Демократия: сущность, разнообразие форм

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:31, контрольная работа

Описание работы

Демократия выступает способом обеспечения активного участия народных масс в деятельности организаций, движений, партий и государства и поэтому является субъектом политики. Вот почему в XX веке слово "демократия" стало, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии целей

Работа содержит 1 файл

Демократия. Сущность, разнообразие форм..doc

— 77.00 Кб (Скачать)

Министерство  Образования и Науки Украины

Харьковский Национальный Университет им В.Н. Каразина 
 

Факультет психологии 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По предмету: Политология.

На тему:

Демократия: сущность, разнообразие форм 
 
 
 
 
 
 

Подготовила:

Студентка гр. ЗП – 41

Дудка Е.В.

Проверил:

Назаренко С. И. 
 
 
 

Харьков 2010

Сущность  демократии как субъекта политики. 

      Демократия  выступает способом обеспечения  активного участия народных масс в деятельности организаций, движений, партий и государства и поэтому  является субъектом политики. Вот почему в XX веке слово "демократия" стало, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии целей

      Слово демократия переводится с греческого как народовластие или по словам американского президента Линкольна, "правление народа, избранное народом и для народа". Это форма устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству.

      В то же время реальная  демократия нигде и никогда не была властью  народа, что означало бы негосударственное, общественное самоуправление. С момента возникновения этого понятия она связана с государством, а значит и с принуждением и, в лучшем случае, является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

      Демократия, как форма государственного правления, характеризуется следующими чертами:

  1. Юридическое признание верховной власти народа. Ему принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, участвовать в разработке и принятии законов с помощью народных инициатив и референдумов.
  2. Периодическая выборность основных органов государства. В демократическом государстве верховная власть избирается и переизбирается на определенный срок.
 
      
  1. Равенство прав граждан на участие в управлении государством. Оно гарантируется  равенством избирательных прав, возможностью создавать политические партии и  другие объединения для выражения  воли граждан, свободу мыслей, право на информацию и на участие в конкретной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.
  2. Принятие решений большинством и подчинения меньшинства большинству при их осуществлении.

      Если  в обществе существуют формы государственного правления, отвечающие данным требованиям, то это свидетельствует о наличии демократической формы правления в той или иной стране. Однако, реальные политические системы, основанные на общих принципах демократии, весьма существенно отличаются друг от друга. Например, античная и современная демократия, демократия в США и Швейцарии, Германии и Австралии, в странах Европы и Азии.

      Мы  не сможем понять сущность демократии, если не рассмотрим более подробно такой субъект политики как народ. Вплоть до начала XX  века в истории политической мысли преобладала трактовка народа как простого люда, неимущих низших слоев, составляющих большинство населения. Такое понимание народа мы встречаем еще у Аристотеля, который считал демократию неправильной формой государства, трактовал ее как власть демоса, черни, не способной к управлению, взвешенным, рациональным решениям, учитывающим общее благо.

      В современной политической теории такой  тип проявления называется "охлократией", что означает в переводе с греческого "власть, черни, толпы". Это крайне извращенная форма демократии со всеми ее отрицательными последствиями. Она проявляется в форме политического экстремизма на митингах и демонстрациях, в ультиматумах правительству и парламенту, в безрассудных действиях, связанных с захватом государственных учреждений, поджогах, диверсиях и т.д. Охлократия не несет в себе созидательных сил и потенций, она не имеет ничего общего с процессами демократизации и, как правило, является внешней формой проявления действия экстремистских сил.

      В зависимости от того, как народ участвует в управлении, демократия делится на прямую и представительную. В прямых формах народовластия граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений.  Представительная демократия - это опосредованное участие граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

      Различают также демократию политическую, предполагающую лишь формальное равенство, и социальную, основанную на равенстве фактических возможностей, участия граждан в управлении государством.

      Распространение демократии в мире - сложный противоречивый процесс. На протяжении многих десятилетий  либеральная демократия была одним  из главных символов Запада в его  борьбе с коммунистической идеологией и странами командного социализма. Это способствовало массовому распространению идеализированных, явно завышенных оценок ее возможностей, проявившихся в попытках обоснования демократии как универсальной и наилучшей формы политического устройства для всех стран и народов.

      Одной из наиболее почитаемых ценностей в  демократии является свобода. На протяжении тысячелетий многие из проявлений свободы не считались благом. Даже величайший ум античности Аристотель считал предоставление людям возможности жить так, как им заблагорассудится, признаком неправильных, плохих форм правления.  В Китае, например, до XIX века о свободе вообще речь не шла. Государственное правление было организовано на основе таких принципов: человечность, забота старших о младших и послушание последних, благовоспитанность, стыд и наказание.

      Демократия, в любом случае, предполагает такой  политический аспект свободы как  равное право граждан на участие  в формировании органов власти.

      В современном демократическом обществе политическая свобода превратилась в одну из общественных ценностей, и несмотря на это, возможность свободного участия в формировании политики государства, равноправного  влияния на власть не считается большинством граждан важнейшей ценностью. Это объясняется тем, что жизненно важные интересы граждан обычно лежат во внеполитических сферах и их реализация непосредственно не связана с демократией.

