РЕФЕРАТ
ПО
ДИСЦИПЛИНЕ ПОЛИТОЛОГИЯ
Тема: Актуальные
проблемы внутренней и внешней политики
России в настоящее время.
г. Москва
2011г
План работы:
Введение . . . . . . . . . . . 3
- Внешняя
политика России
- Внутренняя
политика России
- Основные
направления реализации
Заключение . . . . . . . . . . 13
Список
литературы . . . . . . . . . 14
Введение.
Политика
- это искусство управления государством,
ведение государственных дел, сущность
деятельности органов власти. Политика
всегда отражает определенные интересы,
обусловливается экономическим состоянием
общества и является эффективной, если
соответствует потребностям развития.
Внешняя
политика являет собой продолжение
внутренней политики, ее распространение
на отношения с другими государствами.
Как и внутренняя политика, она теснейшим
образом связана с господствующим экономическим
укладом, общественным и государственным
строем общества и выражает их на мировой
арене. Вместе с тем политика обладает
самостоятельностью и влияет на все сферы
жизни, в том числе на экономику, выражая
ее в концентрированном виде.
Основные
направления внутренней и внешней
политики Российского государства определяет
Президент РФ в соответствии с Конституцией
РФ и федеральными законами. Он обращается
к Федеральному Собранию с ежегодными
посланиями о положении в стране, об основных
направлениях внутренней и внешней политики
государства. Послание Президента РФ парламенту
России одновременно является посланием
стране. Правительство РФ ежегодно заявляет
о приоритетах промышленной и социальной
политики.
В
последнее время противоречия глобального
развития заставили цивилизованных
участников международной жизни
уделять все больше внимания вопросам
предотвращения ракетно-ядерной войны;
организации превентивных мер по предотвращению
межэтнических и межконфессиональных
конфликтов и их локализации; предотвращению
техногенных катастроф и ликвидации их
последствий; борьбе с терроризмом, контрабандой
наркотиков, с голодом, болезнями, совместным
мероприятиям по охране окружающей среды
и ликвидации источников и последствий
её загрязнения. В дополнение необходимо
принять во внимание проблемы численности
населения, энергоресурсов. Важной составной
частью внутренней политики является
экономическая безопасность, а также
проведение социальной политики: социальное
страхование, социальная защита работников,
политика в области заработанной платы,
социальные меры на рынке труда, жилищную
политику.
- Внешняя
политика России.
Специфика
внешней политики обуславливается
тем, что в мире существуют различные государства
(в настоящее время более 200) с их несовпадающими
интересами и программами, целями и задачами.
Ныне, как никогда, возрастают роль и значение
глобальных, а также региональных проблем,
особенно в сфере обеспечения безопасности,
охраны окружающей среды, развития экономических
отношений.
1.1.
Глобальные проблемы
современности -
это совокупность наиболее острых мировых
проблем, решение которых требует массового
осмысления и объединения усилий всех
народов и государств:
- Особо сложной
является проблема поиска
устойчивого экономического
развития, разумности производства
и потребления, сохранение экологического
баланса Земли, всеобщего сбережения природной
среды, материальных ресурсов и труда,
преодоления расточительного характера
современной западной цивилизации, ибо
от ее решения, в конечном счете, зависит
решение всех остальных проблем.
- Из всех глобальных
проблем проблема
войны и мира, обеспечения международной
безопасности, разоружения и конверсии,
укрепления доверия к сотрудничеству
между народами до недавнего времени представлялась
самой жгучей проблемой современности.
Усилия народов и государств должны быть
направлены, прежде всего, на преодоление
причин, порождающих войны. Для этого требуется
ограничить, а затем и прекратить
гонку вооружений - своеобразную раковую
опухоль человечества.
- Разрешение
межэтнических противоречий. Национальные
трения существовали, и будут существовать
до тех пор, пока сохранятся национальные
различия. Многонациональное общество
изначально менее стабильно, чем этнически
однородное общество. К числу мер, ведущих
к разрешению этнических противоречий,
можно отнести: передачу существенной
доли власти этнорегиональным территориям;
принятие избирательных законов, стимулирующих
межэтнические переговоры; создание условий
для роста благосостояния экономически
неблагополучных меньшинств.
- Экологическая
проблема в ее современном виде возникла
в 60-х годах текущего столетия и переросла
в экологический кризис, который представляет
собой резкое ухудшение состояния естественной
среды обитания человека (биосферы) в результате
нарастающего отравления и загрязнения
земли, воды, атмосферы. Одно из проявлений
системного кризиса современной цивилизации.
- Проблема
человека, включая измерение общественного
прогресса и соблюдения социальных, экономических
и индивидуальных прав и свобод личности,
борьбу с международной преступностью
и терроризмом.
2.1.
Приоритетные направления
и проблемы внешней
политики России:
- Россия по-прежнему
остается «слишком большой» и потенциально
«слишком сильной» страной. Никто из внешнеполитических
партнеров не сомневается, что главной
задачей внешней политики самостоятельной
России является укрепление ее международных
позиций, разработка
новой военно-политической доктрины.
На реализацию этой задачи нацелены Основные
положения концепции внешней политики
Российской Федерации.
