Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:44, биография
Анто́н Ива́нович Луцке́вич (белор. Антон Іванавіч Луцкевіч; 17 (29) января 1884, Шяуляй, Ковенская губерния, Российская империя (ныне — в Шяуляйском уезде, Литва) — 23 марта1942, Саратовская область (?)) — белорусский политик, общественный деятель, историк, публицист и литературовед, один из основателей белорусского национального движения в XX веке, брат Ивана Луцкевича.
Анто́н Ива́нович
Луцке́вич (белор. Антон Іванавіч Луцкевіч; 17 (29) января 1884,
После окончания гимназии в Минске учился на физико-математическом факультете Петербургского и юридическом факультете Дерптского (ныне Тартусского) университетов. Был одним из основателей Белорусской социалистической громады, Белорусской социал-демократической партии и Общества белорусской школы, участвовал в организации выпуска первых белорусских периодических изданий «Наша доля», «Наша нива» и «Гоман», был одним из инициаторов провозглашения независимости Белорусской Народной Республики.Масон. В 1918 на Белорусской конференции избран председателем Виленского Белорусского совета. С 18.3.1918 кооптирован в Совет Белорусской народной республики. Инициатор провозглашения независимости Белоруссии. В 1918 (9.10.1918) (по 1920) председатель совета министров (народный секретарь), с 11.10.1918 до февраля 1920 также и министр иностранных дел Белорусской народной республики. Совершил ряд официальных визитов, в т.ч. в Берлин, Прагу, Киев, Москву. С начала июня 1919 выехал в Париж для участия в мирной конференции. 28.2.1920 объявил в Совете республики о сложении всех полномочий. Последовательно отстаивал в Польше права белорусского народа на самоопределение. В 1921-1939 директор Белорусского музея в Вильно. Преподавал также в Белорусской гимназии. С 1921 председатель Белорусского научного товарищества. В октябре 1927 арестован польскими властями за речь «в пользу» СССР, признан судом невиновным. В 1928 отошёл от активного участия в политической жизни. В 1929 вновь арестован и вновь признан невиновным. В 1930 стал одним из основателей «Центросоюза». Публицист, резко критиковал политику И.В. Сталина. Критиковался Коммунистической партией Западной Белоруссии как ренегат. В 1931 стал одним из основателей Белорусской гимназии в Вильно. 30 сентября 1939 года арестован в Вильно сотрудниками НКВД, переправлен в Минск и приговорен к 8 годам лишения свободы. Умер 23 марта 1942 годана пересыльном пункте Атакарск Саратовской области (по другой версии, в Казахстане). Реабилитирован в 1989 году.
Трагическими для Луцкевича были и события 1927г. т.к. в январе члены БСРГ были арестованы [19,с.52].
1 января 1928г. произошел арест и Антона Луцкевича, этого заслуженного деятеля белорусского возрождения, который отдал все силы белорусскому народу. После ареста А.Луцкевича в его квартире был произведен обыск .Обыск не дал никаких результатов.
Находясь, в Лунинской тюрьме А.Луцкевич окончательно подорвал свое здоровье и был переведен в больницу. Он постоянно жаловался на головные боли, кроме того, у него было слабое сердце. До помещения его в больницу Луцкевич провел в тюрьме 3 месяца.
А 23 мая А.Луцкевич был признан невменяемым. Процесс по делу Антона Луцкевича был связан, прежде всего, с возрождением белорусского национального движения.
Освещала процесс газета
«Звезда». Она, в частности, поместила
стихотворение Владимира
Начиная с середины 20-х годов, Антон Луцкевич начинает постепенно отходить от политики и занимается литературной деятельностью.
Именно в н. 20-х формируется т.н. группа А.Луцкевича Рак.Островского, которая призывала не верить курсу политики в направлении поддержки культурно-национального творчества отдельных народов и создания национальных республик. Волна хулы обрушилась на А.Луцкевича в 1929г. Именно тогда он был причислен членами БСГ к провокаторам, предателям, фашистам и т.д.