      Одной из ценностей демократии, является равенство т.е. одинаковые для каждого  человека жизненные шансы, возможности для самореализации личности, ее развития. Такое равенство считается справедливым в противоположность социальной уравниловке. Демократия провозглашает лишь формальное равенство всех граждан, т.е. их равноправие как юридических лиц. На самом же деле в обществе политическое равенство еще не означает фактическое равенство жизненных шансов людей. Поэтому, можно сказать, что провозглашаемая демократией такая ценность, как социальная справедливость также не является показателем демократизма в реальном обществе.

      Демократия  представляет собой механизм выявления  и отбора социальных альтернатив, делает общество открытым для любых идей и вариантов развития, предпочитаемых народом, отсюда демократическое государство  можно называть открытым обществом. Народовластие в форме демократии обеспечивает многообразие общественных явлений, богатство духовных и социальных альтернатив, расширяя тем самым диапазон политического выбора и вероятность нахождения оптимальных путей развития.

      Демократия  предполагает наличие политической оппозиции, которая стимулирует политическое руководство принимать решения в интересах народа и контролировать свою политическую деятельность. Конкуренция за обладание властью способствует своевременному исправлению ошибок и гибкой корректировке политического курса в соответствии с изменяющейся ситуацией.

               Казалось бы, что такие большие  плюсы демократии должны привести  к процветающему обществу, равноправию  граждан, высокому жизненному  уровню всех. На самом же деле  таких государств просто нет.  Социальная иррациональность (неразумность) поведения, индивидуальный и групповой эгоизм, пренебрежение интересами других людей и народов, нежелание идти на компромиссы, национальная, религиозная непримиримость и сегодня являются типичными чертами политической жизни большинства государств мира.

      Неэффективная демократия может быть хуже для общества и граждан, чем некоторые   авторитарные и даже тоталитарные режимы. История  свидетельствует, что многие монархии, военные хунты и другие авторитарные правительства делали для экономического процветания, повышения благосостояния, укрепления безопасности граждан, а также справедливого распределения результатов труда гораздо больше, чем слабые или коррумпированные демократические режимы. Достаточно назвать такую страну как Чили, где при диктатуре Пиночета был самый высокий жизненный уровень населения в Латинской Америке.

      Общий недостаток всех недемократических  политических систем состоит в том, что они не подконтрольны народу, а значит характер их взаимоотношений  с гражданами зависит прежде всего от воли правителей. Например, высокий жизненный уровень населения такого княжества как Бруней зависит от того, что правитель этого княжества огромные прибыли от продажи нефти направляет на нужды населения, ну и себя не забывает, т.к. считается самым богатым человеком на земле. 

      В большинстве же стран с авторитарной властью народные массы влекут жалкое существование, особенно это касается африканских и латиноамериканских стран. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления, признанная народом посредством демократических процедур.

      Для того, чтобы демократия была возможна и эффективна, служила общему благу  необходимы экономические, социальные, культурные, религиозные и внешнеполитические предпосылки демократии.  

      Демократические предпосылки.

       

      1. Экономочиеские предпосылки. Важнейшая из них - это высокий уровень индустриального и экономического развития. По экономическим показателям демократические страны значительно опережают авторитарные и тоталитарные государства. Именно при демократическом режиме США, Франция, Германия, Скандинавские страны достигли высокого уровня благосостояния и экономического развития. Однако прямой зависимости между уровнем экономического развития и демократией нет. Южная Корея, Бразилия, Япония достигли расцвета экономики при авторитарных режимах. 

      Одной из важнейших предпосылок демократии выступает рыночная, конкурентная экономика. Рынок препятствует концентрации экономической и политической власти в руках одной из групп общества или государственного аппарата. Рыночные отношения стимулируют у граждан стремление к свободе, ответственность, предприимчивость. Без рынка не может быть гражданского общества, на котором базируется современная демократия.

      2. Необходимой предпосылкой демократии является высокий уровень благосостояния граждан. В тоталитарном обществе, где отсутствуют демократия, народ не может выступать с протестом против низкого жизненного уровня, т.к. выступления жестоко подавляются. В демократическом обществе демократия не может существовать как власть, без заботы государства о благе людей, ибо демократическая свобода позволяет гражданам убрать негодную власть при помощи референдума, плебисцита, выборов и массовых выступлений.

      Поляризация общества на богатых и бедных - серьезное  препятствие для демократии, т.к. именно это вызывает массовое недовольство   людей и подрывает авторитет  демократической власти. Поэтому  государство должно регулировать эти  экономические и социальные процессы, сглаживать социальное неравенство. В современных индустриально развитых странах распространена модель декомпенсации социального неравенства. Она не допускает концентрации различных дефицитных благ у отдельных людей и социальных групп, а требует их рассредоточения в обществе так, что6ы  индивид, имеющий низкий показатель в одном отношении, мог компенсировать себе это за счет обладания другими благами. Этому же способствует и принятие антимонопольных законов и жесткий контроль государства за доходами.

Информация о работе Демократия: сущность, разнообразие форм