АНАРХИЗМ
(anarchism) Общественно-политическое течение,
согласно которому общество может
и должно быть организовано
без участия государства как
органа принуждения. Существующие
примитивные общества, отвечающие
данному критерию, обычно называют
"ацефальными", т.е. неуправляемыми;
в то же время анархизм рассматривается
как один из путей трансформации современных
развитых обществ. В бытовом употреблении
термин означает отсутствие морального
и политического порядка. Отрицательное
значение "анархизма" такое же древнее,
как греческое слово, его обозначающее,
усилилось на рубеже XIX–XX вв., когда анархисты
совершили несколько громких политических
убийств: русского царя Александра II (1881),
французского президента Карно (1894) и американского
президента Маккинли (1901). Единой позитивной
доктрины анархизма не существует, и, если
не считать отрицания государства, его
теоретики расходятся по самым фундаментальным
вопросам, высказывая абсолютно противоположные
точки зрения – от пропаганды крайнего
индивидуализма (individualism) до призыва к
полному коллективизму (collectivism). Если сторонники
государства смотрят на него как на необходимый
инструмент, служащий в основном для обеспечения
безопасности и порядка в обществе, то
анархисты, напротив, именно в государстве
видят источник проблем, связанных с безопасностью.
Самая ранняя разработка теории анархизма,
хотя этот термин тогда и не употреблялся,
содержится в трактате Уильяма Годвина
(Godwin) "Рассуждение о политической справедливости"
("An Enguiry Conserning Political Justice") (1793). Он утверждал,
что правительства существуют только
за счет обмана и развращения своих подданных.
По мере роста интеллекта и здравого смысла
граждане непременно осознают идеи справедливости
и права и правительствам будет все труднее
удерживать власть. В конечном счете они
исчезнут. Штирнер (Stirner) употреблял термин
"анархизм" по отношению к либерализму,
но был самым большим индивидуалистом
и отвергал саму идею об обязательности
или правдивости. Когда человек осознает
себя как единственную ценность, он отвергнет
все моральные и институционные структуры;
в итоге образуется "союз эгоистов",
основанный исключительно на личных интересах
каждого. Другие анархисты-индивидуалисты
в такие крайности не впадали. Бенджамин
Таккер (Tucker) (1854–1939), например, считал,
что каждый человек должен пользоваться
максимумом свободы, но совместимой со
свободой других, а что касается общества,
то для его хорошей организации необходимы
свободный рынок и отсутствие авторитарных
институтов. Эти идеи возродились в 1945
г., порой в форме либертарианизма (libertarianism).
Пьер Жозеф Прудон (Proudhon) (1809–65), которого
Маркс (Marx) считал основателем научного
социализма (до 1846 г., когда Прудон отказался
стать французским корреспондентом социалистических
изданий, решив, что Маркс слишком авторитарен),
прославился как ведущий революционный
мыслитель Европы после выхода в свет
его книги "Что такое собственность?"
("What is Property?") (1840). На вопрос, вынесенный
в заглавие книги, он ответил: "Собственность
– это кража". Прудон рассматривал человеческое
общество (и Вселенную в целом) как нечто
противоречивое, неспособное к изменению,
но, во избежание катастрофических крайностей,
поддающееся регулированию путем уравновешивания
различных сил. Прудон отвергал идеи Бога
и государства, а также институты, которые
они порождают, считая их двумя взаимосвязанными
источниками порабощения человека. Он
одним из первых утверждал, что отдельные
группы и общество в целом существуют
как единое целое, а не являются совокупностями
индивидов. В своей теории эксплуатации
Прудон в отличие от Маркса, рассматривал
прибавочную стоимость, которую присваивают
капиталисты, как результат кооперирования
труда рабочих, а не как продукт, производимый
сверх прожиточного минимума. Он также
предлагал заменить государство экономическим
и территориальным федерализмом, при котором
каждая производственная ячейка управляется
рабочими, а каждый регион – людьми, его
населяющими. Взаимоотношения между различными
уровнями организации, от самой небольшой
группы до всего человечества, должны
определяться в ходе переговоров делегатов.
При таком устройстве, по мнению Прудона,
в современном обществе мелкое ремесленное
и сельское производство может сосуществовать
с производством промышленным. Такой подход
более точно отражал картину французской
экономики, чем модель Маркса. Михаил Бакунин
(Bakunin) (1814–76) был последователем Прудона.
Широко распространенный тип наемного
рабочего, он рассматривал как раба и по
этой причине предлагал ввести коллективную
собственность. Государство, по мнению
Бакунина, развращает своих граждан, как
подчиненных, так и управляющих, уничтожает
их человеческий статус. В I Интернационале
Бакунин критиковал Маркса, считавшего
целесообразным трансформацию государства
вместо его полной ликвидации. Эти разногласия
привели к развалу организации в 1876 г.
