Демократия, понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:19, реферат

Описание работы

Демократия как политическое понятие имеет множество значений и толкований в современной литературе. К демократии веками стремились прогрессивные общественные силы во имя создания справедливого государственного устройства, которое бы обеспечивало свободное бытие каждому человеку в обществе. Однако и в наше время трудно назвать иное политическое явление, которое бы вызывало такую острую борьбу во многих странах мира, как демократия, и было бы объектом самых разнообразных изысканий, политических экспериментов и спекуляций.
Процесс развития и становления демократии длителен, многообразен и противоречив. Он не завершился и поныне. Ни одна политическая система в мире пока не воплощает в себе идеалы демократии, а представляет лишь результат “многоступенчатого, продолжающегося исторического процесса”.

Содержание

Введение.
Понятие “демократия”.
Виды демократии.

Работа содержит 1 файл

Реферат.Демократия..docx

— 36.60 Кб (Скачать)
 
 

Московский  Государственный Университет Культуры и Искусств. 

Кафедра Политологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ.

по теме: “Демократия, понятие и виды”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Реферат  подготовила

                студентка 1-го курса

                факультета  ИЭУП

                группы  №176 (А)

                Хандожко  О.В. 
                 
                 
                 

Реферат  проверил 
преподаватель:

Абдулатипов  Р.Г. 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011. 

Содержание. 
 

    1. Введение.
    2. Понятие “демократия”.
    3. Виды демократии.

     ВВЕДЕНИЕ

Демократия  как политическое понятие имеет множество значений и толкований в современной литературе. К демократии веками стремились прогрессивные общественные силы во имя создания справедливого государственного устройства, которое бы обеспечивало  свободное бытие каждому человеку в обществе. Однако и в наше время трудно назвать иное политическое явление, которое бы вызывало такую острую борьбу во многих странах мира,  как демократия, и было бы объектом  самых разнообразных изысканий, политических экспериментов и спекуляций.

     Процесс развития и становления демократии длителен, многообразен и противоречив. Он не завершился и поныне. Ни одна политическая система в мире пока не воплощает в себе идеалы демократии, а представляет лишь результат “многоступенчатого, продолжающегося исторического процесса”.

     Проблемы  демократии на ее современном уровне – одни из главнейших в политологии.  Их многоаспектность,  сложность, непосредственная обусловленность политической практикой, неоднозначной в разных странах,  определяет разнообразие, да и противоречивость как подходов  к изучению, так и  сложившихся в науке  концепций.  Отсутствие в литературе единого определения  демократии отмечается в политических словарях и учебных пособиях зарубежных и отечественных авторах.  “До  настоящего времени, – пишет немецкий политолог Б. Гуггенбергер, – ученые не выработали общепринятых представлений, на базе которых можно было сформулировать единое определение демократии”.  
 
 
 
 
 
 

Понятие “демократия”

 

      У понятия “демократия” множество  определений.  Одно из них принадлежит  американскому президенту Аврааму  Линкольну (1809-1865): демократия - это “правление народа, избранное народом и для  народа”. Чаще всего демократию понимают и объясняют как “власть народа”  или “народовластие” (греч. demos-народ + cratos - власть). Словарное определение : это политический режим при котором установлены и осуществляются на практике народовластие, закрепленные в законах свободы и равноправие граждан.

      Впервые термин “демократия” встречается  у греческого историка Геродота.  В историю общественной мысли  и политическую науку это понятие  долгое время входило преимущественно  в том понимании, которое было дано ему древнегреческим мыслителем Аристотелем. Он, в частности, предложил  различать формы государственного устройства по двум признакам : 1)по тому в чьих руках находится власть, и 2)как эта власть используется- “правильно” или “неправильно”. В монархии власть принадлежит одному человеку - монарху, государю; в аристократии власть находится в руках немногих - “лучших”; в политии управляют все или большинство граждан. Таковы, по Аристотелю, “правильные” формы государства. В них власть используется на благо всех граждан, в интересах общества в целом. “Неправильные” формы государства - те, при которых стоящие у власти люди действуют в собственных интересах,  не заботясь о благе сограждан. К “неправильным” формам относятся: “тирания- монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя; олигархия блюдет выгоды состоятельных граждан; демократия- выгоды неимущих”.      В дальнейшем понятие демократии было отнесено к “правильной” форме государства - политии, а за “неправильной формой правления утвердилось понятие охлократии, что означает “власть толпы”, черни, не сдерживаемой никакими законами. 

      Демократия  понималась как форма государства, в котором власть принадлежит  всем или большинству свободных  граждан, подчиняющихся закону. Такое  представление о демократии сложилось  вплоть до конца 19в., до времен Великой  французской революции. В новоевропейской  политической мысли понятие демократии было перенесено с форм на принципы политического устройства.  

Формально- юридическими принципами демократического государства являются следующие:

1) признание  народа высшим источником власти;

2) выборность  основных органов государства;

3) равноправие  граждан (прежде всего равенство  избирательных прав);

4) подчинение  меньшинства большинству при  принятии решений.

      Считать демократию идеальным политическим режимом не совсем правильно. На практике демократия не является властью народа. Народ нигде не правит. Управляют правительства, правительственные чиновники, бюрократы.

      Известный французский государственный деятель, историк и литератор Алексис  де Токвиль еще в 1835 году подметил, что недостатки и слабости демократического правления, легко видны, они доказываются очевидными фактами (сложность принятия решений, длительные обсуждения того или иного вопроса и т.д.), тогда как его благотворное влияние проявляется незаметным, скрытым образом. Недостатки его поражают с первого же раза, а его хорошие качества узнаются только с течением времени. Однако при всех своих недостатках настоящая демократия оставляет возможность сменить то правительство, которое не умеет управлять на благо всего народа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды  демократии. 
 

