Авторитаризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:31, реферат

Описание работы

Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы, в современной политологии выступает политический режим (от лат. regimen- управление). Он определяется способами формирования органов власти, способами распределения и разделения государственной власти в стране, формами контроля со стороны общества за всеми ветвями власти, реальной мерой прав и свобод населения, способами разрешения социальных конфликтов и т.п. В зависимости от перечисленных выше элементов осуществления власти подразделяют несколько основных типов политической власти: авторитарный, тоталитарный и демократический.
Богатство и разнообразие авторитарных политических систем, по сути, являющихся промежуточным типом между демократией и тоталитаризмом, обусловили и ряд универсальных, принципиальных отличительных черт этих политических порядков.
Целью данной работы является более глубокое изучение авторитарного режима. Для этого будут рассмотрены сущность авторитаризма и причины его возникновения, отличительные черты, структурные особенности и различные типы. А также его сильные и слабые стороны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Сущность авторитаризма и причины его возникновения………..4
2. Отличительные черты авторитаризма…………………………… 11
3. Структурные особенности авторитарного режима………………13
4. Разновидности авторитаризма……………………………………..14
5. Сильные и слабые стороны авторитарного режима………………..19
Заключение………………………………………………………………21

Список используемой литературы……………………………………..22

Работа содержит 1 файл

мой реферат.docx

— 41.15 Кб (Скачать)

     Министерство  науки и образования Российской Федерации

     Волгоградский государственный технический университет 

                                  Кафедра «Политологии» 
 
 
 
 

                              Реферат на тему: «Авторитаризм» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Выполнила: ст. гр. ТМХ-449

                                            Ломоносова И.В.

                                             Проверил: к.пол.н. Марчуков А.Н. 
 
 
 
 
 
 

     Волгоград  2011

       Содержание 

       Введение…………………………………………………………………3

       1. Сущность авторитаризма и причины его возникновения………..4

       2. Отличительные черты авторитаризма…………………………… 11

       3. Структурные особенности авторитарного режима………………13

    4. Разновидности авторитаризма……………………………………..14

               5. Сильные и слабые стороны авторитарного режима………………..19 

             Заключение………………………………………………………………21

            

             Список используемой литературы……………………………………..22

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение. 

       Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы, в современной политологии выступает  политический режим (от лат. regimen- управление). Он определяется способами формирования органов власти, способами распределения  и разделения государственной власти в стране, формами контроля со стороны  общества за всеми ветвями власти, реальной мерой прав и свобод населения, способами разрешения социальных конфликтов и т.п. В зависимости от перечисленных  выше элементов осуществления власти подразделяют несколько основных типов  политической власти: авторитарный, тоталитарный и демократический.

     Богатство и разнообразие авторитарных политических систем, по сути, являющихся промежуточным типом между демократией и тоталитаризмом, обусловили и ряд универсальных, принципиальных отличительных черт этих политических порядков.

     Целью данной работы является более глубокое изучение авторитарного режима. Для этого будут рассмотрены сущность авторитаризма и причины его возникновения, отличительные черты, структурные особенности и различные типы. А также его сильные и слабые стороны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 Сущность авторитаризма и причины его возникновения 

       Сущностно значимым при определении авторитаризма  является характер отношений власти и общества. Эти отношения построены  больше на принуждении, чем на убеждении, хотя режим либерализирует общественную жизнь, и уже не существует четко  разработанной руководящей идеологии. Авторитарный режим допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в  политическом мышлении, мнениях и  действиях, мирится с наличием оппозиции.

       Авторитарный  режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой  и т.д.) при минимальном участии  народа. Авторитаризм присущ власти и  политике, но основания и степень  его различны. Авторитарным является всякое навязывание воли власти обществу, а не принятое добровольно и осознанное повиновение. Объективные основания авторитаризма могут быть связаны с активной преобразовательной деятельностью власти.

       В настоящее время во многих современных  странах мира установились авторитарные политические порядки. Причем немало ученых, как в прошлом, так и в настоящем, весьма позитивно оценивали и  оценивают данный тип организации  власти.