В 1929 г. Луцкевича причисляют к социал-фашистам. В этом же году газета «Звезда», которая год назад опубликовала стихотворение, посвященное ему, напечатала карикатуру на А.Луцкевича и назвала его национал-фашистом. Это был еще один удар российской печати по национальному лидеру Беларуси и, в сложившейся ситуации Антону Луцкевичу лучше всего было бы уйти в подполье и на некоторое время прекратить свою активную деятельность [5,с.62].
Но, не смотря на это, Луцкевич продолжает свою культурную работу. Группа, о которой сказано выше, развернула свою деятельность особенно активно с 1930 года. Благодаря ее лидерам стала издаваться антикоммунистическая газета «Вперед» [80,с.241].
В сентябре 1930 года был основан “Центральный союз культурных и хозяйственных организаций” с газетой “Белорусский звон” и в 1932 годы.
В середине 30-х гг. польские власти начали новое наступление на белорусское движение. Во-первых, у национальных меньшинств уже не было никаких, даже эфемерных, конституционных гарантий. Во-вторых, движение было расколото, несмотря на попытки коммунистов создать Народный фронт. В-третьих, события в БССР лишали западнобелорусских деятелей возможности ссылаться на успехи государственного и культурного строительства в восточной части Белоруссии. Именно аресты деятелей КПЗБ, БСРГ и «Война» в СССР развязывали полякам руки. Были закрыты Новгородская белорусская гимназия (1934), Товарищество белорусской школы (2 декабря 1936 года). Белорусский институт хозяйства и культуры (4 декабря), прекратили свою деятельность Союз белорусских учителей (20 августа 1937 года). Белорусский хозяйственный союз (16 апреля 1938 года). Была запрещена также Белорусская национал-социалистская партия Ф. Акинчица. Еще в 1938 году, когда судили деятелей БСРГ, виленский архиепископ запретил белорусам-католикам и в первую очередь ксендзам вступать в Белорусскую христианскую демократию, читать ее газету «Беларуская Крыніца». По свидетельству Я. Найдюка, никто, за исключением отдельных лиц, этому приказу не внял. Но вот в 1937 году партии запретили издавать «Беларускую Крыніцу». В том же году было распущено полонофильское Товарищество белорусского просвещения, а в 1938-м -- ликвидирован Белорусский национальный комитет в Вильно [69,с.52].
Из культурно-просветительных
организаций и учреждений остались
только Белорусское научное
Не смотря на репрессии, стремление польских властей во всем и всячески ограничивать культурно-просветительные организации белорусов, духовная жизнь в Западной Белоруссии не умирала. В крае выходили журналы “Беларускі летапіс”, “Калоссе”, «Хрысьціянская думка», “Студэнцкая думка”, “Шлях моладзі”. В сравнении с изданиями 30-х годов, выходившими в БССР, они были куда как интереснее и богаче. Периодика Западной Белоруссии выглядит предпочтительнее, прежде всего, благодаря плюрализму мнений, живой полемике, спорам, нередко, правда, доходившим до площадной ругани. Из этой периодики мы можем нынче почерпнуть много объективной информации, узнать то, о чем никогда не узнаем из белорусской советской периодики. В таких журналах, как «Калоссе» (редактор Янка Шутович), “Беларусь летапіс” (редактировали Рыгор Ширма, Феликс Стецкевич, преподаватель и директор Виленской гимназии Сергей Павлович), печатались и коммунисты, и люди, не разделявшие их взглядов. С «Калоссем» сотрудничал А. Луцкевич. Кроме того, он опубликовал несколько работ в “Гадавіку (Запісах) Беларускага Навуковага Таварыства”, выступал