- В фокусе
внимания российской внешней политики
остаются отношения со странами Европы,
находящихся в исторически сложившейся
сфере ее интересов, в том числе с бывшими
социалистическими странами. Они важны
с точки зрения вхождения в формирующееся
политическое, экономическое, правовое,
социальное пространство, ядром которого
выступает Европейское сообщество.
- Принципиальное
значение для защиты внешнеэкономических
интересов России имеет разработка новых
принципов межгосударственных отношений
с бывшими республиками СССР. В целях создания
эффективной системы комплексной безопасности
сотрудничество и в военно-политической
сфере.
- В Азиатско-Тихоокеанском
регионе внешнеполитические приоритеты
включают развитие сбалансированных и
стабильных отношений со всеми странами,
особенно с Китаем, Японией и Индией. В
Азиатско-Тихоокеанском регионе, который
будет представлять собой самый перспективный
регион в XXI в., геополитический статус
России как мировой державы будет определяться
в первую очередь основными показателями
экономической политики. Россия должна
зорко следить за Китаем, чтобы не допустить
военного выплеска его энергии
ни на Тайвань, ни на собственные территории;
непосредственным инструментом данного
сдерживания должны выступать США или
НАТО.
- Равноправное
развитие отношений с США, противодействие
установлению «однополюсного» мира. Объективной
базой развития российско-американских
отношений является взаимная заинтересованность
в формировании стабильной и безопасной
системы международных отношений. Здесь
ставятся задачи обеспечить на взаимной
основе выполнение достигнутых договоренностей
по сокращению и уничтожению ядерных,
химических и иных вооружений, соблюдение
положений Договора по ПРО.
- Для российского
геополитического положения небезразличны
изменения, происходящие на европейском
пространстве и связанные с продвижением
НАТО на Восток. Россия не может остановить
расширение НАТО, однако должна внятно
и однозначно трактовать это как недружественный
шаг и ограничивать выгоды новых членов
НАТО от сотрудничества с собой. Отношения
России с Североатлантическим альянсом
осложнены в связи с планами по расширению
НАТО на Восток, в том числе по ускоренному
приему Грузии и Украины, а также приближение
военной инфраструктуры к российским
границам (создание баз в Румынии и Болгарии)
и нератификация соглашений об адаптации
договора об обычных вооруженных силах
в Европе (ДОВСЕ).
- Участие в
миротворческих акциях прекращения вооруженных
конфликтов под эгидой ООН.
- Распространение
ядерного оружия приобретает неконтролируемый
характер. Выходом является создание новой
системы коллективной безопасности, предоставляющей
государствам альтернативные, более традиционные,
в основном дипломатические методы обеспечения
своей безопасности и суверенитета. Оно
потребует отказа США от политики одностороннего
применения силы; вербальное убеждение
США в непосильности для них этой политики
– объективная миссия России.
- Защита прав
граждан России и соотечественников, где
бы они ни были. Любой гражданин России
должен чувствовать там себя как дома
и получать активную, инициативную поддержку.
- Грузинско-российский
вооруженный конфликт. Конфликт порождается
сложнейшей комбинацией различных причин.
Здесь и особенности «порывистого» грузинского
характера, и особенности характера именно
Саакашвили, переходившего от молитв в
церкви перед встречей с российским президентом
к личным оскорблениям и прямо провоцировавшего
нас, и психологические особенности наших
лидеров и их теперешней ситуации, и много
другого. Атмосфера холодной войны предполагает
ее периодические переходы в локально
горячие состояния. Следствием этого стало
признание независимости Абхазии и Южной
Осетии.
- Северный
Кавказ – это пороховая бочка,
и совершенно не представимо, что могут
быть независимые Южная Осетия и Абхазия
и рядом, под боком – спокойные субъекты
Российской Федерации Чечня и Ингушетия.
И если каким-то чудом удалось бы стабилизировать
признанную хотя бы частью государств
Южную Осетию, то через некоторое время
не южные осетины станут просить об объединении
с северными в рамках Российской Федерации,
а северные – о присоединении к Югу. И
так же не представимо, что может быть
присоединение к России Абхазии (достаточно
жизнеспособного и свободного общества,
интеграция которого в российскую систему
«властной вертикали» без кровопролития
невозможна) и Южной Осетии при сохранении
спокойствия на Северном Кавказе.
- Энергетическая
доктрина. Удорожание нефти носит фундаментальный
характер и отражает общую нехватку энергоносителей
и превращает российские нефть, газ и уголь
из коммерческого в стратегический, геополитический
ресурс – главный ресурс России во внешней
политике. При освоении природных ресурсов
следует обеспечивать максимальное влияние
российского капитала – как частного,
так и государственного. Фундаментальная
задача в сфере структурных преобразований
- повышение степени переработки экспортируемой
продукции. Интенсификация развития не
отменяет необходимости освоения новых
месторождений, в первую очередь Ямала
и Штокмана, и восстановления масштабов
геологоразведки, достаточных для устойчивого
развития топливно-энергетического комплекса
(ТЭК) в стратегической перспективе.