       Исторически авторитаризм существовал в разных формах в самые разные эпохи и  в различных странах (например, античные греческие и восточные деспотии и тирании - Персия, Спарта, многие другие феодальные абсолютистские режимы и  т.д.). Его теория была впервые разработана  ультраконсервативными и реакционными теоретиками начала XIX в. как ответ  на Французскую революцию и социалистические движения Ж. де Местром и Л. де Бональдом. С развитием индустриального общества идея авторитаризма стала принимать оттенки конструктивной политической идеологии. Контрреволюционная (у Ж. де Местра) идея порядка утратила монархическую ориентацию, отпала концепция абсолютистского авторитаризма: абсолютная и независимая от людей власть короля - это причина политики; его министры (аппарат власти) - это средства; общество подданных, которые повинуются, - это следствие (Л. де Бональд).

       Авторитаризм  стал в XIX веке постоянным и важным течением немецкой политической мысли и пополнился идеями национального и государственного единства, которые он предназначен реализовать. К концу века авторитаризм стал рассматриваться как средство мощной национальной и социальной мобилизации  и управления сверху процессом государственного строительства (Г. Трайчке). Испанец  Д. Кортес видел в авторитарном политическом порядке, обеспечивающем святость повиновения, условие сплоченности нации, государства  и общества. О. Шпенглер также считал, что, в отличие от либерализма, порождающего анархию, авторитаризм воспитывает  дисциплину и устанавливает в  обществе необходимую иерархию. Многие ученые и политики рассматривают  данный тип властвования (как, например, И. Ильин, в виде "авторитарно-воспитывающей  диктатуры") в качестве наиболее оптимальной формы политического  обеспечения перехода отсталых стран  к современной демократии.

       В первой половине ХХ века показательна авторитарная доктрина крайне правого  французского идеолога и политика Ш. Морраса, для которого индустриализация, проникновение государства в  общество, высокая мобилизация народа как средство осуществления политики - объективные и неизбежные условия  авторитаризма. Авторитаризм XX века в  подобных трактовках стал все чаще принимать националистический антидемократический  характер, связывался с борьбой против внутренних и внешних врагов. Фашизм довел теорию и практику авторитаризма  до крайних тоталитарных форм.

       В послевоенный период появились новые  представления об элитарном и  технократическом авторитаризме, в  котором роль авторитарного правления  отводится высшей администрации  государства, обладающей превосходящей  другие уровни политической системы  высокой профессиональной компетенцией. Авторитаризм стал, в конечном счете, формой решения политических проблем (реформ, преобразований, перестроек) сверху, силами власти, и оказался в этом смысле весьма уязвимым и зависимым  от отношения общества к действиям  авторитарной власти, перед выбором: демократизировать режим и получить поддержку народа, либо ужесточить политику и перейти к принуждению  и диктату. Более распространенный вариант авторитаризма - режим замедленного развития, устоявшихся иерархических  отношений, репрессивного контроля, экономической стагнации.

       В самом общем виде за авторитаризмом закрепился облик системы жесткого политического правления, постоянно  использующей принудительные и силовые  методы для регулирования основных социальных процессов. В силу этого  важнейшими политическими институтами  в обществе являются дисциплинарные структуры государства: его силовые  органы (армия, полиция, спецслужбы), а  равно и соответствующие им средства обеспечения политической стабильности (тюрьмы, концентрационные лагеря, превентивные задержания, групповые и массовые репрессии, механизмы жесткого контроля за поведением граждан). При таком  стиле властвования оппозиция исключается  не только из сферы принятия решений, но и из политической жизни в целом. Выборы или другие процедуры, направленные на выявление общественного мнения, чаяний и запросов граждан, либо отсутствуют, либо используются сугубо формально.

       Блокируя  связи с массами, авторитаризм (за исключением своих харизматических  форм правления) утрачивает возможность  использования поддержки населения  для укрепления правящего режима. Однако власть, не опирающаяся на понимание  запросов широких социальных кругов, как правило, оказывается неспособной создавать политические порядки, которые выражали бы общественные запросы. Ориентируясь при проведении государственной политики только на узкие интересы правящего слоя, авторитаризм использует в отношениях с населением методы патронирования и контроля над его инициативами. Поэтому авторитарная власть способна обеспечить лишь принудительную легитимность. Но столь ограниченная в своих возможностях общественная поддержка сужает для режима возможности политического маневра, гибкого и оперативного управления в условиях сложных политических кризисов и конфликтов.

