Благодаря чему изучение политики стало носить научный характер

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:51, сочинение

Описание работы

Для того чтобы разобраться в данном вопросе необходимо понять что такое политика.
Термин “политика” (греч. politika – государственные и общественные дела; polis – город-государство) получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им “Политика”.

Работа содержит 1 файл

моё сочинение.docx

— 26.13 Кб (Скачать)

Благодаря чему изучение политики стало носить научный характер

 

Для того чтобы разобраться в  данном вопросе необходимо понять что такое политика.

Термин “политика” (греч. politika – государственные и общественные дела; polis – город-государство) получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им “Политика”. 

Политика – неустранимый аспект общественного существования. Она возникла из требований, взаимно предъявляемых людьми друг другу и проистекающих из этого усилий по разрешению противоречий, когда требования оказываются конфликтными, по властному распределению дефицитных благ и по руководству обществом в деле достижения общих целей. В многочисленных своих обличьях – в виде деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния – политика может обнаруживаться внутри любой общественной группы. 

Необъятен диапазон представлений  о политике. Вот лишь некоторые ее определения: 

“Политика в высшем смысле есть жизнь, а жизнь есть политика” (О. Шпенглер).  
“Изучение политики есть изучение влияния и влияющего ... иными словами, кто что получает, когда и как” (Г.Лассуэлл).  
“Политика – борьба интересов, маскируемая под борьбу принципов. Руководство общественными делами во имя личной выгоды” (А.Бирс).  
“Политика – это процесс управления” (О. Ренни).  
“Политика – властное распределение ценностей внутри общества” (Д. Истон).  
“Изучение политики есть изучение принятия общественно значимых решений” (Р. Шнайдер).

Как наука о политике политология “охватывает” весь спектр политической жизни, включая как ее духовную, так и материальную, практическую стороны, взаимодействие политики с другими сфера ми общественной жизни. Предметом изучения и исследования по литологии выступают такие основные слагаемые политики, как политические институты, политические процессы, политические отношения, политическая идеология и культура, политическая деятельность. 

Длительное время в трактовке общественной жизни, в том числе и политике, мыслители объясняли политическую жизнь как взаимодействие элементарных частиц индивидов, участвующих в политических отношениях и процессах, эгоистические интересы которых создают политические отношения. Позднее, уже в XIX веке, изучая внутренние механизмы деятельности государства, исследователи обнаружили, что основными субъектами политических связей, взаимодействий и отношений являются не изолированные индивиды, а индивиды объединенные в социальные общности: социальные группы, сословия, классы, нации, касты. Каждая социальная общность имеет свои социальные интересы. Социальные интересы – это реальные жизненные стремления людей, социальных общностей, которыми они осознанно или неосознанно руководствуются в своих действиях и которые определяют их объективное положение в обществе.

Для выявления истоков политической науки многие исследователи обращались к истории античной мысли. Так, к  миру политического пристальный  интерес проявляли такие выдающиеся философы как Платон, Аристотель, Цицерон. Ими были созданы фундаментальные  трактаты: «Политика», «Государство», «Законы», «Республика», «Государь», популярные у современных политологов.

Политология, как самостоятельная  наука стала возможна в результате вычленения политической сферы из целостного человеческого социума, отделения  мира политического от экономической, социальной и духовной подсистем, что  по времени совпало с Новым  и Новейшим периодами истории, а  точнее с периодами формирования и капиталистического общества. Важно  подчеркнуть, что мир политического в собственном смысле слова – это исторический феномен, его формирование и выделение из целостного человеческого социума произошли на определенном этапе исторического развития и тесно связаны с процессами формирования и вычленения гражданского общества. История политологии – это, по сути, процесс постоянного обновления и обогащения ее теоретико-методологического и методического арсенала. Политическая наука немыслима без традиции, в рамках которой она развивается. Под традицией в данном случае подразумеваются формы организации науки, системы теорий и идей, методы аргументации, методологии, технические приемы и т.д.

В истории Запада формирование политического  знания отличалось высокой степенью развития. Особенно это характерно для периодов Нового и Новейшего  времени. В целом формирование политического  знания было тесным образом связано  с процессами становления и изменения  конкретных политических систем, режимов, отношений. Большую роль при этом играло политическое знание, которое  в той или иной мере отражалось затем на развитии политической практики. Подобная взаимосвязь хорошо прослеживается в истории стран Запада в периоды  Нового и новейшего времени, в  формировании и развитии их государственной  системы. И в самом деле, трудно себе представить формирование и  утверждение современной западной государственно-политической системы без идей Платона, Аристотеля, Макиавелли, Монтескье и т.д.

Можно выделить три крупных этапа  в истории формирования и развития политологии.

Первый период – предыстория от античности до Нового времени. Его главное значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического и политико-философского знания. Этот период представлен Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф.Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья.

Второй период – с начала Нового времени до середины ХIХ в. – характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и, соответственно, истоки их научного анализа.

