Человек и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 00:04, контрольная работа

Описание работы

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………..........3
Личность как объект и субъект политики………………………...…….4
Политическая социализация личности………………………………….8
Заключение………………………………………………………………14
Список литературы………………….…

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

     МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

     ТЕХНОЛОГИЙ  И УПРАВЛЕНИЯ 

Кафедра гуманитарных

и социально-экономических  наук 
 

     Контрольная работа

     по  Политологии 
 

     Тема: Человек и политика 
 

     Выполнил: студентка 4 курса

     Факультета: экономики и предпринимательства

     Специальность: финансы и кредит, ПФО

     Шифр: 080105 - 08/003569

     Всеволодова Анастасия Михайловна

     Преподаватель: Положенцева Ирина Вениаминовна 
 
 
 
 
 

     Москва, 2012 год

 

     СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение……………………………………………………………..........3

Личность  как объект и субъект политики………………………...…….4

Политическая  социализация личности………………………………….8

Заключение………………………………………………………………14

Список  литературы………………….……….………………………….16 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей  и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.

     Активное  участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое  значение.

     Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Так, качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.

     Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с  гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократическим извращениям в деятельно аппарате управления, отделений функций управления от общества.

     В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих  членов участвовать в управлении делами государства.

 

      ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ 

     Политика, представленная как совокупность политических отношений, имеет своих субъектов, объект, содержание и форму.

       Политическое отношение предполагает  как минимум двух субъектов.  Под субъектом всегда имеется в виду человек, наделенный сознанием, познающий окружающий мир и действующий в нем. В сфере политики человек выступает как носитель политических отношений, как «человек политический», наконец, как гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями.

     Как субъект политических отношений  человек выступает в разных качествах, обращен к политике различными своими гранями. Поэтому возникает необходимость  классификации субъектов политики. Это можно сделать по разным основаниям (признакам).

     По  количественному признаку политические субъекты можно разделить на единичные (отдельные граждане, иностранцы, лица без гражданства и т.п.) и групповые. Под последними имеются в виду большие, средние и малые социальные группы: классы, этносы, сословия, элиты, фракции и т.п.

     По  правовому признаку субъектов политики делят на физических (граждане, политические лидеры) и юридических лиц (общественно-политические организации);

     По  направлениям политики ее носителей  можно классифицировать на субъектов  внутренней (граждане, руководители, партии) и внешней политики (народы, государства, его специализированные органы, межгосударственные объединения).

       Субъект обычно неразрывно связан  с понятием объекта, под которым имеется в виду какой-то предмет познания или деятельности человека, окружающий его мир. Объектом политики также выступает человек, социальные группы, юридические лица, испытывающие властное воздействие субъекта. Таким образом, это соотносительные и иерархические понятия. Между субъектами и объектами политики возникают разнообразные отношения, общим и главным содержанием которых выступает власть. Эти политические отношения обычно связаны с различными стадиями формирования и функционирования власти, ее структурой, институтами и т.п. «Вертикальные» политические отношения означают господство и подчинение, они нередко проявляются как конфронтация субъекта и объекта, конфликт, оппозиция, гегемонизм и т.п. «Горизонтальные» же отношения проявляются в форме координации, согласования действий равнозначных субъектов, их сотрудничества (часто это договорные отношения).

     Итак, первичным субъектом политики является личность (индивид). Как отмечали еще  древние (Протагор) “Человек есть мера всех вещей”. Это полностью применимо  и к политике. Именно личность, её интересы, ценностные ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим началом политической активности наций, классов, партий и т.д. Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта:

  • Личность как индивидуальные психофизиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых зависит большая политика.
  • Личность как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п. А также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованьях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики.
  • Личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не только общечеловеческими чертами, но и уникальными в своем роде чертами, то есть как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно и выступает субъектом и объектом, предметом воздействия политики.

       Многие мыслители рассматривали  проблему личности и политики, показывали роль индивида как субъекта и объекта политики. Интересную точку зрения я нашла у Г. Леббота. Вот, что он пишет в своем произведении «Психология народов и масс»:

     «Психическая  организация людей обладает легко  изменяемыми второстепенными особенностями (помимо неизменных), которые может легко изменять среда, обстоятельства и другие факторы».

       Так же, каждый человек имеет  в своей психической организации  всевозможные зачатки характера,  которым обстоятельства не всегда  предоставляют случай обнаружиться. А раз они получили применение - тотчас же образуется более или менее новая личность. Этим именно объясняется то, что в эпохи больших религиозных и политических кризисов наблюдают такие мгновенные изменения в характере, что кажется, будто все изменилось: нравы, идеи, поведение людей, но очень редко бывает, чтобы это было надолго. В силу этих задатков характера, которые приводятся в действие известными исключительными событиями, деятели больших религиозных и политических кризисов кажутся нам высшими существами, хотя на самом деле в них проснулись задатки характера, данные изначально всем, в соответствии со сложившейся ситуацией.

