемых вопросов, целям управляющего воздействия; особенностям конкретного объекта; она может  распространяться лишь на те объекты, которые находятся в пределах ведения соответствующего управляющего органа (должностного лица).

Формы управленческой деятельности должны соответствовать  содержанию управленческой деятельности, т. е. для реализации той или иной функции управления необходимо выбирать наиболее целесообразные формы, обеспечивающие качественное выполнение задач с  наименьшей затратой сил, средств и  времени. В процессе государственного управления должны использоваться, как  правило, только те формы управления, которые установлены в нормативных  правовых актах (положениях, уставах, инструкциях  и т. д.). Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2000. С. 268.

Эффективность использования форм управления обеспечивается установлением их процессуальной формы. Иными словами, управленческая деятельность должна быть юридически (административно-правовым образом) формализована: в ней должны содержаться основания совершения управленческих действий, необходимость их совершения, важнейшие этапы разработки проектов решений, процедуры голосования и принятия, контроля за исполнением. В настоящее время управленческая деятельность в России имеет минимум правовой регламентации, что, естественно, влечет за собой такие негативные ее характеристики, как недемократичность, малоэффективность, произвольность и коррупция.

Проблема  правового установления процессуального  порядка совершения управленческих действий и принятия государственно-властных решений является сегодня в России одной из наиболее насущных. Неурегулированность административных процедур весьма ощутимо проявляется в практике публичной управленческой деятельности, и особенно серьезные последствия возникают в сфере обеспечения и защиты прав и свобод граждан. Совершенствование административных процедур и обеспечение прав и свобод человека и гражданина, например, -- одно из основных направлений деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, который имеет право направлять' государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечания и предложения общего xapaктера, относящиеся к улучшению административных процедур.

Глава 2. Виды форм управленческих действий

Формы управленческой деятельности представляют собой внешние  и устойчиво фиксируемые проявления воздействий в процессе деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов  МСУ по формированию целей и реализации функций и задач государственного управления.

По формам исполнительной деятельности можно  в какой-то мере судить что, и как  надо делать. Среди форм управленческой деятельности обычно выделяют:

- установление  норм права (правотворчество или  нормотворчество);

- применение  норм права (правоприменительная  или правоохранительная деятельность, принятие индивидуальных актов  управления);

- осуществление  организационно-штатных действий;

- осуществление  организационно-технических мероприятий;

- осуществление  материально-технического обеспечения  этих действий.

Перечисленные формы целесообразней объединить в  две формы: Административное право  РФ /Отв.ред. Н.Ю. Хаманева.-М.: Юристъ, 2004.-С.277-287.

- правовую форму, с помощью, которой закрепляются решения и действия, имеющие юридический смысл и последствия. В них содержатся административно-правовые нормы, регулирующие однотипные управленческие отношения в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и администраций органов МСУ;

- неправовую форму (организационно-техническую и материально-технического обеспечения). Организационно-правовая является смешанной формой воздействия. Например, разработка оптимальной организационной структуры и утверждение правовым актом штатной численности территориального органа государственного управления. Наряду с принятием правовых актов иногда употребляют термин «юридически значимые действия». Например, регистрация жалобы гражданина, выдача справки и т.п. Кроме того, органы исполнительной власти, их должностные лица кроме издания управленческих актов осуществляют достаточно большое количество действий юридического характера, которые не относятся к правовым актам, однако влекут юридические последствия. Например, регистрация юридических лиц, выдача лицензий, специальных прав и многое другое, что также относится по содержанию к функции регулирования.

Посредством правовых форм закрепляются и реализуются  многие цели, задачи и функции органов  исполнительной власти, государственного управления, администраций органов  МСУ. Применение различных форм управленческой деятельности отражает творческий характер государственного управления, но вначале  обеспечивается юридической регламентацией. При этом, как правило, правовые формы  принимаются в определенном установленном  организационном порядке. Этот порядок  определен соответствующими регламентами деятельности органов государственной  власти и органов местного самоуправления. Нарушения закрепленного в регламенте порядка принятия правовой формы  акта управления, ставит под вопрос законность ее применения.

Поэтому каждый вид государственной деятельности также характеризуется в соответствующих  регламентах определенными формами  издаваемых правовых актов. Принцип  разделения власти предполагает не только их самостоятельную функциональную значимость, но и их различие в формах принимаемых ими нормативно-правовых актов. Например, деятельность органов  законодательной власти осуществляется в форме принятия законов и  постановлений. Президент РФ принимает  указы и распоряжения. Правительство  РФ принимает постановление и  распоряжения. Суд осуществляет правосудие в форме принятия решений, постановлений, приговоров, частных определений. Органы исполнительной власти, осуществляют функции государственного управления, как внешней направленности, так  и внутриорганизационного характера. Эта деятельность по содержанию и  есть реализуемые ими управленческие функции, в рамках осуществления  прав и обязанностей в пределах своей  полномочий. Следовательно, внешне выраженные действия органа исполнительной власти, осуществляемые в рамках своих полномочий по предметам ведения и оформленные  в определенном порядке, является также  правовой формой управленческой деятельности.

В правовых формах проявляется односторонний государственно-властный характер. Разработка и принятие (их регистрация и опубликование) таких  нормативно-правовых актов, обуславливает  при наличии юридических фактов и событий возникновение, изменение  или прекращение административных правоотношении между субъектом  и объектом управленческих отношений.

Правовые  формы государственного управления классифицируются по содержанию, цели и способу выражения.

По  содержанию правовые формы актов исполнительной власти, государственного управления можно классифицировать так:

- правотворческая  деятельность, заключающаяся в разработке  и принятии новых норм;

- усовершенствование  существующих, их изменение и  дополнение действующих актов  управления;

- правоприменительная.

Правотворчество (нормотворчество) представляет собой сложный процесс определенной последовательности правовых действий. Это, прежде всего, принятие решения компетентным органом об актуальности разработки проекта нормативного акта управления, может быть предложен такой проект в результате защиты диссертации. Проект текста нормативного акта управления готовится с привлечением специалистов, обсуждается, дорабатывается, согласовывается, обсуждается и принимается в правотворческом органе, регистрируется в Минюсте России и опубликовывается в соответствующих издательствах. При принятии актов управления единоначальником в объеме полномочий и компетенции этот процесс нормотворчества более упрощен. Например, министра Министерства образования РФ об утверждении штатной численности и фонда оплаты подразделений министерства.

Информация о работе Форма государственного правления: понятие и виды