Задача,
которую Россия должна решить во внешнеполитических
отношениях, - не допустить, во-первых,
ущемления своих позиций на мировой арене,
во-вторых, оттеснения от участия в решении
проблем, затрагивающих ее стратегические
интересы.
2.
Внутренняя политика
России.
2.1.
Главной проблемой внутренней
политики России является
реализация социальной
политики. В последние десятилетие
тенденции таковы, что объем и содержание
функции социальной политики во всем мире
расширяются. Каковы же основные функции
социальной политики?
Во-первых,
это функция регулирования воспроизводства
рабочей силы. Во-вторых, функцией социальной
политики является поощрение прогрессивных
мотиваций к труду. В-третьих, к
числу функций социальной политики
относится социальная защита населения.
Основные
направления реализации
социальной политики
Практика
проведения социальной политики в развитых
странах выработала несколько направлений
ее реализации. К ним относятся: социальной
страхование, социальная защита работников,
политику в области заработанной платы,
социальные меры на рынке труда, жилищную
политику.
- Социальное
страхование - наиболее важная часть социальной
политики государства. Во-первых, оно имеет
законодательную основу. Во-вторых, оно
обязательно для лиц, работающих в условиях
риска. В-третьих, система социального
страхования предусматривает участие
государства в финансировании соответствующих
выплат. В-четвертых, система социального
страхования ориентируется на помощь,
прежде всего слабым, в экономическом
отношении, членам общества. Социальный
мир в обществе, стабильные и доброжелательные
отношения между наемными работниками
и работодателями, достигнутые с помощью
социального страхования, выступают наряду
с трудом и капиталом в качестве третьего
производственного фактора.
- Политика
государства в области социальной защиты
занятых базируется на неравенстве сторон
на рынке труда. Наемный работник является
слабой по сравнению с работодателем стороной,
поскольку не обладает собственностью
на средства производства и вынужден продавать
свою рабочую силу. Действия государства
в этой сфере должны быть нацелены на финансовую
поддержку работников в случае нанесения
ущерба здоровью последних или в иных
случаях.
- Социальная
политика в области заработной платы должна
реализовываться дифференцированно. Регулирующее
вмешательство осуществляется в основном
в тех случаях, когда степень профессиональной
подготовки работника невысока, и позиции
его в противостоянии с работодателем
относительно слабы. Это главным образом
касается тех видов трудовых процессов,
которые требуют неквалифицированного
труда. В отношении таких категорий населения
фиксируется минимальный уровень заработной
платы.
- Социальная
политика применительно к рынку труда
связана, прежде всего, с возможностями
государства влиять на спрос на рабочую
силу.
- Политика
обеспечения необходимых жилищных условий
рассматривается как инструмент социальной
политики. В традиционном варианте это
направление социальной политики проводится
путем выделения из бюджета средств для
оказания помощи работникам, арендующим
жилью. Однако есть и альтернативный вариант:
государство в состоянии поощрять самостоятельное
жилищное строительство.
2.2.
Проблемы социальной
политики России и пути
их разрешения.
Пассивность,
неорганизованность, социальная бесструктурность
общества служат питательной средой для
перекосов социальной политики в сторону
бесконтрольных и безответственных действий
властей.
Нынешняя
социальная политика не соответствует
новым экономическим отношениям. Она
представляет собой хаотичное, бессистемное
объединение централизованных и рыночных
элементов управления. Выбор в качестве
доминирующего направления российской
социальной политики “пожарных” мер
в отношении некоторых категорий населения
и отдельных регионов, сведение социальной
защиты к денежно-компенсационным механизмам.
В результате социальная политика свелась
лишь к обеспечению предельно низкого
социального минимума для населения и
к реагированию на социальные ситуации.
Необходимо
ориентироваться на основные приоритеты
социальной политики, а именно:
- Признание
ответственности государства за социальное
положение своих граждан;
- Гарантирование
всем гражданам бесплатного образования
и медицинского обслуживания;
- Приведение
минимальной заработной платы, стипендий
и пособий в соответствии с реальным прожиточным
минимум;
- Гарантирование
своевременной выплаты заработной платы
работникам государственного сектора,
пенсий, стипендий и т.д.;
- Недопущение
массовой безработицы, переподготовка
и повышение квалификации высвобождающейся
рабочей силы;
- Поддержка
семьи, материнства и детства, ветеранов
и инвалидов;
- Борьба с
преступностью.
Просчеты
государства в сфере социальной
политики ведут к росту бедности
и нищеты, деградации труда, маргинализации
граждан с низким социальным статусом.
Вместо постоянного формирования среднего
класса, являющегося залогом политической
и социальной стабильности, гармонизации
рыночных отношений, происходит расширение
слоев населения, устойчиво тяготеющих
к социальным низам, что является и крайне
опасным в политическом отношении. Действующая
система льгот и компенсаций крайне неэффективна.
При значительных бюджетных средствах,
направляемых на социальные нужды, реальная
помощь, которая доходит до конкретного
человека, зачастую просто символична.
В
то время как социальные гарантии
и социальное страхование не связаны
со степенью нуждаемости, социальная помощь
должна носить адресный характер, для
чего требуется: