Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:40, реферат
Политическое развитие любой страны во многом зависит не только от объективных потребностей и возможностей и типа политической системы, но и от функционирования этой системы. Способ реализации идейно-политической ориентации политической системы — режим ее функционирования — называется политическим режимом.
Введение..............................................................................................3
II. Понятие политического режима. Виды политических режимов...............................................................................................4
III. Демократический политический режим, его основные признаки..............................................................................................10
IV. Виды и модели демократии………………………………………...14
1. Виды демократии..........................................................................14
2. Теоретические модели демократии.............................................15
V. Заключение.........................................................................................22
VI. Список использованной литератур
2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
«ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ»
Выполнил:
студент первого курса группы У-11
Проверил: преподаватель
Киров
2011
Содержание
I. Введение......................
II. Понятие политического режима. Виды политических режимов.......................
III. Демократический политический режим, его основные признаки......................
IV. Виды и модели демократии………………………………………...14
1. Виды демократии....................
2. Теоретические модели демократии....................
V. Заключение....................
VI. Список использованной литературы....................
Введение
Политическое развитие любой страны во многом зависит не только от объективных потребностей и возможностей и типа политической системы, но и от функционирования этой системы. Способ реализации идейно-политической ориентации политической системы — режим ее функционирования — называется политическим режимом.
Многие политические деятели и исследователи употребляют этот термин как синоним власти. Французские и некоторые другие политологи склонны отождествлять политический режим с политической системой. С. Ю. Кашкин справедливо избегал неоправданного отождествления политического режима с политической системой и считал, что режим — это «лишь методы осуществления политической власти государственным аппаратом». Он был бы безоговорочно прав, если бы сказал об использовании методов, так как режим — политический процесс, и не сводил его к государственному аппарату.
Данными о политической системе не исчерпывается, а лишь начинается характеристика ее политического режима. Политический режим определяется соотношением объективных возможностей с целями и характером политической силы, направляющей власть, и выражается в способах принятия и реализации политических решений.
Современные политические режимы очень разнообразны. Это разнообразие не сводится к различиям в степени использования насилия или приоритетов в подходах к решению политических проблем. Существенное значение имеют характер цели и способ ее достижения: достижение практической цели (технократический), реализация идеи (идеократический); воля лидера (харизматический), что выяснено А. Ю. Шутовым. Самыми важными для характеристики любого режима являются оценки преобладающей политической силы и способа управления — принятия и реализации политических решений.
Понятие политического режима. Виды политического режима
Политический режим — это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей. Понятие политического режима раскрывает динамический, функциональный характер политической системы. Качественными характеристиками политического режима являются: объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических институтов, методы выработки политических решений.
Существуют различные классификации и типологизации политических режимов. Наиболее частым является подразделение режимов на диктатуры и демократии (схема 12).
Термин «диктатура» (лат. dictatur — неограниченная власть) Дает содержательную характеристику режимов, в которых власть одного лица или небольшой группы практически не ограничена. В Древнем Риме диктатором назывался правитель, назначавшийся на высшую должность и наделявшийся для выполнения особых поручений или в случаях угрозы государству широкими полномочиями.
Время правления диктатора было строго ограничено — не более
6 месяцев (semestris dictatoria), но полномочия часто слагались сразу же после исполнения поручений, т.е. до окончания формального срока полномочий. Первыми диктаторами Древнего Рима считаются Т. Ларций (498 до н.э.) и М. Рутий (356 до н. э.). Диктатуры Суллы и Цезаря носили уже более «современный характер», были по существу бессрочной узурпацией власти. К древним формам диктатуры можно также отнести тиранию, олигархию и деспотизм. Тирании чаще всего возникали в «смутные времена», когда власть захватывал удачливый и жестокий военачальник. Провозглашаемое им правление опиралось на прямое насилие и подавление народа. Власть тирана по существу оказывалась неограниченной. Под олигархией в Древней Греции понимали власть небольшой группы наиболее богатых и привилегированных людей. В отличие от тирании, деспотизм, наиболее распространенный на Древнем Востоке, опирался на существующие общинные и религиозные традиции. Власть деспота и подчиняющегося ему государственного аппарата и чиновничества были ограничены этими традициями. В более поздние периоды к диктатурам стали относить возникающие теократические государства, в которых власть сосредоточивалась в руках одной религиозной группы; абсолютистские монархии, характеризующиеся соединением законодательной и исполнительной власти в руках монарха. Большинство современных политологов подразделяет диктатуры на тоталитаризм и авторитаризм.
Демократические режимы (греч. demos — народ и cratos — власть) возникли несколько позже диктатур, хотя и существовали уже в Древней Греции. Наивысшего расцвета античная демократия достигла в V в. до н.э. в Афинах в период правления Перикла. Эта Демократия существовала в рамках полиса — города-государства, общины. Она сводилась к участию свободных граждан в общих собраниях, на которых решались наиболее важные вопросы, и выборах. Зачастую власть большинства оборачивалась против выдающихся и знатных людей. Античная демократия не знала прав и свобод личности, поэтому нередко ее называли деспотизмом большинства. Современная демократия значительно отличается от античной. Ее главными признаками являются: 1) наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих выборов; 2) признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиям и организациям оппозиционным; 3) построение государственного аппарата по принципу «разделения властей», причем единственным законодательным органом считается парламент 4) политический плюрализм; 5) публичность власти.
Среди многообразных классификаций политических режиме выделим типологии Р. Даля и Ж. Блонделя.