     Свой  термин “демократия” встречается почти в каждом виде. Например:  1.Форма правления, при которой политические решения принимают непосредственно все без исключения  граждане, действующие в соответствии с правилами правления большинства, называется прямой демократией или демократией участия.

                   2.Форма правления, при которой  граждане осуществляют свое право принять решение не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственные перед ними, называется представительной или плюралистической демократией.

                     3.Форма правления, при которой власть  большинства реализуется в рамках  конституционных ограничений, имеющих своей целью гарантировать меньшинству условия для осуществления  определенных индивидуальных или коллективных прав, таких, например, как свобода слова, вероисповедания и т. д., называется либеральной или конституционной демократией.

                     4. Форма правления, при которой любая политическая или социальная система, независимо от того, является ли она действительно демократической или нет, ставит  своей целью свести к минимуму  социальные и экономические различия, в особенности, вызванные неравным распределением частной собственности, называется социальной демократией, крайним выражением которой является социалистическая демократия.  
     
     
     
     
     
     

     ПРЯМАЯ  ДЕМОКРАТИЯ.

 

     Она исходит из того, что сам народ должен принимать важнейшие политические решения, а представительные органы власти следует свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам. При тенденции развития в стране  прямой демократии, как это имеет место, например,  в Швейцарии, постоянно расширяется круг вопросов, решаемых непосредственно гражданами. Это и принятие важнейших законодательных актов, и выбор политических решений стратегического характера, и принятие решений местного значения.  Нетрудно видеть, что премая демократия  позволяет развивать политическую активность граждан, обеспечивать прочную легитимность власти, осуществлять эффективный контроль за деятельностью институтов государства и должностных лиц.

     ДЕМОКРАТИЯ  УЧАСТИЯ.

 

     Концепция демократии, разработанная в 20 веке (Л. Штраус, Э. Фегелин и др.) предполагает, что для успешного функционирования политической системы необходимо, чтобы все большая и большая часть общества  активно участвовала во всех сферах его политической жизни.  Степень демократии участия определяет политическую культуру страны.    

 

     ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ  ( РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ) ДЕМОКРАТИЯ.

     (ОТ  ФР.  REPRESENTATION –ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО) 

     Она напротив, исходит из того, что воля народа может выражаться не только непосредственно им самим во время голосований, но и его представителями в  органах власти.

     При таком подходе демократия понимается как компетентное и ответственное  перед народом представительное управление. Участие граждан в  принятии политических решений при  этом в целом не отвергается, но оно  ограничивается весьма узким кругом вопросов.  Достаточно точное определение  сути представительной демократии дал  немецкий политолог Р. Дарендорф.  “Демократия, – считает он, – не “правление народа”, такого на свете просто не бывает.  Демократия – это правительство, избираемое народом, а если необходимо – то народом и смещаемое; кроме того,  демократия – это правительство со своим собственным курсом”. При рассматриваемой форме демократии отношения между народом и его представителями строятся на основе доверия и контроля в форме периодически проводимых выборов, Конституционного ограничения компетенций органов власти и должностных лиц при их  полной независимости в пределах закона. 

     ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ.

     (ОТ  ЛАТ. PLURALIS – МНОЖЕСТВЕННЫЙ)

 

     Демократия, которая характерна для большинства западноевропейских стран, исходят из того, что главными субъектами политики являются не индивиды и не народ, а различные группы людей. При этом считается, что только с помощью группы личность получает возможность политического выражения и защиты своих интересов. И именно в группе, а также в процессе межгрупповых отношений формируются интересы и мотивы политической деятельности индивида. Народ же рассматривается как сложное, внутренне    противоречивое образование, и он поэтому не может выступать главным субъектом политики. В плюралистических демократиях основное внимание уделяется созданию такого механизма политического взаимодействия, который обеспечивал бы возможность всем гражданам открыто выражать и отстаивать свои интересы. Доминирующая роль  в этом механизме отводится независимым группам политического влияния. Здесь действует множество группировок – партий, общественных объединений и движений, – стремящихся участвовать в реализации власти или оказывать влияние на деятельность правящей группы.  Важное значение придается также обеспечению баланса интересов различных социальных групп, созданию противовесов узурпации власти наиболее могущественными общественными группами или большинством граждан. 
 
 
 

 

     ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ.

 

     Она исходит из приоритета прав личности над правами государства.  Поэтому она первостепенное внимание уделяюет созданию институциональных, правовых и иных гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих любое подавление личности властью.  В этих целях либеральная демократия стремится  создавать механизмы, позволяющие обеспечивать права индивида за счет ограничения власти большинства. Сфера деятельности государства здесь сводиться, главным образом, к охране общественного порядка, обеспечению безопасности и юридической защите прав граждан. Важное значение при такой форме демократии придается разделению властей, совершенствованию механизмов их взаимного сдерживания и уравновешивания   с целью предотвращения злоупотреблений властью, создания условий для проявления автономии личности.

     Следует отметить, что либеральные демократии в действительности есть весьма редкое явление. К такой форме демократии тяготеют, например, Соединенные Штаты  Америки. Однако  и здесь попытки  ее  осуществления в “чистом” виде постоянно наталкиваются на необходимость преодоления противоречий между индивидуальными, групповыми и общими интересами.  Современное  государство призвано выступать  не только гарантом индивидуальных прав и свобод, но и регулировать  экономические и социальные процессы с целью гармонизации интересов различных общественных групп.  
 
 
 

Информация о работе Демократия, понятие и виды