Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:41, контрольная работа
Проблема свободы личности становится общественно значимой для решения вопросов социального самоопределения современной молодежи в сложных социально-экономических условиях.
В группах-коллективах иногда встречается и другое представление о свободе личности. Определяя одногруппников, обладающих свободой личности, школьники отмечают такие их качества как целеустремленность, способность аргументировано отстаивать свою позицию и позицию группы. Однако такое представление о свободе личности встречается и в группах-кооперациях. В данных достаточно организованных и сплоченных группах актуализировать личностную свободу могут многие члены группы. Актуализация свободы происходит в виде узкогрупповых интересов, реже эгоцентрических. Для групп-коопераций также характерен высокий уровень персонализации личности.
Свободными для молодежи также представляются и одногруппники, являющиеся профессионалами в какой-либо области и при этом игнорирующие другие виды совместной деятельности группы, т.е. реализующие личностную свободу импульсивно, в зависимости от склонностей к определенной деятельности. При реализации групповой деятельности активность у таких школьников проявляется импульсивно, чаще проявляется эгоцентрическая актуализация свободы личности, иногда в противовес другому мнению.
В группах недостаточно высокого уровня развития свободными личностями в группе для молодежи представляются лидеры группы, объясняя это тем, что только деятельность старосты группы руководитель поощряет и поддерживает. При этом большинство членов группы проявляют низкую мотивацию к групповой деятельности. В сознании группы персонализируются только лидеры по принципу властности и привлекательности. При решении групповых вопросов члены группы редко прислушиваются к мнению друг друга и лидеров, в результате чего эффективность деятельности группы становится минимальной. Лидеры актуализируют свободу личности посредством непосредственного личного выполнения групповой деятельности. Для остальных членов группы характерно конформное поведение.
В молодежных группах, совместная деятельность в которых характеризуется периодичностью, для респондентов представления о свободе сводятся ко вседозволенности, безнаказанности и произволу. Члены данных групп свободными считают одногруппников, способных осуществлять свою деятельность ориентируясь на личностные интересы и игнорируя групповые интересы и мнения. В таких группах чаще имеет место «свобода от» группы, деятельности, других членов групп. Проявления свободы личности носят эгоцентрический характер. Молодежь, актуализируя личную свободу, ориентируется в основном только на личные желания и стремления, иногда импульсивные. Следует также отметить, что для групп, где наблюдаются такие представления о свободе личности, характерна персонализация личности по принципу привлекательности. Следовательно, для большинства членов молодежных групп «социально-обогащенных» летних учреждений характерно представление о себе как о свободных личностях, по сравнению с членами молодежных групп «обычных» летних молодежных учреждений, которые воспринимают себя как несвободные личности.
В
молодежных группах обоих типов
летних молодежных учреждений актуализация
представлений о свободе
.
9.Выводы
Структура представлений о свободе у современной молодежи характеризуется значительно выраженной разнообразностью количественных и качественных различий.
Влияние группы членства на характер представлений о свободе определяется многоплановостью ее совместной деятельности, в результате которой повышается уровень социально-психологической зрелости группы.
Оптимальное включение молодых людей в совместную деятельность группы такого уровня обеспечивает становление индивидуального субъекта, способного сформировать и реализовать позицию своего поведения на основе духовно-нравственных представлений о свободе.
В развитых социальных средах содержание и структура представлений о свободе выходит за пределы интересов личности и группы в более широкую общность, так что в итоге формируется статусно-позиционная структура социального самоопределения личности как механизма актуализации представлений о свободе.
10.Рекомендации
Проблема | Что делать? | Кто будет делать? |
Формированию представлений молодежи о свободе личности. | Комплекс программ
социально-психологической и |
Педагоги и психологи учебных заведений (школ, училищ, техникумов, колледжей, вузов) |
Практическое значение
исследования: полученные данные могут
быть использованы для проектирования
социально-психологических условий реализации
у индивидов в молодежных группах в практике
работы молодежных центров, образовательных
учреждений и учреждений дополнительного
образования в России
Список
литературы