Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:51, биография
Уроженец Орловской губернии, сын заслуженного генерала, Данилевский воспитывался в Царскосельском лицее (1836—1843), а затем был вольным слушателем на факультете естественных наук в Санкт-Петербургском университете. Занимаясь специально ботаникой, он также изучал социалистическую систему Фурье.
Получив степень кандидата и выдержав магистерский экзамен, он был в 1849 году арестован по делу Петрашевского. Проведя 100 дней в Петропавловской крепости, он представил оправдательную записку, в которой доказал свою политическую невиновность, и был освобожден от суда, но выслан из Петербурга и определен в канцелярию сначала вологодского[1], а потом самарского губернатора.
Занимающие значительную часть книги Данилевского рассуждения об упадке Европы и об отличительных особенностях России (православие, община и т. п.) вообще не представляют ничего нового сравнительно с тем, что было высказано прежними славянофилами. Более оригинальны для того времени, когда появилась книга, политические взгляды Данилевского, которые он резюмирует в следующих словах:
В продолжение этой книги мы постоянно
проводим мысль, что Европа не только
нечто нам чуждое, но даже враждебное,
что её интересы не только не могут
быть нашими интересами, но в большинстве
случаев прямо им противоположны…
Если невозможно и вредно устранить себя
от европейских дел, то весьма возможно,
полезно и даже необходимо смотреть на
эти дела всегда и постоянно с нашей особой
русской точки зрения, применяя к ним как
единственный критерий оценки: какое отношение
может иметь то или другое событие, направление
умов, та или другая деятельность влиятельных
личностей к нашим особенным русско-славянским
целям; какое они могут оказать препятствие
или содействие им? К безразличным в этом
отношении лицам и событиям должны мы
оставаться совершенно равнодушными,
как будто бы они жили и происходили на
луне; тем, которые могут приблизить нас
к нашей цели, должны всемерно содействовать
и всемерно противиться тем, которые могут
служить ей препятствием, не обращая при
этом ни малейшего внимания на их безотносительное
значение — на то, каковы будут их последствия
для самой Европы, для человечества, для
свободы, для цивилизации. Без ненависти
и без любви (ибо в этом чуждом мире ничто
не может и не должно возбуждать ни наших
симпатий, ни наших антипатий), равнодушные
к красному и к белому, к демагогии и к
деспотизму, к легитимизму и к революции,
к немцам и французам, к англичанам и итальянцам,
к Наполеону, Бисмарку, Гладсто
Та цель, ради которой мы должны, по Данилевскому, отрешиться от всяких человеческих чувств к иностранцам и воспитать в себе и к себе odium generis humani — заключается в образовании славянской федерации с Константинополем как столицей. При составлении плана этой федерации, доставившего ему некоторую популярность в литературно-политических кружках Богемии и Хорватии, Данилевский значительно облегчил себе задачу: одна из главных славянских народностей обречена им на совершенное уничтожение за измену будущему культурно-историческому типу; зато членами славянской федерации должны «волей-неволей» сделаться три неславянские народности: греки, румыны и мадьяры. Этот план, основанный на разделеАвстрии и Турции, осуществится после ожесточенной борьбы между Россией и европейской коалицией, предводимой французами; единственной союзницей нашею в Европе будет Пруссия.
«Россия и Европа» приобрела у нас известность и стала распространяться лишь после смерти автора. Критически разбирали теорию Данилевского Щебальский, академик Безобразов, профессор Кареев, Вл. Соловьев, Милюков. Безусловным апологетом её выступал неоднократно Н. Страхов, положительно её оценили К. Н. Бестужев-Рюмин и В.Розанов. Достоевский назвал «Россию и Европу» «настольной книгой каждого русского». Сильное влияние оказал Данилевский на взгляды К. Леонтьева, признававшего его одним из своих учителей. Наследником историософских взглядов Данилевского считал себя Н.Трубецкой. Высоко ценил «Россию и Европу» Л.Гумилёв.
Собственно ключевым моментом в концепции Данилевского, который и по сей день включают в курсы истории социологии во всем мире, является цикличность цивилизационного процесса. В отличие от Тойнби и Шпенглера, Данилевский не сосредотачивает своего внимания на признаках упадка или прогресса, но собирает обширный фактологический материал, позволяющий за множеством исторических особенностей увидеть повторяемость социальных порядков.
На данный момент Данилевский заслуженно
признан классиком русской
Критика
Основательной критике работу Н. Я. Данилевского «Россия и Европа» подверг русский мыслитель и философ В. С. Соловьёв(статья «Россия и Европа», позже вошедшая в сборник «Национальный вопрос в России»), указывавший на поверхностность и необъективность автора и его противоречие самому себе. В то же время В. С. Соловьёв признал, что работа Н. Я. Данилевского «Дарвинизм» представляет собой «самый обстоятельный и прекрасно изложенный свод всех существенных возражений, сделанных против теории Дарвина в европейской науке», но высказал сожаление, что Николай Яковлевич не предложил никакой оригинальной концепции взамен концепции Дарвина.