       Кажется, что влияние обстоятельств  на человека достаточно глубоко,  но изменения оказываются незначительными.  Голод может привести человека к ожесточению, опустить до какого-либо уровня, но значит ли это что его обычный характер окончательно изменился? Исследуя различные факторы (в том числе и политические) способные действовать на психический уклад личности и целых народов, можем констатировать, что они действуют на изменяющиеся стороны характера, но ни сколько не задевают основных его черт, или задевают лишь путем длительных наследственных накоплений (в течение веков)».

       Становление личности в качестве  субъекта политики происходит постепенно по мере социального созревания человека, в процессе его политической социализации. 

 

      ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 

       Личность — одновременно и  субъект и объект политики. Но  одни люди в большей степени  проявляют политическую активность, другие — в меньшей, а третьи вообще стараются «убежать» от политики. Одни стремятся к утверждению существующего политического строя и проявляют конструктивное политическое поведение, другие, напротив, предпринимают меры, направленные на его ниспровержение и демонстрируют деструктивную позицию.

     Есть  и такие, кто легко приспосабливается  к любому политическому режиму и  всякой власти. Такое разнообразие видов политического поведения  во многом обусловлено характером политической социализации личности.

       В общем плане социализация (от  лат. socialis — общественный) — это  процесс активного воспроизводства  личностью социального опыта,  осуществляемый в ее деятельности  и общении. Политическую социализацию личности можно определить как процесс активного воспроизводства личностью политического опыта, определенной системы норм, ценностей и установок политической деятельности и политических отношений. Можно сказать и по-другому: политическая социализация личности — это процесс, в ходе которого у личности в несколько этапов формируются определенная картина политического мира, опыт политической деятельности и политического общения.

     Политическая  социализация имеет две основные функции:

     1) обеспечение достаточно эффективного в рамках данной социальной системы политического взаимодействия с различными политическими организациями;

     2) сохранение динамического равновесия  политической системы, а вместе  с тем и самого общества  благодаря усвоению новыми членами  принятых в нем норм и ценностных  образцов политического поведения.

     Стержнем  политической социализации является обогащение личности политическим опытом предыдущих поколений, который выражен в  политической культуре. Политическая культура — это совокупность общепринятых ценностных ориентации, убеждений и  норм политической жизни общества. По мере ее усвоения человек все больше адаптируется к существующей политической системе, становится в состоянии активно влиять на нее, т.е. все в большей степени делается субъектом политической жизни.

     Таким образом, политическая социализация личности — это всегда двусторонний процесс, в котором личность, с одной стороны, испытывает на себе воздействие различного рода политических субъектов, а с другой стороны, по мере социализации сама становится в состоянии влиять на политическую жизнь общества.

     Процесс политической социализации включает в  себя различные уровни, механизмы  и факторы. Самый широкий —  международный уровень, охватывающий международные сообщества и организации. Здесь на личность воздействуют принятые в международном сообществе ценности, нормы и факторы: недопущение распространения ядерного оружия, угрозы международных конфликтов, предотвращение глобальных катастроф, международных финансовых кризисов и т.д.

       Социальный уровень политической социализации охватывает общество в целом и большие социальные группы: классы, профессии, национально-этнические общности и др. На этом уровне на личность воздействуют такие факторы, как государство, правительство, политические партии, социально-экономические кризисы, безработица, уровень преступности в стране и др.

     Самый низкий — личностный уровень политической социализации, на котором личность испытывает воздействие со стороны людей, составляющих непосредственный круг ее общения и оказывающих прямое влияние на ее политическую психологию, ценности и установки. Среди механизмов политической социализации здесь можно выделить подражание, внушение, заражение, которые помогают человеку адаптироваться к политическим условиям и сформировать политическую идентификацию.

     Типы (модели) политической социализации. Как уже сказано выше, политическая социализация личности происходит в процессе взаимодействия ее с обществом. Характер такого взаимодействия обусловлен, прежде всего, соотношением экономических, политических и других интересов человека и общества, гражданина и государства. Различная комбинация интересов обусловливает конкретные типы или модели политической социализации личности. Под типом политической социализации имеется в виду совокупность устоявшихся ценностных образцов взаимодействия личности и политических институтов общества. На него оказывает влияние совокупность ряда факторов: уровень исторического развития общества, экономические условия, политическая культура, социальная структура общества, доминирующие агенты политической социализации и др.

Информация о работе Человек и политика