Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:34, контрольная работа
По функциональному основанию, т.е. по роли ценностей для функционирования и развития общества как целостной системы важно видеть различие между преимущественно интегрирующими и преимущественно дифференцирующими ценностями. По определению, все ценности позитивны, так как негативны анти-ценности, и интегрируют ту или иную часть индивидов. Но интенсивность осуществления этой функции зависит от масштабов распространения конкретной ценности среди членов данного общества на определенном этапе его развития: если эту ценность одобряет большинство членов общества, ее можно считать интегрирующей; если же ее одобряет меньшинство, то она оказывается дифференцирующей.
Введение…………………………………………………………….…….3
Ценности, интересы и функции политики.
1. Политические ценности……………………………………………….4
2. Политический интерес………………………………………….……..7
3. Основные функции политики………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………….13
Список используемой литературы……………………………………...14
федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Мичуринский государственные аграрный университет
Шифр № ________
Контрольная работа
По ______________________________
За ____ курс на тему:
______________________________
______________________________
______________________________
Студента-заочника
______________________________
______________________________
Института заочного и дистанционного образования
Направление/специальность
______________________________
Дата отправки работы в университет _____________________________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Ценности, интересы и функции политики.
1. Политические ценности……………………………………………….4
2. Политический интерес…………………………
3. Основные функции политики……………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………...14
Введение
По функциональному основанию,
т.е. по роли ценностей для функционирования
и развития общества как целостной системы
важно видеть различие между преимущественно
интегрирующими и преимущественно дифференцирующими
ценностями. По определению, все ценности
позитивны, так как негативны анти-ценности,
и интегрируют ту или иную часть индивидов.
Но интенсивность осуществления этой
функции зависит от масштабов распространения
конкретной ценности среди членов данного
общества на определенном этапе его развития:
если эту ценность одобряет большинство
членов общества, ее можно считать интегрирующей;
если же ее одобряет меньшинство, то она
оказывается дифференцирующей.
По мере развития общества
функциональная роль конкретных ценностей
может изменяться: дифференцирующие ценности
становятся интегрирующими и наоборот.
По функциональному основанию можно также
различать одобряемые и отрицаемые ценности.
В данном исследовании в качестве одобряемых
принимаются те ценности, которые поддерживают
больше респондентов, чем отрицают. Соответственно,
отрицаемые - это те ценности, которые
отрицают больше респондентов, чем одобряют.
Все, что совершает человек,
проходит через его сознание. Внутренними
источниками его активности выступают
потребности и интересы. Вне их учета невозможно
понять истинный смысл, намерения и конкретные
шаги в политике государств, партий, социальных
групп и конкретных личностей.
В этой связи политические интересы представляют собой актуальную и достаточно сложную теоретическую проблему, уяснение которой позволяет понять логику деятельности различных политических сил, предвидеть развитие политических событий и процессов.
Ценности, интересы и функции политики.
1. Политические ценности.
Политические ценности – предпочтительное признание субъектами политики (индивидами, группами, классами, нациями и др.) значимости тех или иных явлений, процессов и норм политической жизни, закрепленные их социально-политическим опытом. Они мотивируют, направляют и обосновывают действия субъектов политики, отражают состояние, потребности и перспективы развития общества, его основных социальных групп. К числу основных политических ценностей относятся: права человека, характер, принципы и формы политического устройства и развития общества, его политических институтов, идей, участия людей в политике, выражения и реализации их интересов, культура политики и др.
Политические ценности могут быть общечеловеческими, общенациональными, но могут отражать и преимущественные интересы различных классов, групп людей, индивидов. Так, например, ценности и подходы к пониманию существа власти, форм государственного устройства могут существенно отличаться у представителей тех или иных классов, имеющих различающиеся представления об оптимальном характере политического устройства общества с точки зрения их интересов. Политические ценности могут быть демократические, основанные на гуманистических принципах; радикалистские (экстремистские), основанные на антилегитимном мышлении и признающие насильственные, волевые методы общественных преобразований и др.
Важнейшей политической ценностью является человек, его права и свободы.
Одним из первых, кто начал разрабатывать теорию ценностей в марксистской философии и социологии был В.П. Тугаринов.
В классификацию ценностей, основывающуюся на структуре общественных явлений, В.П. Тугаринов, наряду с материальными и духовными, включает социально-политические: общественный порядок, мир, безопасность, свободу, равенство, справедливость, человечность. Выделяя бесконечное количество форм этих базовых ценностей, автор различает научно-социологический или «естественнонаучный» и ценностный подход в исследовании социально-политических явлений.
Кроме материальных, духовных, социально-политических ценностей, В.П. Тугаринов выделяет ценности: наличные-экзистенциальные, целевые и нормативные. Первые - реально существуют, вторые задуманы как цели деятельности и в большинстве случаев предполагают наличие правил, норм, идеалов и реализуются согласно этим нормам.
