Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 13:45, контрольная работа
Являясь социально-политической организацией, государство осуществляет публичную власть, то есть воздействует на происходящие в обществе процессы и поведение людей в интересах всего общества. При этом Конституция Российской Федерации закрепляет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, гарантируя государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Отсюда следует, что правоохранительная и правоприменительная функции государства, цель которых - обеспечение и защита прав и свобод человека, законных интересов государственных и негосударственных организаций, являются одними из важнейших.
1. Демократические основы осуществления правосудия и проблемы их осуществления2
2. Принцип несменяемости судей 11
3. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах 13
Задача №1 14
Список использованных материалов и литературы 21
Добыть
доказательства, изобличающие
виновного в преступлении,
изобличить преступника
призваны органы дознания
и предварительного
следствия. При доказывании
вины лицо, производившее
дознание, следователь
и прокурор должны
строго руководствоваться
нормами УПК. Нарушение
требований УПК может
привести к невосполнимой
утрате доказательств.
Доказательства, полученные
с нарушением закона,
признаются не имеющими
юридической силы
и не могут быть
положены в основу
обвинения, а также
использоваться для
доказывания обстоятельств,
подлежащих установлению
по делу согласно п.2 - 3
ст.68 УПК. При достаточности
доказательств вины
органы расследования
выносят постановление
о привлечении
лица в качестве обвиняемого
Постатейный научно-
Предъявляя лицу обвинение, органы расследования считают его виновным в совершении преступления, однако вину обвиняемого они должны доказать. Обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока по делу не будет вынесен обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу.
Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами (ст.118, ч.1), учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». В Российской Федерации не допускается создание иных (в том числе чрезвычайных) судов (ст.118, ч.3).
Принцип независимости судей. Судьи, народные, присяжные и арбитражные заседатели независимы и принимают решения, руководствуясь лишь законом и своим правосознанием, без какого-либо влияния на них со стороны кого бы то ни было (включая органы законодательной, исполнительной властей, а также вышестоящих судов). Гарантии независимости судей обеспечиваются неприкосновенностью судей; правом судей на отставку; жесткой регламентацией процедуры осуществления правосудия; созданием органов судейского сообществ материальным и социальным обеспечением судей, финансирование судов только из федерального бюджета. Однако, финансирование мировых судов в России - смешанное. Обеспечение заработной платы мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. (п.1 ст.10 ФЗ «О мировых судьях РФ» в ред. Федерального закона от 22.08. 2004 N 122-ФЗ)
Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации
Таким образом, закрепленное в Законе «О мировых судьях в РФ» решение вопроса о финансировании их деятельности неприемлемо, так как, привлечение субъектов Федерации к расходам по финансированию создаваемых мировых судов противоречит ст.124 Конституции РФ которая гласит, что «финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом» и п.6 ст.3 ФКЗ О судебной системе РФ» (единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем: «финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета»). Такая смешанная форма финансирования не позволяет говорить об обеспечении независимости мировых судей от местных властей.
2. Принцип несменяемости судей
Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.
Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. (ст.15 ФКЗ «О судебной системе РФ»)
Равенство всех перед законом и судом. Равенство всех перед законом означает одинаковое применение норм закона ко всем лицам: наделение их одинаковыми правами, возложение одинаковых обязанностей и единообразное возложение ответственности. Равенство перед судом предполагает равное наделение всех лиц, предстающих перед судом в одинаковом статусе (истец, ответчик, подсудимый, свидетель).
Принцип состязательности и равноправия сторон предполагает наделение сторон равными правами и возможностями по отстаиванию своих прав и законных интересов при осуществлении правосудия.
Право граждан на судебную защиту гарантирует судебную защиту прав и свобод личности от действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных организаций, которые могут быть обжалованы в суд.
Каждый подозреваемый, обвиняемый и подсудимый имеют право на защиту. Самому эффективно защищать свои интересы, право на бесплатного адвоката.
Принцип публичности судебного разбирательства. Принцип открытости, публичности судебного разбирательства, закрепляемый частью первой статьи 123 Конституции РФ, является важной правовой гарантией справедливого и беспристрастного разрешения судами гражданских, административных, уголовных и иных дел, одним из необходимых условий обеспечения прав и свобод человека в правовом государстве.
Осуществления государственной власти (включая и судебную власть) в правовом демократическом государстве должно находиться под контролем гражданского общества. Гласность судебного разбирательства способствует осуществлению общественного контроля за работой судов, за действиями судей, а также позволяет обществу оценивать работу органов, осуществляющих следственные и иные процессуальные действия в целях изобличения обвиняемого в совершении преступления. Таким образом, открытость, публичность судебного разбирательства обеспечивает контроль общества за осуществлением судебной власти, способствует утверждению принципа законности в деятельности судов, правоохранительных органов, создает условия для реализации демократических начал судопроизводства, защиты прав и свобод человека.