в газетах “Przeglad Wilenski” [19,с.38]. Сидя в тюрьме на Лукишках, А. Луцкевич написал одну из интереснейших своих работ “За дваццаць пяць гадоу”, воспоминания о работе первых белорусских политических партий БРГ-БСГ. Годом раньше в журнале «Родныя Гоні» были опубликованы работы - статьи Антона Луцкевича: «Национальное возрождение белорусов» (Литва 1909 г.), «Белорусы» в книге «Формы национального движения в современных государствах» и некоторые другие работы являющиеся источниками для изучения истории БСГ, и национального движения [9,с.160]. Те, кто интересуется историей Белорусского студенческого союза, может прочесть реферат А. Луцкевича, напечатанный в 1930 году. Здесь уже упоминалось о его сотрудничестве с журналом «Студэнцкая думка», который начал выходить в 1924 году. Журнал, по существу, открывался статьей А. Луцкевича «Каким путем идти». Отвечая на этот вопрос, он замечал: «Связь с народной массой, из которой вышла почти вся наша молодежь, является единственно крепкой и надежной основой, на которую молодежь может опереться. Нужно крепко стоять на земле, чтобы глазами наблюдать звезды в небе, чтобы найти для себя свое собственное новое небо. И молодежь найдет свои яркие звезды и свое небо, только опираясь на мощную и всенародную силу» [9,с.160].
Наши историки, пишущие об освободительном движении, до сих пор обходят вниманием реферат А. Луцкевича «К 50-й годовщине выхода «Гомон», прочитанный II февраля 1934 гола, и его доклад «Белорусы-народовольцы и их орган «Гоман» на VI Всеобщем съезде польских историков, напечатанный в книге. «Pamitnik VI Powszechnego Zjazdu Historykow Polskich. Wilno». Это не единственная работа А. Луцкевича, которую игнорируют наши ученые. В 1988 году -- на четвертом году перестройки и гласности -- вышел энциклопедический справочник «Францыск Скарына». В нем нет упоминания о том, что А. Луцкевич является автором реферата «Франтишек Скорина и язык его изданий», прочитанного 1 апреля 1936 года на торжественном заседании Белорусского научного товарищества в честь 450-летия со дня рождения белорусского и восточнославянского первопечатника. (Белорусская Академия наук эту годовщину не отмечала.) Луцкевич является также автором статьи «Четырехсотлетие первого кодекса белорусского права (1529--1929)». Статья эта, посвященная первому Статуту Великого княжества Литовского, помещена в «Беларуским календары» на 1929 год [41,с.92],
А. Луцкевич много времени отдал Белорусскому музею им. Ивана Луцкевича. Это научное и культурное учреждение ежегодно посещали тысячи экскурсантов, только за 1933 год - 13200 человек
Этому музею посвящены стихи западнобелорусского поэта Михася Машары. Коллекции музея описал А, Луцкевич в статьях, которые напечатаны и «Беларускім календары» в 1929 году [42,с.63].
Музей являлся учреждением,
функционирующим при
В Вильно печатались и переиздавались книги умерших писателей и тех, кто жил в БССР: Андрея Зязюли, Максима Богдановича, Янки Купалы, Якуба Коласа и других. Деятельное участие в подготовке этих публикаций принимал и А. Луцкевич. Он один писал статьи и выступал с лекциями и докладами о творчестве выдающихся писателей, по истории белорусской литературы [42,с.64]. В этом же году Антон Луцкевич в журналы “Студэнцкая думка” публикует следующие статьи: «Подсознательное и сознательное в «душе белорусской» Сырокомли», «Вильно в белорусской литературе». «Эволюция белорусской возрожденческой идеологии и ее отражение в литературе».
