«Новая вещественность» и немецкая постконструктивистская фотография 1920-30-х гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 00:43, контрольная работа

Описание работы

Двадцатое столетие не только принесло художникам невиданные ранее возможности (прежде всего технические), но и заставило их отказаться от привычного взгляда на мир. В первой четверти XX века в геометрической прогрессии выросло число новых художественных направлений и стилей, бесспорно отразившихся на истории и развитии не только фотографии, но и архитектуры, живописи и дизайна. Важно отметить, что именно в Германии начала века зародилась экспериментаторская фотография, давшая толчок развитию фотографии в целом. В данной работе мы хотели бы обратить внимание на два художественных течения 1920-30-х годов: «Новую вещественность» и постконструктивизм.

Работа содержит 1 файл

фотография.docx

— 24.88 Кб (Скачать)

«Новая  вещественность»  и немецкая постконструктивистская фотография 1920-30-х  гг.

    Двадцатое столетие не только принесло художникам невиданные ранее возможности (прежде всего технические), но и заставило  их отказаться от привычного взгляда  на мир. В первой четверти XX века в геометрической прогрессии выросло число новых художественных направлений и стилей, бесспорно отразившихся на истории и развитии не только фотографии, но и архитектуры, живописи и дизайна. Важно отметить, что именно в Германии начала века зародилась экспериментаторская фотография,  давшая толчок развитию фотографии в целом. В данной работе мы хотели бы обратить внимание на два художественных течения 1920-30-х годов: «Новую вещественность» и постконструктивизм.

  1. «Новая вещественность»

      Художественные течения начала  ХХ века отличались своей агрессивностью, прямолинейностью, отрицанием предыдущего опыта и проникновением во все сферы искусства. «Новая вещественность» -  художественное течение,  образовавшееся в Германии 20-х годов и противостоящее позднему романтизму и экспрессионизму, не стало исключением в ряду наследия, оставленного искусством прошлого века. Тем не менее, рассматривая работы, выполненные в рамках течения, мы можем с уверенностью сказать, что его представители пропагандировали большую утонченность, покорность и естественность, чем многие  другие современники.

    Название  «новая вещественность» (нем. Neue Sachlichkeit) ввёл в обиход в 1923 году директор Маннгеймского художественного музея Густав Хартлауб, пытаясь определить новый реализм в живописи. Хартлауб характеризовал этот реализм так: «Цинизм и покорность судьбе составляли отрицательную сторону «новой вещественности». Положительная сторона заключалась в том, что к непосредственной действительности относились с повышенным интересом, поскольку у художников возникло сильное желание воспринимать реальные вещи такими, какие они есть, безо всяких идеализирующих или романтических фильтров». [1]

    Направление впервые официально заявило о себе в 1925 году, когда Густав Хартлауб организовал экспозицию картин Отто Дикса, Георга Гроса, Макса Бекмана, Александра Канольдта и других художников-новаторов. Участники выставки не были формально объединены в группу, не имели ни программы, ни манифеста, писали в различных жанрах - общим для них являлось одно: отказ от абстракции и возврат к реализму. Это было искусство холодной объективности, фотографической четкости, которое сочетало в себе неоклассическую стилистику и гротеск. “Мы хотим изображать предметы обнаженными, до предела ясными, почти без артистизма”, - говорил Отто Дикс. [2]

    Течение «Новая вещественность» охватило не только живопись, литературу, архитектуру, кино и музыку, но и фотографию в которой достигло наибольшей известности. В фотографии к течению принадлежали Август Зандер, Карл Блосфельдт и Альберт Ренгер-Патч, который в обосновании своего подхода писал: «Оставим искусство художникам и попытаемся с помощью фотографических средств создавать изображения, которые могли бы защитить свое достоинство чисто фотографическими качествами, не одолжаясь у искусства»[1]. В фотографиях представителей новой вещественности присущая вещам красота выявлялась посредством подчеркивания ясности форм и структур. Такой подход совпадал с творческими принципами «Баухауза», за исключением отношения к функциональности. Кроме того в своих работах фотографы подчеркивали материальность мира, когда дело касалось портретов, изображений людей.

      Немецкий фотограф Август Зандер (1876 – 1964 г.г.) внес неоценимый вклад в развитие портретного жанра, привнес новый объективный реализм в фотографию. Кульминацией его таланта стал грандиозный и амбициозный проект «Люди 20 столетия» / «Menschen des 20 Jahrhunderts», главной целью которого было создание собирательного всестороннего фотографического портрета немецкого общества — портрета нации. Еще в 1907 г. Зандер писал, что его труд как фотографа нацелен на то, чтобы «сохранить все характерные черты, которые обстоятельства, жизнь и время наложили на лицо». Именно особенности, отпечатанные «обстоятельствами, жизнью и временем», составляли основу его профессионального и, в конечном счете, жизненного кредо [3].

    Основными объектами фотографий Карла Блосфельдта (1865 – 1932 г.г.) стали цветы, растения и их фрагменты. Художник работал с камерой собственного изобретения, позволявшей ему достигать 30 кратного увеличения, относительно их оригинального размера. При таком увеличении растения напоминают абстрактные формы, а не само растение как таковое. В этих формах Карл Блосфельдт и призывал искать гармонию, превознося формы и структуры, созданные природой [1].

