Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:36, реферат
Одной из отличительных особенностей последнего десятилетия является расширение числа стран, осуществляющих переход к демократическим методам правления. В юридическом плане это находит выражение в закреплении в конституционном праве значительного числа государств институтов непосредственной демократии (выборов, референдума, народной законодательной инициативы). Данный процесс прослеживается в Восточной Европе, Латинской Америке, Африке, в государствах, образовавшихся после распада СССР. Указанные институты используются в различных странах по-разному. Если выборы, которые были предусмотрены уже в самых первых конституциях, стали привычной практикой для большинства государств, то иные формы непосредственной демократии применяются не повсеместно.
Введение…………………………………………………………………3
1. Понятие демократии …………………………………………………4
1.1 Понятие и признаки демократии…………………………………4
1.2 Принципы демократического правления………………………...8
1.3 Сущность демократии……………………………………………13
2. Формы демократии…………………………………………………..16
2.1 Плюсы и минусы каждой формы демократии …………………..18
Заключение……………………………………………………………...20
Список используемой литературы……………………………………22
Министерство образования и науки РФ
Государственного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени А.Г.
и Н.Г. Столетовых»
Кафедра
социологии
Реферат на тему:
«Понятие,
формы и признаки
демократии»
Выполнил:
студентка гр. ЭУТ-108
Захаркина
Н. О.
Принял: доцент
Баранова
Л.М.
Владимир
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие демократии …………………………………………………4
1.1 Понятие и признаки демократии…………………………………4
1.2 Принципы демократического правления………………………...8
1.3 Сущность демократии……………………………………………13
2. Формы демократии……………………………………
2.1 Плюсы и минусы каждой формы демократии …………………..18
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………22
Введение
Демократия (от греч. Demokratia – власть народа) – форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой народного представительства.
На протяжении истории к идее демократии, основанной на принципах свободы и равенства, обращались лучшие умы человечества, обогащая и развивая это понятие: Перикл (Древняя Греция), Б.Спиноза (Нидерланды, XVII в.), Ж.-Ж.Руссо (Франция, ХVI в.), Т. Джефферсон (США, XVIII в.), И.Франко (Украина, к. XIX — н. XX в.), А.Сахаров (Россия, XX в.) и др.
Одной
из отличительных особенностей последнего
десятилетия является расширение числа
стран, осуществляющих переход к демократическим
методам правления. В юридическом плане
это находит выражение в закреплении в
конституционном праве значительного
числа государств институтов непосредственной
демократии (выборов, референдума, народной
законодательной инициативы). Данный процесс
прослеживается в Восточной Европе, Латинской
Америке, Африке, в государствах, образовавшихся
после распада СССР. Указанные институты
используются в различных странах по-разному.
Если выборы, которые были предусмотрены
уже в самых первых конституциях, стали
привычной практикой для большинства
государств, то иные формы непосредственной
демократии применяются не повсеместно.
1.1 Понятие и признаки демократии
Слово «демократия» употребляется в разном значении:
- как форма государства;
-
как принцип организации и
деятельности государственных
- как политический
режим, в основе которого
Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:
Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.
Когда
говорят о государстве, что оно
- демократическое, то имеют в виду
наличие всех этих значений. Демократия
как форма государства возможна
в странах с демократическим
режимом, а следовательно, с демократическим
принципом организации и
Демократия нигде и никогда не существовала без государства.
Реально демократия представляет собой форму (разновидность) государства, характеризующегося, по меньшей мере, следующими признаками:
Любые демократические государства строятся на базе этих общих признаков, но степень развития демократии может быть различной.
Демократизация общества — это долговременный постоянный процесс, нуждающийся не только во внутригосударственных, но и в международных гарантиях.
Современные демократические государства (а быть демократическим государством престижно) дополняются рядом других признаков и принципов, например:
1)
соблюдение прав человека, их
приоритет над правами
2)
конституционное ограничение
3)
уважение прав меньшинства на
собственное мнение и его
4) верховенство закона;
5) разделение властей и др.
Исходя из современного наполнения демократии качественным дополнительным содержанием, можно дать определение демократии как образца, идеала, к которому стремятся цивилизованные государства.
Демократия
— политическая организация власти
народа, при которой обеспечивается:
равное участие всех и каждого
в управлении государственными и
общественными делами; выборность основных
органов государства и
Признаки демократии:
1. Демократия имеет государственный характер:
а) выражается в делегировании народом своих полномочий государственным органам. Народ участвует в управлении делами в обществе и государстве как непосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Он не может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегирует государственным органам часть своих полномочий;
б) обеспечивается выборностью органов государства, т.е. демократической процедурой организации органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов;
в)
проявляется в способности
2. Демократия имеет политический характер:
а) предусматривает политическое многообразие. Демократия, как, впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, т.е. без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит проявление в том, что демократия выступает принципом деятельности политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При демократии учитывается многообразие политических мнений - партийных и других, идеологических подходов к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат.
Законодательства развитых западных государств закрепляют ряд принципов, которыми должен гарантироваться политический плюрализм: 1) общее право голоса; 2) равенство при выборах; 3) тайное голосование; 4) прямые выборы и т.п.
б) основывается на политическом равноправии граждан на участие в управлении делами общества и государства и, прежде всего, равенстве избирательных прав. Такое равенство дает возможность выбора между различными политическими вариантами, т.е. политическими возможностями развития.
3.
Демократия предусматривает
4.
Демократия предусматривает
5.
Демократия предполагает
1.2 Принципы демократического правления
Основополагающий
принцип демократического правления
-- участие граждан при
Теория
представительной демократии отрицает
наличие в обществе единой воли народа
как основы для деятельности власти.
Наличие единой воли народа, по мнению
сторонников этой теории, невозможно
уже потому, что люди в своих
действиях исходят из принципа не
общественной, а личной пользы. В
связи с этим общество рассматривается
как совокупность социальных групп,
стремящихся к реализации своих
интересов. Эти группы избирают своих
представителей в органы власти. Принцип
соучастия всех граждан в формировании
органов власти и реализации ее решений
в данной концепции отходит на
второй план, а на первый выдвигается
принцип ответственного и компетентного
правления. Источником власти признается
народ, который выражает свою волю не
прямо, а опосредованно через
своих представителей, делегируя
им на определенный срок свои полномочия.
В этом случае, с одной стороны
управлением занимаются специально
подготовленные люди, а с другой
стороны, их деятельность может быть
эффективной, поскольку опирается
на поддержку большинства