В третий период, охватывающий 1880-1890-е гг. и первые десятилетия ХХ в., политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов.

Следует отметить, что только начиная  с Нового времени можно вести  речь о мире политического и гражданском  обществе, как о самостоятельных  подсистемах человеческого социума.

Уже в середине века право, теология и медицина существовали как самостоятельные  дисциплины в университетах. Но философия  продолжала охватывать подавляющую  часть знаний о природе и обществе. Такой точки зрения продолжали придерживаться и ряд мыслителей Нового времени.

Вместе с тем процесс разделения единой философии и рождения новых научных дисциплин приобрел необратимый характер. К середине ХVIII в. философия разделилась на естественную и моральную, позднее эти две сферы знания получили названия «естественные науки» и «моральные науки». В рамках моральных изучались и анализировались почти все общественные и политические явления, процессы, институты.

В ХIХ в. возникло и получило распространение  понятие «гуманитарные науки». В  рамках социальных и гуманитарных наук и сформировалась политическая наука. Этот процесс происходил на фоне всевозрастающего интереса к таким ключевым проблемам  как происхождение, сущность и предназначение государства; теория общественного  договора; отношения между государством и церковью; народный суверенитет; права  и свободы человека; формы правления  и т.д.

Большой вклад в освобождение политики и политической мысли от теологии и церковной морали внесли Н. Макиавелли, Ж. Боден, Т. Гоббс, Б. Спиноза. Сильный  импульс развитию политической теории, идеи конституционного строя, республиканской  и либерально-демократической форм правления, а так же вызреванию предпосылок формирования и утверждения институтов, отношений и норм, соответствующих эти теориям и идеям, был дан эпохой просвещения, а затем Великой французской революцией.

Во второй половине ХVIII – начале ХIХ вв. были сформулированы важнейшие подходы, которые послужили основой для разработки ведущих политических теорий и концепций современности. Так создавались предпосылки формирования самостоятельной научной дисциплины, призванной профессионально исследовать и анализировать мир политического.

Многие политики нового времени  стремились к тому, чтобы свети  политику к науке с целью создания механизма разрешения или смягчения  политических конфликтов. Считалось, что  наука о политике, раскрывая причинно-следственные закономерности и связи в тех или иных конкретных формах и сферах дает возможность определить константы и переменные величины, действуя на которые удается достичь желаемых результатов. Постепенно объяснение политических феноменов и процессов в терминах рационализма становится общепринятым в западном обществознании.

Утверждалось, что в социальных и политических реальностях будут  обнаружены законы и закономерности. Создавалась методология анализа  общественно-политических явлений, разрабатывались новые специальные методы исследования, неуклонно возрастал интерес к методам формально-правового анализа, юридической логике и сравнительно-правовому анализу. Уже к началу ХIХ в. созрела мысль о необходимости систематического эмпирического изучения политических феноменов, исследования политики с помощью конкретных методов.

ХIХ век стал в некотором роде веком не только исторической, но государствоведческой, юридической науки, поскольку он ознаменовался развитием истории  и теории права. Наметилась тенденция  к политизации и социологизации проблематики государства и права  и, соответственно, к пересмотру юридического формализма.

Сложились такие направления политической и правовой мысли, как теория политического  представительства, юридический позитивизм и социологическая юриспруденция, теория правового государства и  сравнительное правоведение. Как  бы подытоживая эти тенденции  и процессы известный французский  историк А. Д. Токвиль в середине ХIХ в. пришел к выводу о необходимости  создать «новую политическую науку  для нового мира». С этого времени  начинается период окончательной институализации  политологии как самостоятельной  научной и учебной дисциплины.

Процесс выделения политологии  из общей системы социальных и  гуманитарных наук занял несколько  десятилетий в конце ХIХ – начале ХХ в.

На протяжении всего ХХ в. обозначились и выделились важнейшие национальные школы и направления политологии. В их рамках осуществлялась разработка методологии, понятийно-категориального аппарата, принципов, методов и инструментария исследований.

Итак, в последние десятилетия ХIХ – начале ХХ в. сфера политического выделилась как самостоятельная подсистема общественной жизни. К данному периоду относится окончательное формирование и утверждение в большинстве промышленно развитых стран важнейших институтов, которые в совокупности составили современную политическую систему в различных ее формах. Речь идет, прежде всего, о четком разделении власти на три самостоятельные, но взаимосвязанные ветви – законодательную, исполнительную и судебную, – формировании политических партий, избирательной системы, введении избирательного права. Политическая наука как раз и стала дисциплиной, призванной изучать эти институты, явления и процессы. В этом контексте немаловажное значение имела разработка ведущими обществоведами конца ХIХ – начала ХХ в. основополагающих политологических концепций и теорий, политики и мира политического. Здесь, прежде всего, следует назвать немецкого ученого М. Вебера, который стал рассматривать политические явления как особые реальности, имеющие собственную логику развития и соответственно собственную историю.

 


Информация о работе Благодаря чему изучение политики стало носить научный характер