Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 01:49, реферат
Цель и средство важнейшие категории политики и политологии, характеризующие органическую взаимосвязь и взаимозависимость между сознательно избранными методами, способами, действиями и полученными благодаря этому результатами. На протяжении всей политической истории человечества вопрос о соотношении цели и средств стоял в центре внимания политиков – практиков и теоретиков. Одни школы и концепции сменялись другими, выдвигались формулы и принципы типа «достичь цель любыми средствами» или «цель оправдывает средства». Однако смысл существующей здесь реальной зависимости оставался не открытым. Только в новое время с изучением таких теоретических проблем, как интерес и идея, необходимость и свобода, стихийность и сознательность наука и обществоведение подошли к сути дела. Оказалось, что у каждой цели существует строго определенный арсенал средств, применение которых только и может привести к избранной цели. Выход же за рамки средств, совместимых с данной целью, неизбежно ведет к утрате самой избранной цели, приводит к неожиданным результатам, весьма расходящимся с намечавшейся целью.
Введение………………………………………………………….3
1.Цели, средства и методы в политике………………... ……..5
2.Соотношение целей и средств …………………………........7
1.Цель оправдывает средства…………………………...7
2.Средства доминируют над целью…………………….8
3.Соизмеримость целей и средств……………………...9
3.Пути разрешения противоречий между целями и средствами…………………………………………………...12
Список литературы……………………………………………..15
Разрешение таких противоречий может быть найдено в процессе нравственного соизмерения целей и средств политики. Известно, что нравственные ценности имеют иерархическую структуру. Одни из них — более значимы, чем другие. Так, например, пожертвовать жизнью ради спасения других людей — несравненно более нравственный поступок, чем пожертвовать для бедных небольшую часть своего дохода. Точно так же и безнравственные дела существенно различаются на шкале моральных ценностей: одно дело — убийство человека и совсем другое — безобидное лукавство.
Применительно к политике это означает, что в ней бывают ситуации, когда человек должен действовать по принципу меньшего зла, подобно врачу, утаивающему от больного губительную или вредную для него правду. Еще Платон в проекте своего совершенного государства оправдывал применение лжи в «лечебных» для народа целях. «… Правителям, — писал он, — потребуется у нас нередко прибегать ко лжи и обману — ради пользы тех, кто им подвластен. ... Подобные вещи полезны в виде лечебного средства»4.
«Лечебность»
безнравственных средств в
Хотя принцип наименьшего зла нравственно допустим в некоторых случаях, более приемлем для укрепления моральных ориентации политики принцип избегания ситуаций, в которых ложь более нравственна, чем правда. Его рекомендовал политикам выдающийся немецкий философ-гуманист И. Кант.
Современная наука не может определить, какие средства являются нравственными и эффективными применительно ко всем случаям практики, но она в состоянии установить гуманистические пределы в использовании средств для достижения определенных политических целей.
Так,
например, наукой убедительно доказано,
а историей практически подтверждено,
что в современных демократических государствах
использование политического террора
или
вооруженных восстаний для достижения
групповых интересов
или даже самых прекрасных и благородных
целей не только безнравственно,
но и преступно перед обществом. Точно
так же в современных условиях нравственно
недопустимо
использование ядерного или других видов
оружия массового
Все
это свидетельствует о том, что
для реализации политических целей
приемлемы далеко не любые средства. От
тех целей,
достигнуть которые можно лишь с помощью
явно антигуманных
действий, следует отказаться. Наиболее
несовместимы с нравственностью насильственные
средства.
Список литературы