В 1935 году он прочел реферат «О белорусской литературе «нашенивской поры», в 1938-м -- напечатал статью «Жизнь и творчество Фр. Богушевича в воспоминаниях его современников»
В 1927 году в Вильно вышел сборник избранных произведений Якуба Коласа с предисловием А. Луцкевича. В 1938 году Антон Луцкевич пишет свою статью «Политический процесс Якуба Коласа», основанную на материалах Белорусского музея им. Ивана Луцкевича. Неоднократно обращался А. Луцкевич к творчеству Янки Купалы. В «Нашей Ниве» он рецензировал книгу поэта «Шляхам жыцця», в 20-е годы выступал с рефератом «Напевы лиры Янки Купалы». Когда в 1932 году отмечалось 50-летие со дня рождения народного поэта. А.Луцкевич прочел в Вильно и для белорусов в Риге и Двинске (Даугавпилсе) доклад «Янка Купала как Пророк Возрождения». Проследив литературные влияния на молодого Купалу, показав умение поэта работать со звуком и словом, обозначив его социальный и национальный идеалы, цитируя его произведения, которые к тому времени были изъяты из библиотек и БССР. А. Луцкевич почему-то не счел возможный: хотя бы упомянуть о том, что великого поэта довели до покушения на самоубийство, что многие его сочинения объявлены националистическими, вредным. Он, кого обзывали социал-фашистом, говорил в своим докладе о Великой Революции, о власти трудящихся. Ни слова о ссылках и высылках, о расправах с национальными демократами. Почему?
Ответ, наверное, таков: Луцкевич четко проводил грань между литературой и политикой. В литературе его интересовали не идеи сами по себе, а слово и образы. Он был убежден: настоящий художник мыслит образами даже тогда когда пишет на злободневные темы. В своей лекции "Проблемы красоты и литературы в произведениях М. Богдановича»
А.Луцкевич писал не только о классиках. Он интересовался молодой литературой в обеих частях Белоруссии. Он писал о музыкальном фольклоре, устном народном творчестве, музыке. Публикации на эти темы можно найти как в западнобелорусских. так и в польских и русских изданиях.
Особой позицией в творчестве А.Луцкевича стоит перевод Нового завета и Псалтыря. Книга вышла и 1931 г. в Хельсинки. В 1948 году Британское и Заграничное Библейское общество переиздаст Новый Завет и Псалтырь в Лондоне, Отдельные книжечки с текстами Евангелии выходили после войны и в Польше, о чем позаботились живущие там испокон веков белорусы.
В 1931 году власти добиваются увольнения Антона Луцкевича с Виленской Белорусской гимназии. Но как отмечает А.М.Сидоревич польские власти отняли у Антона Луцкевича жену (она умерла, когда он был арестован в 1929 году) и работу. Однако А.Луцкевич все еще оставался руководителем Белорусского Научного общества. Белорусского музея, БНК [81,с.15].
Польские власти, особенно в середине 30-х годов, как я уже отмечал выше, начали новое наступление на белорусское движение. Последнее переживало не самые лучшие времена, национальные меньшинства, коими являлись белорусы, не имели никаких, даже эфемерных, конституционных гарантий.
Луцкевич снова пытается обратиться к мировому сообществу для защиты прав белорусского народа, так в 1937 году Луцкевич пишет соответствующий текст, для того, чтобы можно было белорусам конформировать Западу о самих себе [82,с.72].
В первой половине 1938 года работа была готова, к несчастью она не сохранилась до наших дней. О ней можно судить лишь по воспоминаниям Антона Луцкевича. Говоря о содержании, следует отметить, что здесь белорусский народ представлялся Западу со своими главными идеями: свобода, политическая независимость. Однако никого он не ругал, никого он не обвинил [82,с.73]. Луцкевич матерился в своей жизни достаточно, чтобы снова быть арестованным. Но он не предвидел событий 1939 года.
К событиям в Советской
Беларуси он отнесся с острой критикой.
О Сталине он писал следующее:
«Или мы имеем дело с человеком
бешеным или с провокатором? Он
с полной самоотдачей своим действием
и пониманием политической обстановки
в стране хочет вызвать в СССР
положение бесконечной
Луцкевич также говорил о Сталине, как о бесспорном диктаторе, и «красном Муссолини». Впоследствии ему вспомнят эти слова.