Эти классификации ценностей являются «открытыми», то есть могут быть дополнены новыми классификациями. С одной стороны, ценности - это цели, идеи, мотивы, а с другой, ценности - это определенные средства, с помощью которых достигаются ожидаемые результаты. То сеть они могут выступать как ценности сами в себе и как инструментальные ценности.
Когда разговор касается политических ценностей, это отнюдь не означает, что приоритет в исследовании принадлежит политической социологии или политологии. Данные науки обязаны инициировать изыскания в сфере политических ценностей, обобщать исследования, резюмировать результаты для последующего анализа.
Иногда в литературе встречается мнение, что следует говорить не о политических ценностях, а о месте и роли ценностей в практической политике. Данное суждение выводится из соотношения морали и политики. То есть ценности в политической деятельности идентифицируются с моральными, которые лежат в основании поступков людей, занимающихся политикой. Конечно, моральные или этические ценности влияют на действия отдельных политиков, на принимаемые ими решения. Политика с учетом данного фактора становится более гуманной и предсказуемой.
Каждый политический процесс имеет свои предпочтения и тем самым находит свою ценностную нишу, которая становится важной составляющей во взаимодействии с подобными себе. Политические ценности и могут быть выявлены с помощью этого субъектного критерия, включающего предпочтения, которыми могут обладать социальные общности как организованные целостности. Например, правовое государство это прежде всего идея, реализуемая в различных обществах по-разному, в зависимости от большого количества разнообразных условий и причин, отношений, действий, существующих социальных и политических институтов.
Политические ценности можно назвать идеями политических потребностей определенных субъектов, будь то человек или социальная группа, или политическая партия, или общество в целом. Политические идеи составляют основу действий политических субъектов, служат обоснованием этих действий. Например, программа какой-то партии - это лишь идеал, идея, к реализации которой она стремится путем завоевания власти.
Политические ценности постоянно возникают, распространяются, функционируют, определенный промежуток времени, растворяются, исчезают, снова возникают и т.д. То есть они функционируют в общественной структуре как идеи-ценности социальных групп, общностей, классов, их политических представительств. Система политических ценностей всегда выступает в виде совокупности ценностей какой-то социальной группы как организованной общественной силы. В этой связи возникает проблема гармонизации политических ценностей социальных групп и общества в целом. Таким образом, политические ценности - это идеи политических потребностей, выражающие отношение индивидов, социальных групп, классов, общества между собой.
2. Политический интерес.
Категория «политический интерес» позволяет
определить направленность социальной
группы или индивида на завоевание подобающих
им позиций в системе политической власти.
Политический интерес – феномен
по преимуществу объективный, так как
обусловлен он независимыми от сознания
людей характеристиками социальных групп:
их размерами, местом в системе общественного
разделения труда, средой обитания. Однако
объективность политического интереса не
равнозначна его очевидности. Чтобы превратиться
в актуальным мотив политической
Роль политических интересов заключается
в том, что:
1) в них происходит осознание и выражение политических
2) именно они определяют конкретную направленность политической
3) осознание политических интересов вызывает
к жизни многочисленные политические
В зависимости от основания политические
интересы подразделяются на различные
типы. Так, если выделить субъектов, носителей интересов, то
различают личностные, групповые, корпоративные,
классовые и национальные политические
интересы. Если иметь в виду степень их
проявленности, то выделяются стихийные
и осознанные интересы. В зависимости от
сферы действия выделяются внутриполитические,
Мир политических интересов многообразен.
По сути своей политика – это и есть способ
согласования интересов
В динамике политических интересов, по
мнению многих исследователей, проявляются
2 противоположные тенденции:
1) укрупнение, агрегирование политических
интересов ведущими
2) диверсификация политических интересов, т.
е. нарастание их многообразия и, как следствие,
увеличение точек их пересечения. Все
чаще люди оказываются в ситуациях, когда
определенные общие интересы в одной из
сфер жизни могут вполне мирно уживаться
с различием интересов в других сферах.
Люди уже не считают себя принадлежащими
к какой-то определенной социальной группе
и меняют свою политическую ориентацию
в зависимости от того, какая из проблем
кажется им наиболее важной.
Интересы наряду с потребностями
— важнейшие побудительные
В обществе всегда действует совокупность
интересов различного уровня общности,
выражающих специфику взаимоотношений
и жизненных ориентации различных
социальных групп, слоев, профессий, классов,
этнических образований. Одни из этих
интересов выражают долговременные,
фундаментальные тенденции
3. Основные функции политики.
Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций может быть различным. Чем более многочисленны функции политики в конкретном обществе, тем менее развито общество и сама политическая сфера, подминающая под себя другие сферы.
В идеале общество
представляет собой