       Устойчивое  игнорирование общественного мнения, формирование государственной политики без привлечения общественности в большинстве случаев делают авторитарную власть неспособной создать  какие-либо серьезные стимулы для  социальной инициативы населения. Правда, за счет принудительной мобилизации  отдельные режимы (например, Пиночет  в Чили в 70-х гг.) могут в короткие исторические периоды могут вызывать к жизни высокую гражданскую  активность населения. Однако в большинстве  случаев авторитаризм уничтожает инициативу общественности как источник экономического роста и неизбежно ведет к  падению эффективности правления, низкой хозяйственной результативности власти.

       Узость  социальной опоры власти, делающей ставку на принуждение и изоляцию общественного мнения от центров  власти, проявляется и в практическом бездействии идеологических инструментов. Вместо систематического использования  идеологических доктрин, способных  стимулировать общественное мнение, обеспечивать заинтересованное участие  граждан в политической и социальной жизни, авторитарно правящие элиты  в основном используют механизмы, направленные на концентрацию своих полномочий и  внутриэлитарное согласование интересов  при принятии решений. В силу этого  главными способами согласования интересов  при выработке государственной  политики становятся закулисные сделки, подкуп, келейный сговор и другие технологии теневого правления.

       Дополнительным  источником сохранения такого типа правлений  является использование властями определенных особенностей массового сознания, менталитета  граждан, религиозных и культурно-региональных традиций, которые в целом свидетельствуют  о достаточно устойчивой гражданской  пассивности населения. Именно массовая гражданская пассивность служит источником и предпосылкой терпимости большинства населения к правящей группировке, условием сохранения ее политической устойчивости.

       Однако  систематическое применение жестких  методов политического управления, опора властей на массовую пассивность  не исключают определенной активности граждан и сохранения их объединениям некоторой свободы социальных действий. Свои (пусть скромные) прерогативы  и возможности влияния на власть и проявления активности имеют семья, церковь, определенные социальные и  этнические группы, а также некоторые  общественные движения (профсоюзы). Но и эти социальные источники политической системы, действующие под жестким  контролем властей, не способны породить сколько-нибудь мощные партийные движения, вызвать массовый политический протест. В подобных системах правления существует скорее потенциальная, чем реальная оппозиция государственному строю. Деятельность оппозиционных групп  и объединений больше ограничивает власть в установлении ею полного  и абсолютного контроля за обществом, нежели пытается реально корректировать цели и задачи политического курса  правительства.

       Авторитарные  режимы формируются, как правило, в  результате государственных переворотов  или "ползучей" концентрации власти в руках лидеров или отдельных  внутриэлитарных группировок. Складывающийся таким образом тип формирования и отправления власти показывает, что реально правящими силами в обществе являются небольшие элитарные  группировки, которые осуществляют власть либо в форме коллективного  господства (например, в виде власти отдельной партии, военной хунты), либо в форме режима единовластия того или иного, в том числе харизматического, лидера. Причем персонализация правящего режима в облике того или иного правила выступает наиболее часто встречающейся формой организации авторитарных порядков.

       Но  в любом случае главной социальной опорой авторитарного режима, как  правило, являются группы военных ("силовиков") и госбюрократия. Однако, эффективно действуя в целях усиления и монополизации  власти, они плохо приспособлены  для обеспечения функций интеграции государства и общества, обеспечения  связи населения с властью. Образующаяся в результате дистанция между  режимом и рядовыми гражданами имеет  тенденцию к увеличению.

       В настоящее время наиболее существенные предпосылки для возникновения  авторитарных режимов сохраняют  переходные общества. Как отмечает А. Пшеворский, "авторитарные соблазны" в обществах этого типа практически  неискоренимы. Осознание повседневных трудностей вызывает искушение у  многих политических сил "сделать  все прямолинейно, одним броском, прекратить перебранку, заменить политику администрированием, анархию - дисциплиной, делать все рационально". Например, в современном российском обществе склонность к авторитарным методам  правления постоянно подпитывается  потерей управляемости общественными  преобразованиями, фрагментарностью реформ, наличием резкой поляризации сил  на политическом рынке, распространением радикальных форм протеста, являющихся угрозой целостности обществу, а  также не сложившимся национальным единством, распространенными консервативными  представлениями, массовым желанием быстрого достижения социальной эффективности.

Информация о работе Авторитаризм