Петр Кропоткин (Kropotkin) (1842–1921) пытался
научно обосновать свою концепцию анархизма,
опираясь на труды Дарвина (Darwin). В работе
"Взаимная помощь как фактор эволюции"
(1897) он утверждал, что успех эволюции зависит
от степени развития взаимопомощи между
особями какого-то конкретного вида, причем
не обязательно выгодной каждому из них.
Рассматривая эволюцию человечества с
этой точки зрения, Кропоткин пришел к
выводу, что оптимальной организации общественной
жизни отвечает средневековый город. Сохранившиеся
с тех времен некоторые формы кооперации
могут занять доминирующее положение
только в результате революции, объединяющей
народные массы и идеи анархизма. Почти
по определению, концепций анархизма столько,
сколько и его теоретиков. Главный критерий,
позволяющий отличать их друг от друга,
– это степень признания законности различных
действий – от терроризма до пацифизма
Толстого (Tolstoy) (1828–1910) и социального переустройства.
В противостоянии так называемым тоталитарным
(totalitarianism) государствам Гитлера и Сталина
анархизм, в отличие от либерализма (liberalism),
значительной роли не сыграл, хотя оба
течения слились в либертарианизм (libertarianism).
Пять базовых принципов
Анархизм вращается вокруг пяти базовых
принципов:
отсутствие власти
свобода от принуждения
свобода ассоциаций
взаимопомощь
разнообразие
Равенство может иметь много
значений. В случае анархической философии
речь идёт о равенстве по отношению
к власти. Это не означает, что желательным
является совершенно новое общество, основанное
на тоталитарном ви́дении: все должны
выглядеть одинаково и делать одно и то
же. На самом деле, разнообразие, наоборот,
весьма приветствуется, согласно анархизму.
То есть анархизм предполагает, что все
должны иметь одинаковый доступ к власти
решать, как они хотят жить. Лучший способ
институционализировать власть — различные
формы демократии.
Свобода ассоциаций — принцип, который
означает, что люди не должны принуждаться
принимать участие в общественных
мероприятиях или структурах против своей
воли. Если кто-то рождается в бедности
в сегодняшнем мире, то наиболее вероятно
этот человек умрёт бедняком. В анархическом
обществе коллективы для всего, что является
желаемым людьми, создаются людьми, которые
свободно объединились и имеют равную
власть определять будущее общества. Это
ви́дение покрывает все общественные
структуры — от соседской общины до города,
столовой и т. д.
Анархисты верят, что власть должна
распределяться на низовом уровне,
что организации должны расти снизу вверх…
Для более крупных форм организации (вплоть
до всемирных) анархисты предлагают федерации
свободных коллективов. Они могут управлять
такими различными вещами, как сбор и утилизация
отходов, компьютерные технологии, природные
ресурсы, силы самообороны или промышленное
производство. Они основываются на тех
же базовых принципах, но действуют посредством
делегатов от коллективов, а не посредством
всех членов каждого коллектива. Делегаты,
в анархическом понимании, не являются
профессиональными политиками, но членами
коллективов, выбранными лишь на время,
чтобы представлять свой коллектив в определённых
вопросах на уровне федерации.
Два последних принципа взаимосвязаны.
Взаимопомощь — это лишь другое
название сотрудничества, но имеет
более определённое значение. Взаимопомощь
— культурный идеал, противоположный
конкуренции. Когда люди работают вместе,
они достигают гораздо бо́льших результатов,
чем когда они работают друг против друга.
Разнообразие — ключ к выживанию в будущем.
Современное стремление нормировать всё
и применить принцип конвейера ко всем
сторонам общественной жизни отчуждает
и приводит в отчаяние многих людей. Это
стремление также во многом ответственно
за разрушение окружающей среды. Разнообразие
является более экологичной формой организации.
Вместо того, чтобы загонять реальность
в государственно-бюрократические рамки
понятий о порядке путём навязывания властью,
анархисты понимают, что общественные
организации функционируют более эффективно
для затрагиваемых ими людей, если эти
люди имеют власть формировать их так,
как они хотят. Таким образом, анархисты
поддерживают различные формы демократии,
семейной организации, производства, приёма
пищи, творчества и чего угодно. Когда
люди живут разнообразно, они взаимодействуют
более естественно и непосредственно.
Кроме того, становится сложнее управлять
ими.
Выдающиеся теоретики и практики
анархизма
Пётр Аршинов
Михаил Бакунин
Боб Блэк
Александр Беркман
Мюррэй Букчин
Эмма Голдман
Буэнавентура Дуррути
Джон Зерзан
Ким Джва-Джинь
Пётр Кропоткин
Нестор
Махно
Эррико
Малатеста
Пьер Жозеф
Прудон
Лев Толстой
Рикардо Флорес
Магон
Макс Штирнер
Хаким Бей
[править]
Известные
постсоветские анархисты
Игорь Подшивалов
Петр Рауш
Влад Тупикин
Вадим Дамье
Михаил
Магид
Петр Рябов
Анатолий
Дубовик