Анализ политической ситуации: Какое влияние оказывает свобода личности на самоопределение молодежи?

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:41, контрольная работа

Описание работы

Проблема свободы личности становится общественно значимой для решения вопросов социального самоопределения современной молодежи в сложных социально-экономических условиях.

Работа содержит 1 файл

Политология и социология 1110 СХА.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

    В группах-коллективах иногда встречается  и другое представление о свободе  личности. Определяя одногруппников, обладающих свободой личности, школьники отмечают такие их качества как целеустремленность, способность аргументировано отстаивать свою позицию и позицию группы. Однако такое представление о свободе личности встречается и в группах-кооперациях. В данных достаточно организованных и сплоченных группах актуализировать личностную свободу могут многие члены группы. Актуализация свободы происходит в виде узкогрупповых интересов, реже эгоцентрических. Для групп-коопераций также характерен высокий уровень персонализации личности.

    Свободными  для молодежи также представляются и одногруппники, являющиеся профессионалами  в какой-либо области и при  этом игнорирующие другие виды совместной деятельности группы, т.е. реализующие личностную свободу импульсивно, в зависимости от склонностей к определенной деятельности. При реализации групповой деятельности активность у таких школьников проявляется импульсивно, чаще проявляется эгоцентрическая актуализация свободы личности, иногда в противовес другому мнению.

    В группах недостаточно высокого уровня развития свободными личностями в группе для молодежи представляются лидеры группы, объясняя это тем, что только деятельность старосты группы руководитель поощряет и поддерживает. При этом большинство членов группы проявляют низкую мотивацию к групповой деятельности. В сознании группы персонализируются только лидеры по принципу властности и привлекательности. При решении групповых вопросов члены группы редко прислушиваются к мнению друг друга и лидеров, в результате чего эффективность деятельности группы становится минимальной. Лидеры актуализируют свободу личности посредством непосредственного личного выполнения групповой деятельности. Для остальных членов группы характерно конформное поведение.

    В молодежных группах, совместная деятельность в которых характеризуется периодичностью, для респондентов представления о свободе сводятся ко вседозволенности, безнаказанности и произволу. Члены данных групп свободными считают одногруппников, способных осуществлять свою деятельность ориентируясь на личностные интересы и игнорируя групповые интересы и мнения. В таких группах чаще имеет место «свобода от» группы, деятельности, других членов групп. Проявления свободы личности носят эгоцентрический характер. Молодежь, актуализируя личную свободу, ориентируется в основном только на личные желания и стремления, иногда импульсивные. Следует также отметить, что для групп, где наблюдаются такие представления о свободе личности, характерна персонализация личности по принципу привлекательности. Следовательно, для большинства членов молодежных групп «социально-обогащенных» летних учреждений характерно представление о себе как о свободных личностях, по сравнению с членами молодежных групп «обычных» летних молодежных учреждений, которые воспринимают себя как несвободные личности.

    В молодежных группах обоих типов  летних молодежных учреждений актуализация представлений о свободе личности более интенсивно встречается у молодежи, обладающей высоким авторитетом. Члены молодежных групп, обладающих низким авторитетом, характеризуются низкой активностью в процессе реализации личностных представлений о свободе, узкой их вариативностью и импульсивностью. Вместе с тем, актуализация представлений о свободе членами молодежных групп «социально-обогащенных» летних детских учреждений характеризуется большей качественностью и вариативностью, по сравнению с членами молодежных групп «обычных» летних детских учреждений. Удельный вес молодежных групп, члены которых более интенсивно актуализируют личностные представления о свободе, значительно выше в «социально-обогащенных» учреждениях по сравнению с «обычными» учреждениями летнего отдыха детей и молодежи.

    .

    9.Выводы 

    Структура представлений о свободе у  современной молодежи характеризуется  значительно выраженной разнообразностью количественных и качественных различий.

    Влияние группы членства на характер представлений  о свободе определяется многоплановостью ее совместной деятельности, в результате которой повышается уровень социально-психологической зрелости группы.

    Оптимальное включение молодых людей в совместную деятельность группы такого уровня обеспечивает становление индивидуального субъекта, способного сформировать и реализовать позицию своего поведения на основе духовно-нравственных представлений о свободе.

    В развитых социальных средах содержание и структура представлений о свободе выходит за пределы интересов личности и группы в более широкую общность, так что в итоге формируется статусно-позиционная структура социального самоопределения личности как механизма актуализации представлений о свободе.

    10.Рекомендации

Проблема Что делать? Кто будет делать?
Формированию  представлений молодежи о свободе личности. Комплекс программ социально-психологической и педагогической направленности Педагоги и  психологи учебных заведений (школ, училищ, техникумов, колледжей, вузов)
 

         Практическое значение  исследования: полученные данные могут быть использованы для проектирования социально-психологических условий реализации у индивидов в молодежных группах в практике работы молодежных центров, образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в России 
 
 
 
 

    Список  литературы 

  1. Комаров М. С. Молодежь России: тенденции, перспективы  //Социология. М., 2007.
  2. Ларина, Г.Н. Представления о свободе молодежи как условие личностного развития профессионала// Современные проблемы высшего профессионального образования : материалы региональной научно-методической конференции, 16-17 апреля 2009 г. – Часть 2. – Курск, 2009. – С.189-193.
  3. Рубинштейн С. Л.. Основы общей психологии. СПб., 1998.
  4. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социология. 2008. № 5. С. 92.
  5. Попов В. А., Кондратьева О. Ю. Наркотизация в России – шаг до национальной катастрофы // Социс. 1998. № 8. С. 65.
  6. Проблема субъекта в психологической науке (коллективная монография под ред. А.В.Брушлинского, В.Н. Дружинина) hpsy.ru›Авторы›x1098.htm

Информация о работе Анализ политической ситуации: Какое влияние оказывает свобода личности на самоопределение молодежи?