Динамика политического конфликта в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:10, контрольная работа

Описание работы

Наиболее острые конфликты происходят между индивидами и социальными группами в сфере политики. Политика, с одной стороны, деятельность по предупреждению и разрешению конфликтов: «Искусство жить вместе». С другой стороны, политика - средство провоцирования конфликтов, поскольку она связана с борьбой за обладание властью. Технология и практика управления конфликтами определяются не только общими правилами, но и социально-экономическим, политическим состоянием общества, историческими, национальными, религиозными и культурными особенностями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Политический конфликт: понятие, причины, функции, виды…………4
2. Пути и методы разрешения политических конфликтов………………..6
3. Политические конфликты в Российском обществе: причины, динамика развития, особенности регулирования……………………………...10
Заключение…………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………………………………...25

Работа содержит 1 файл

Контрольная по Конфликтологии.docx

— 45.18 Кб (Скачать)

Трагичным исходом могут  обернуться регулярно предлагаемые обществу такие рецепты решений  политических конфликтов и достижения стабильности как перенос или  даже отмена выборов, роспуск оппозиционного парламента, запрещение политических партий, установление "демократической  диктатуры", или режима личной власти во имя "порядка и борьбы с преступностью". Об этом неоспоримо свидетельствуют данные проведенного по заказу Центризбиркома в мае 1996 года исследования по представительной общероссийской выборке (авторы исследовательского проекта: В.Г.Андреенков, Е.Г.Андрющенко, Ю.А.Веденеев, В.С.Комаровский, В.В.Лапаева, В.В.Смирнов). Почти 60% россиян рассматривают выборы в качестве основного средства формирования органов власти. То, что выборы стали одной из базовых политических ценностей для большей части российского общества, подтверждается и тем, что только 16,4% респондентов одобряют использование отказа от участия в выборах как средства воздействия на власть. В то время как 67,1% не одобряют абсентеизм избирателей.

Гражданственную зрелость российского  избирателя подтверждают и другие данные названного исследования. Так, основным мотивом (44,8% респондентов) его голосования  за конкретного кандидата является оценка того, что он может сделать  для России. Об устойчивости этой позиции  свидетельствуют ответы на вопрос о  мотивах участия респондентов в  выборах депутатов Государственной  Думы в декабре 1995 г.: 42,6% руководствовались прежде всего исполнением своего гражданского долга, а 23% не хотели, чтобы другие решали за них, кому быть у власти.

Вместе с тем, в политическом сознании соотечественников есть ряд  неблагоприятных для достижения политического согласия аспектов. Прежде всего, это довольно большая доля граждан, отрицательно относящихся к деятельности федеральных органов всех трех ветвей власти:

- к Совету Федерации  - 21,6%

- к Конституционному Суду - 22,4%

- к Государственной Думе - 38.9%

- к Президенту РФ - 42,5%

Это означает, что не менее, чем каждый пятый (а в случае с Президентом - почти каждый второй) россиянин является потенциальным сторонником оппозиции. Само по себе наличие недовольных органами государственной власти и управления не опасно, если граждане полагают, что своим участием в выборах они могут изменить ситуацию в стране. Однако 25,7% соотечественников в той или иной степени в это не верят.

Другим институтом демократического общества, выступающим посредником между гражданином, с одной стороны, и государственными органами, госслужащими и государственными руководителями, обеспечивающими ненасильственное разрешение конфликтов, с другой, являются политические партии. Увы, в нашей стране политические партии эту посредническо - консенсуальную роль сегодня играть не в состоянии. Только 20,4% граждан считают себя сторонниками какой-либо политической партии; принадлежность кандидата к определенной политической партии занимает лишь четвертое место среди тех обстоятельств, которые избиратель учитывает при выборе, за кого ему голосовать; за голосование только по партийным спискам выступает лишь 8,6% избирателей, а за смешанную избирательную систему, при которой часть депутатов избирается по партийным спискам, выступает еще 13,1%. Таким образом, мы можем констатировать негативно-отчужденное отношение к политическим партиям большинства россиян.

Для достижения компромиссов и согласия в обществе, наряду с  использованием всего известного арсенала разрешения политических конфликтов, необходима их юридизация. Речь идет в  первую очередь о разрешении конфликтов в рамках конституционно-правовых норм и посредством преимущественно  судебно-правовых институтов и процедур. Это, в свою очередь, предполагает восстановление конституционного баланса исполнительной и законодательной ветвей власти. Слишком велика опасность того, что  когда-нибудь тот или иной Президент  РФ воспользуется беспрецедентными для демократического общества огромными конституционными полномочиями для установления в очередной для России раз авторитарного режима.

Необоснованность нарастающих  усилий ряда политических сил, причем с внешне различными идейно-ценностными  ориентациями, доказать не только готовность большинства россиян к авторитарному  режиму, но даже желательность для  них такого режима, показывают данные того же исследования. Достаточно сказать, что три основы демократии: свобода  в политической сфере (свобода выборов), свобода в экономической сфере (свобода предпринимательства) и  свобода в сфере информации и  прав человека (свобода слова) в общей  сложности интериоризированы и поддерживаются 54% граждан страны. С другой стороны, лишь 5,3% россиян полагаются исключительно на назначение "сверху" как способ формирования органов власти, так как не верят в способность рядовых граждан эффективно осуществлять функцию отбора руководителей. То, что лишь незначительная часть населения сохранила в радикально-консервативной форме характерную для дореволюционной и, частично, советской России авторитарно-патерналистскую политическую культуру, подтверждает доля сторонников абсолютной монархии (1,9%) и конституционной монархии (3,6%) как наиболее подходящих для нашей страны форм государственной власти (правления).

Все это дает серьезное  основание для отказа от попыток  авторитарно-насильственного решения  проблем страны и для поиска демократического согласия в обществе. Тот факт, что  и вновь избранный Президент  РФ и его основной соперник сделали заявления о своей готовности к сотрудничеству и компромиссам, внушает определенную надежду. Не использовать такую возможность было бы непростительной и опасной ошибкой для России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В современных условиях конфликты  в России - единственный реальный способ выявления объективных противоречий, возникающих в процессе реформирования.

Сложная политическая и социально-психологическая  ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых  средств регулирования. Не разработаны  конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов.

По этой причине и из-за отсутствия опыта цивилизованного  и легитимного управления конфликтами  чаще всего используются силовые  методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные  по сути методы реформирования российского  общества продолжают создавать условия  для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает  нестабильность функционирования политической системы в целом.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. К.С.Котанджян. Этнополитология консенсуса-конфликта. М.: Луч, 1999

2. В.И.Дорофеев, В.А. Родионов. Основы политологии. СГУ, 2000

3. К.С.Гаджиева. Введение в политологию. М. Просвещение, 1994

4. П.Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М.:Политиздат, 1999. С. 251

5. Доминик Кола. Политическая  социология. Пер. с фр., М., Изд-во  «Весь мир», 2001

6. Ю. Делевский. Социальные антагонизмы и классовая борьба в истории. С. Петербург, 2002

7. В.В.Лунев. Преступность в межнациональных конфликтах.//Социологические исследования. 2005. № 4

 


Информация о работе Динамика политического конфликта в России