Р. Даль использует два основных критерия, с помощью которых он строит свои идеальные типы политических систем. Первый критерий имеет отношение к допустимой оппозиции или политической конкуренции. Второй — касается участия населения в процесс публичного соперничества за власть. Оба критерия берутся в качестве переменных и выражаются соответственно в степени допустимой оппозиции или политической конкуренции и в пропорции наем ления, имеющего право участвовать в системе публичного сопем ничества. На измерении данных критериев необходимо сделать акцент, так как в приведенном исследовании типы систем отбираются на основании простой шкалы наличия или отсутствия определенного качества, которые располагаются на соответствующих осях системы координат.
В соответствии с предложенными критериями и их измерения выделяются четыре типа политических систем.
Систему, в которой практически отсутствует оппозиция и нет политической конкуренции или она весьма незначительна, a пропорция населения, имеющего право участвовать в публичном соперничестве, мала, Р. Даль называет «закрытой гегемонией».
При маленькой конкуренции и большом участии населения можно говорить о политической системе типа «включающей гегемонии».
Система с большой степенью оппозиционности и конкуренции в сочетании с маленькой пропорцией участия названа «конкурирующей олигархией».
И, наконец, наличие значительной степени политической конкуренции и оппозиционности и большой пропорции населения, имеющего право участвовать в публичном соперничестве, порождает политическую систему, названную «полиархией». То, что обычно называется демократической политической системой, соответствует понятию полиархии.
Реальные политические системы по конкретным показателям политической конкуренции и участия при расположении их в данной системе координат будут тяготеть к той или иной идеально-типической группе, заняв в целом пространство в центральной части прямоугольника.
В типологии Ж. Блонделя основанием разделения режимов на группы служит отношение трех переменных: политическая конкуренция, структура элиты и политическое участие населения.
Первая переменная — политическая конкуренция — оценивается с точки зрения того, является ли она открытой (т.е. существуют легальные условия для оппозиции и для конкурентной борьбы оппозиции с властвующей элитой) или закрытой (т.е. оппозиция запрещена, и борьба за государственную власть осуществляется внутри (часто скрытно) различных групп властвующей элиты, или смена руководства осуществляется без борьбы по принципу наследования).
Вторая переменная — структура элиты — показывает, есть ли в структуре элит субгруппы и каков уровень их автономии. В этом смысле различаются монолитные элиты и дифференцированные элиты.
Третья переменная — политическое участие населения — характеризуется степенью включения населения в политическую жизнь. Население может быть включено в политическую жизнь посредством различных форм политического участия, и это является необходимостью для существования системы. Такая система называется инклюзивной (включающей). Население может не быть включено в политический процесс и данное положение рассматривается как нормальное или вынужденное. Такая система получила название эксклюзивной (исключающей).
Соотношение этих трех переменных порождает шесть типов политических режимов: традиционные, эгалитарно-авторитарные, авторитарно-бюрократические, авторитарно-неэгалитарные, конкурирующие олигархии, либеральные демократия. Каждый тип политического режима можно было описать и с помощью сопутствующих характеристик, проистекающих из их основных дифференцирующих переменных. В названии некоторых типов присутствует дополнительная характеристика, касающаяся базовой политической идеологии режима (эгалитарная идеология, т.е. ориентированная на принцип равенства) или особенностей дифференциации элит (роли бюрократической элиты). Большее число переменных позволяет охарактеризовать существующие политические системы и режимы более полно, но и в этом случае описание не является исчерпывающим.
В качестве примеров политических систем соответствующих типов можно назвать современные и исторические системы.
Традиционные системы характерны для стран с монархическими режимами, где правит закрытая монолитная элита и население исключено из политического процесса. К подобным системам мог быть отнесены монархии в странах так называемого третьего мира. Однако не все современные монархические режимы являются традиционными.
Безраздельная власть монархов осталась лишь в шести странах — Бахрейне, Брунее, Омане, Катаре, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, а, скажем, в Свазиленде существует «парламент», частично избираемый племенными советами и частично назначаемый королем.
Авторитарно-бюрократические системы могут быть представлены военными режимами стран Латинской Америки периода 70— 80-х гг. (Чили, Аргентина, Уругвай).
Многие страны уже прошли этап развития, когда открытая конкуренция политических элит предшествовала политическому участию населения. Сегодня система конкурирующей олигархии (довольно распространенная в прошлом) существует в тех странах, где население фактически не оказывает влияния на результаты борьбы за власть между различными группами элит. Так, например, в Тонга и Западном Самоа партии отсутствуют, а органы законодательной власти фактически формируются различными знатными кланами.
Политические режимы в странах бывшей мировой системы социализма, где существовала относительно монолитная элита, население мобилизовывалось на поддержку режима посредством определенных массовых форм политического участия и господствовала идея социального равенства, были эгалитарно-авторитарными. В настоящее время к таким системам можно отнести Китай, Северную Корею, Кубу.
Что касается авторитарно-неэгалитарных систем, то они существовали в странах, где были установлены фашистские режимы (Германия, Испания, Италия).
Наконец, либеральные демократии существуют в современных европейских странах — Великобритании, Швеции, Франции и т.д., в США и Канаде, Австралии, Японии, Новой Зеландии.
Демократический политический режим, его основные признаки
Он основывается на демократических методах и средствах властвования и политического участия народа в принятии властных решений.
Демократия - ( от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть ) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации , основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства : свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.