Демократия как форма власти. Ильин И.А. о тоталитарном режиме. Электорат

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 21:22, контрольная работа

Описание работы

В политологии вряд ли есть какой-либо другой термин, который использовался и используется столь часто, как термин "демократия". Многие ученые даже считают, что в XIX и XX столетиях слово "демократия", став господствующим, утратило четко очерченное, твердое содержание, а понятие "демократия" относится к числу наиболее неясных в современной политической теории.

Содержание

1. Демократия как форма власти

2. Ильин И.А. о тоталитарном режиме

3. Дайте определение термина “’электорат”

Работа содержит 1 файл

Политология КР.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

Мордовский  Государственный Университет  имени Н.П. Огарева 

Кафедра регионоведения и политологии 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По  политологии 
 
 

     

                            Выполнил студент

                                     

                                       Проверила:  
 
 
 
 
 
 
 

САРАНСК 2011

 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. Демократия как форма власти
 
  1. Ильин И.А. о тоталитарном режиме
 
  1. Дайте определение термина “’электорат”
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1) Демократия  как форма власти

В политологии  вряд ли есть какой-либо другой термин, который использовался и используется столь часто, как термин "демократия". Многие ученые даже считают, что в XIX и XX столетиях слово "демократия", став господствующим, утратило четко очерченное, твердое содержание, а понятие "демократия" относится к числу наиболее неясных в современной политической теории.

Термин "демократия" (гр. demos — народ и kratos — власть, сила) дословно означает власть народа, народовластие.

Возникнув в  Древней Греции, демократия прошла длинный и сложный путь развития. Она много раз гибла в огне политической реакции, но возрождалась вновь и, как правило, в более зрелом виде. На стороне демократии всегда были широкие народные массы, которые длительное время стихийно тянулись к ней, а с началом буржуазной эпохи неизменно выдвигали лозунги демократии и свободы, актуализируя их в периоды революционных преобразований. Если бы поэты писали оды в честь демократии, то, наверное, сравнили бы ее с легендарной птицей Феникс, которую сто раз сжигали, но она вновь и вновь возрождалась из пепла.

Политическая демократия — сложное, многогранное явление. Ее можно рассматривать как форму правления государства (республика), как одну из возможных форм организаций и осуществления государственной власти, как способ массового привлечения людей в политическую жизнь общества и т. д.

Социальная ценность демократии проявляется в том, что она воплощает в жизнь, в реальную практику многовековую мечту человечества об установлении в обществе подлинной свободы и равенства, гуманизма и справедливости, о возвышении человеческого достоинства. Ведь именно человек во всех своих социальных и личных качествах, общественных ролях (как работник, гражданин, член семьи либо той или иной социальной группы), обладающий своей неповторимой индивидуальностью, есть главное действующее лицо всех общественных преобразований. Поэтому ценность демократии надо определять прежде всего через призму интересов человека.

Демократия и свобода — наиважнейшие для человека ценности. Существовала ли в веках более высокая цель? Мечта человека о демократии и свободе так же неизбывна и неугасима, как мечта о счастье. За демократию и свободу человечество платило дорогой ценой, ибо достигались они через революции, восстания, жестокую борьбу с тиранией, фашизмом, тоталитаризмом.

Только в  условиях демократии и свободы человек  становится личностью, может максимально  выразить и проявить себя в обществе, развить индивидуальную неповторимость своих задатков и талантов, обогатить свои сущностные, интеллектуальные силы и способности. Личность тем духовно, нравственно богаче, чем шире и многообразнее ее общественные связи, чем активнее она участвует в политической жизни социума.

Демократия — это возвышение человеческого достоинства, уважение прав и свобод, чести и неприкосновенности человека. Она представляет собой своеобразный политико-психологический фундамент, на котором формируется гражданин, свободный человек, не способный унижать других и не допускающий собственного унижения никем и ни перед кем. В условиях дефицита демократии человек низводится до положения "винтика", безропотного исполнителя чужой воли, а его жизнь, неприкосновенность, свобода оказываются незащищенными. Демократия — это благородство, порядочность, справедливость, умение остро ставить и взвешенно решать принципиальные вопросы, поставленные жизнью. Она требует ответственности за слова и дела, за судьбы общества и государства. Во все времена одной из главных опор демократии было развитое чувство гражданственности, неотделимое от умения и готовности человека контролировать собственные действия, отвечать за свои поступки перед самим собой и обществом.

В нашей недавней литературе демократия обычно рассматривалась как представительство интересов классов, крупных социальных групп. Сегодня акцент делается на личностном аспекте демократии — на неотъемлемых правах и свободах человека и гражданина, на создании максимального простора для реализации свободной, творческой и созидательной энергии человека.

Демократию  и свободу, поскольку это явления  социальные, человек не воспринимает никакими органами чувств, и если они есть, пользуется ими, как бы не замечая их наличия. Напротив, человек начинает остро чувствовать отсутствие демократии и свободы, когда лишается их. Не случайно одна из самых суровых мер наказания за тяжкие преступления — лишение свободы. Правда, это вынужденная мера наказания, применяемая в отношении лиц, опасных для общества. Если правонарушитель не представляет опасности для общества, то лишать его свободы во всех случаях нецелесообразно, так как перевоспитать человека вообще трудно, а в условиях несвободы почти невозможно. Именно в таком направлении развиваются новейшее законодательство и судебная практика в нашей стране. Именно на это ориентирует новый Уголовный кодекс Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 1997 г.

Демократия и самоуправление — школа массового воспитания и обучения людей. Через демократию, участие в делах государства воспитывается гражданственность, формируются политическое сознание и политическая культура масс, обогащается духовная жизнь человека и общества.

История нашей  страны убедительно доказала, что  самые значительные успехи были достигнуты, когда открывался простор для социального творчества личности, народа. Наоборот, самые большие неудачи подстерегали общество, если насущные интересы людей игнорировались, а личная инициатива человека загонялась в прокрустово ложе административных команд, обставлялась частоколом запретительных инструкций.

Демократия  и самоуправление служат социально-политической основой развития гражданского общества, его самоуправляющихся структур и институтов, становления правового государства. Они обеспечивают непрерывную прямую и обратную связь населения и государственных органов и органов местного самоуправления.

Велика роль демократии в осуществлении кадровой политики. Известны два основных принципа (способа) решения кадровых вопросов, выдвижения людей на руководящую работу, в представительные органы — назначение и выборность.

Главные достоинства  принципа назначения — оперативность, организационная простота. В ряде сфер государственного управления (прокуратура, военизированные организации) этот принцип сегодня сохраняется, и наблюдается тенденция к росту назначаемости в других сферах.

Вместе с  тем у принципа назначения имеются большие недостатки и в первую очередь недемократичность. Нередко людей назначают на должности по протекции, признаку личной преданности и т. д. Назначенные на должность получают властные полномочия не от народа, а от вышестоящего руководителя, что порождает несбалансированность общественных связей и зависимостей: в подчинение к назначенному лицу попадают сотни и тысячи людей, а назначенный от этих сотен и тысяч оказывается независим. Отсюда у него развиваются, так сказать, социальные зрение и слух, адресованные вверх по служебной лестнице, и известные глухота и слепота по отношению к низам, простым людям. Именно здесь лежат корни консерватизма, бюрократизма, безответственности, подхалимства и др.

2) Ильин И.А. о  тоталитарном режиме

Политические идеалы И.А. Ильина

Одним из продолжателей  неоконсервативной политической традиции в 30-40_е гг. XX века был крупнейший политический мыслитель Иван Александрович  Ильин (1882-1954), проживавший с 1922 г. за рубежом. Он, в частности, большое внимание уделял проблемам тоталитаризма, монархии и демократии. «Тот, кто хочет понять сущность государства, политики и демократии, - писал он, - должен с самого начала отказаться от искусственных выдумок и ложных доктрин» типа, что все люди «разумны», «добродетельны» и «лояльны». Жизнь свидетельствует об обратном.

Человек участвует  в жизни своего государства как  живой организм, который сам становится живым органом государственного организма. Он строит государство своей  инстинктивной и духовной преданностью, семейной жизнью, уплатой налогов, службой, торговлей и культурным творчеством.

«Сам политический организм имеет, прежде всего, душевно-духовную природу: народ, потерявший чувство  духовного достоинства, лишенный ответственности  и государственного смысла, отрекшийся от чести и честности, неизбежно предаст и погубит свое государство. Каждый народ в каждую эпоху своей жизни может и должен находить тот способ отбора лучших сил, который наиболее подходящ и целесообразен именно для него. Всякое механическое заимствование и подражание сомнительно и гибельно для него».

И.А. Ильин полагал, что всякое государство является авторитарным государством, которое вовсе не обязательно ведет к тоталитаризму. Тоталитаризм требует особого развития техники и административной изощренности, что стало возможным лишь в XX веке. «Для нас поучительна история России: наша страна политически сложилась, окрепла и культурно расцвела при авторитарной форме, а ныне нищенствует, терпит унижения, прекратила свой культурный рост и вымирает физически - именно при тоталитарном режиме».

По Ильину ошибочным  является противопоставление тоталитаризма  и демократии: именно последняя своим  стремлением подчинить все и  вся административному регулированию  породила тоталитаризм. Демократический  строй не гарантирует защиту народов от тоталитарного режима.

По мнению Ильина, тоталитарный режим - это ни правовой, ни государственный режим. Он являет собой «социально-гипнотическую  машину; это жуткое и невиданное в истории биологическое явление - общества, спаянные страхом, инстинктом и злодейством, - но не правом, не свободой, не духом, не гражданством и не государством». Россия получила за грехи «левый» тоталитаризм коммунистов. Русская интеллигенция вообразила, что социализм есть единственно верный путь к социальному строю. Но ныне наступает новая эпоха, которое положит в основу другое воззрение, а именно: социализм - антисоциален; искать социальности надо в ином, не социалистическом, строе.

Ильин не мог не высказать  своего отношения к фашизму, который  он рассматривает как реакцию  на большевизм. В фашизме проявляется концентрация государственно-охранительных сил «направо» во время наступления «левого» хаоса и «левого» тоталитаризма. При этом фашизм стремится опереться на первых порах на национально-патриотические чувства.

Вместе с тем  в фашизме нашли выражение серьезные ошибки: безрелигиозность и враждебное отношение к христианству; создание «правого» тоталитаризма; установление партийной монополии; смещение социальных реформ с социализмом, установление «идолопоклоннического цезаризма». Это не только скомпрометировало фашизм и восстановило против него целые народы и государства, но и привело к войне и его гибели.

С падением монархии в России распалась тысячелетняя твердыня. Исчезла государственная  форма. Разложению, поруганию и злодейскому искоренению подверглась священная основа национального бытия. В 1917 г. русский народ впал в состояние черни, а история человечества показывает, что чернь всегда обуздывается деспотами и тиранами. И.А. Ильин убежден, что бытие России требует единовластия: или религиозно и национально укрепленного единовластия чести, верности и служения, т.е. монархии, или же единовластия безбожного, бессовестного, бесчестного и притом антинационального и интернационального, т.е. тирании.

И.А. Ильин сравнивает события 1917 г. со смутой XVII в. Смута, по его мнению, была брожением. Народ перебродил и опомнился. Революция использовала новую смуту и брожение, но не дала народу ни опомниться, ни восстановить свое органическое развитие. Смута была хаотическим бунтом и дезорганизованным разбоем. Революция оседлала бунт и государственно организовала всеобщее ограбление. Смуту никто не замышлял, она была социальным распадом и грехопадением народа. Революция же готовилась планомерно в течение десятилетий в известных слоях интеллигенции; она стала традицией, передававшейся от поколения к поколению.

Революция имеет общемировое  значение: коммунизм - порождение Европы, где он готовился много лет  в качестве социальной реакции на мировой капитализм, «он был задуман  европейскими социалистами и атеистами и осуществлен международным сообществом людей, сознательно политизировавших уголовщину и криминализированное государственное правление».

И.А. Ильин квалифицирует революцию как безумие. «Безумие русской революции, - писал он, - возникло не просто из военных неудач и брожения, но из отсутствия политического опыта, чувства реальности, чувства меры, патриотизма и чувства чести у народных масс и революционеров». Были и иные причины. Центробежное тяготение славянского характера, жизнь на огромном равнинном пространстве с редкой населенностью и дух азиатского кочевничества подталкивали русских к антиобщественному поведению, уходу от творческого труда к смуте и погрому. «Вся история России есть борьба между центростремительным, созидающем тяготением, и центробежным, разлагающим: между жертвенной, дисциплинирующей государственностью и индивидуализирующимся, анархическим инстинктом».

Информация о работе Демократия как форма власти. Ильин И.А. о тоталитарном режиме. Электорат