Принцип открытого, публичного разбирательства дел должен обеспечиваться во всех судах. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Эти случаи предусмотрены в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации», Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации, Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации.
Необходимость
закрытых судебных заседаний
возникает, во-первых,
когда рассматриваются
дела, содержащие сведения,
составляющие государственную
тайну, тайну усыновления (удочерения)
ребенка или иную
охраняемую федеральным
законом тайну. Во-вторых,
разбирательство
в закрытых судебных
заседаниях допускается
в целях обеспечения
неприкосновенности
частной жизни
граждан, а также
безопасности участников
судебного разбирательства,
их родственников
или близких лиц,
в целях защиты
общественной нравственности,
а также недопущения
нарушения прав и
законных интересов
граждан. В третьих,
закрытые судебные заседания
могут проводиться
в случаях, когда
гласное обсуждение
тех или иных обстоятельств
дела, способно помешать
правильному его
разбирательству
Постатейный научно-
Дела рассматриваются в закрытых судебных заседаниях с соблюдением всех норм судопроизводства.
3. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах
Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.
Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.
Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. (ст.10 ФКЗ «О судебной системе РФ»)
Некоторые авторы учебной литературы по Правоохранительным органам, такие как Качалов В.И. и Качалова О.В., разделяют принципы осуществления правосудия в РФ на организационные и функциональные(см. схему№2).
Задача №1
Ученики 8 класса - Бойко, Саблин, и другие, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в подвале дома №8 по улице Лесной изнасиловали несовершеннолетнюю Юрко. По ходатайству администрации школы №2 районный суд рассмотрел уголовное дело в актовом зале школы, в которой учились подсудимые. На процессе присутствовали учителя, родительский комитет, учащиеся школы. На следующий день после оглашения обвинительного приговора в радиопередаче «Человек и закон» освещался ход судебного заседания, анализировались причины и условия, которые привели осужденных, к совершению преступления.
Законно ли проведен процесс? Какими принципами правосудия следует руководствоваться, решая эту задачу?
Процесс проведен незаконно.
Решая эту задачу нужно придерживаться принципу соблюдения человеческого достоинства, прав, свобод и законных интересов личности. Гласность судебного разбирательства провозглашена ст.123 Конституции РФ, согласно которой разбирательство уголовных дел во всех судах производится открыто, и лишь в случаях, специально предусмотренных федеральным законом, допускается слушание уголовного дела в закрытом заседании.
В соответствии с ч.2 п.2,3 ст.241 УПК закрытое судебное заседание допускается по определению или постановлению суда когда рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет; рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство.
Решение о закрытом разбирательстве дела может быть принято судьей как при назначении судебного заседания (п.5 ч.2 ст.231 УПК РФ), так и в ходе судебного разбирательства - судьей или судом по собственной инициативе или по ходатайству стороны, если основания для этого будут установлены в ходе судебного разбирательства. Если необходимость провести закрытое разбирательство возникает лишь в связи с исследованием части эпизодов или конкретных обстоятельств, связанных с государственной тайной или интимной жизнью участвующих в деле лиц, либо в связи с требованиями обеспечения безопасности участников процесса или их близких, суд вправе провести при закрытых дверях часть заседания. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу. /Отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Юристъ, 2004.
На закрытое судебное заседание не допускаются публика, представители средств массовой информации. Слушание дела происходит в закрытом заседании с соблюдением всех процессуальных норм судопроизводства. Приговор суда во всех случаях оглашается публично. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина (Официальный текст на 1 августа 2003 г.). Предисловие Председателя Конституционного Суда РФ, д.ю.н., профессора В.Д.Зорькина. - ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2003.
Задача № 2.
Кожевников, окончивший юридический факультет СГУ, встретился со своим школьным товарищем Семеновым. Из разговора выяснилось, что оба они работают судьями межмуниципальных районных судов г. Москвы, но порядок избрания их на должность судьи оказался различным.
Кожевников ранее работавший в торговле, был избран на должность судьи на заседании Московской Городской Думы. Предварительно с ним беседовали в управлении юстиции, и он получил рекомендацию к избранию от органа юстиции, хотя некоторые сомнения возникли в связи с его возрастом: Кожевникову недавно исполнилось 23 года, однако, он производил впечатление человека делового, и для него было сделано исключение.
Информация о работе Демократические основы осуществления правосудия и проблемы их осуществления