    Альберт Ренгер-Патч (1897-1966 г.г.) был противником так называемой «искусственной фотографии», разработав свой собственный стиль фотографирования — прямой, чётко ориентированный на объект, дающий хорошую детализацию изображения. Вышедший в 1928 году его альбом фотографий «Мир прекрасен» (Die Welt ist schön), содержащий 100 фотоснимков людей, животных, растений, зданий, машин, производственных объектов явился основой, определившей развитие современного фотоискусства [1]. Ренгер-Патч выступал против любых попыток исказить реальность, скажем съемки людей и объектов с неожиданных ракурсов. «Их рецепт успеха: фотографируй с верхней или нижней точки, увеличивай или уменьшай без меры — и мусорный бак превратится в произведение искусства», — издевался он над своими соперниками [4].

    В отличие от Баухауса (под влиянием конструктивистов), а также сюрреалистов мастера «новой вещественности» презирали монтаж, двойную экспозицию, резкие ракурсы. Зато упирали на старомодный профессионализм, отдававший предпочтение широкоформатным камерам, детальной точности съемки, корректному освещению, качественным проявке и печати. В общем, не жаждали самовыражения, а хотели - "объективного" взгляда на вещи.

 

  1. Фотография  и постконструктивизм
 

    Постконструктивизм  также называется «поздним конструктивизмом, оказавшим влияние на искусство  в конце 20-ых – начале 30-ых годов. Для конструктивизма как направления  были характерны строгость, лаконичность форм и монолитность внешнего образа. Конструктивизм принято считать русским (советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, конструктивизм не был ограничен рамками одной страны [5].

    Прежде  всего конструктивизм проявил себя в архитектуре того времени, но также  оказал влияние на агитационный дизайн, кинематограф, полиграфию, рекламу  и дизайн одежды. Фотография в рамках данного стиля нашла себе функциональное применение и широко использовалась в современных газетах и агитационных плакатах, оттеснив изобразительное  искусство, рисованную иллюстрацию. Благодаря постконструктивизму широко стали использоваться   фотомонтаж и фотограммы.

    В Германии центром функционалистских  экспериментов стала Высшая школа  архитектуры, строительства, дизайна  и прикладного искусства Баухауз (Bauhaus). В 1926 году живописец Ласло  Мохой-Надь (László Moholy-Nagy) открыл здесь  фотографическую мастерскую, а в 1929-м было организовано специальное  фотографическое отделение, ведущим  преподавателем которого был назначен профессиональный фотограф Вальтер  Петерханс (Walter Peterhans).

    В 1922 году в журнале «Штурм» была опубликована статья Мохой-Надя «Динамико-конструктивная система сил», ставшая манифестом отрицания привычных фотографических принципов и перехода к совершенно новой композиции. Наглядной иллюстрацией к этому тексту может послужить его же работа «В швейцарском кантоне Тесин». На снимке движение идет вверх — сфотографированная снизу стена дома выходит за верхнюю рамку кадра.

    Архитектура становится главным объектом съемки для конструктивистов, что мы можем  доказать словами директора Баухауза Вальтера Гропиуса: «Конечная цель всякой художественной деятельности — здание». Кроме того Гропиус дал толчок к переосмыслению композиции – особое внимание постконструктивисты стали уделять диагонали, иногда на этой линии выстраивая весь кадр. Советские авангардисты называли такой прием «динамической диагональю» и придавали ему идейное значение [6].

    Последний этап конструктивизма и в Советской  России и в Германии характеризовался широким использованием агитационного  плаката и техники коллажа. В Германии на рубеже 20-ых и 30-ых годов плакат имел большое значение из-за нестабильности политической системы. Красный, черный, оттенки серого и белый широко использовались в агитационных плакатах нацистской партии, и в тоже время являлись основными цветами конструктивистов.

    Из  технических приемов, популярных среди  лидеров позднего конструктивизма  можно отметить стремление к геометризации композиции, снимаемых объектов, использование нестандартных ракурсов, света. Самый главный прием, надолго внедрившийся в искусство – фотомонтаж.

 

    Заключение

    Взгляды немецких художников 20-30-ых годов XX века сильно повлияли на развитие фотографии во всем мире. Утонченная «новая вещественность» нашла свой отклик у американских фотографов, снимающих в основном природу и простые, каждодневные объекты. Отчасти можно сказать, что сегодняшний бум фотографии во многом опирается на опыт представителей «новой вещественности» - снимки повседневных вещей, природы при условии интересного освещения и композиции дают впечатляющий результат.

    Что касается постконструктивистов и их взглядов на фотографию, здесь мы можем  сказать однозначно, что своими экспериментами, широко известными во всем мире, лидеры течения дали толчок аналитическому искусству. Благодаря постконструктивистам, фотография стала достойным соперником абстрактной живописи. Конструктивисты внесли огромный вклад в развитие мировой светописи. Разработанные ими эстетические концепции впоследствии станут классическими приемами рекламной фотографии. С конструктивизмом также связан расцвет полиграфического дизайна, в котором по принципу синтеза искусств соединились фотография, коллаж и графика [6].

    Современные эксперты отмечают, что конструктивизм до сих пор сохраняет свою плодотворность, поскольку эта концепция имеет социальную направленность и связана с активной творческой позицией художника. 

    Список  источников: 

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki
  2. http://www.i-u.ru/biblio/archive/janson_ist/17.aspx
  3. http://www.foto-video.ru/art/portfolio/10836.html
  4. http://www.photoisland.net/pi_hist_text.php?lng=1&hist_id=129
  5. http://design-history.ru/dizayn-i-avngardnoe-iskusstvo-xx-v/konstruktivizm---ranniy-funktsionalizm.html
  6. http://prophotos.ru/history/6767-konstruktivizm

Информация о работе «Новая вещественность» и немецкая постконструктивистская фотография 1920-30-х гг