Замысел метафизики Юрия Сергеевича Владимирова.

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:24, реферат

Описание работы

Объектом исследования стала метафизика как базовая философская категория.
Предметом - метафизика в понимании Ю. С. Владимирова.
Основной целью работы стало обоснование нового статуса метафизики, предложенного Ю. С. Владимировым, в современной культурной ситуации.
Цель определила следующие задачи:
- рассмотреть историю традиционного понимания метафизики;
- выявить отличительные черты и базисные основы «замысла» метафизики Ю. С. Владимирова;
- выявить основные принципы метафизики Ю. С. Владимирова.
В данной работе применяются такие методы исследования, как диалектический метод, метод теоретического анализа, обобщения, синтеза, конкретизации, сравнительно-сопоставительный метод.

Содержание

Введение
«Метафизика» в традиционном смысле слова
Метафизика Ю.С. Владимирова
Фундаментальная теоретическая физика: основные моменты метафизики
Взаимосвязь редукционизма и холизма в «замысле метафизики» Ю. С. Владимирова
Основные принципы метафизики Ю.С. Владимирова
Заключение
Литература
Приложение……………………………………………………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

2318.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

Единое физическое мироздание может быть представлено в виде куба, построенного на трех осях, соответствующих названным метафизическим категориям триалистической парадигмы. Одна из вершин куба выбрана в качестве начала координатных осей, олицетворяющих три категории: по вертикали — категория пространства-времени, по горизонтали вправо — категория полей-переносчиков взаимодействий и вперед направлена ось, соответствующая категории частиц. Физические теории триалистической парадигмы, можно сказать, описывают мироздание через проекции на оси-ребра куба.

Назовем физическим миропониманием вариант теорий (метафизических парадигм), основанный на объединении категорий частиц и полей. Физическое миропонимание соответствует взгляду на куб физической реальности снизу. Этот подход определял главное, можно сказать, магистральное направление развития физики в XX веке. К теориям этой парадигмы относится квантовая механика и квантовая теория поля, в которых симметричным образом рассматриваются (бозонные) поля переносчиков взаимодействий и (фермионные) поля частиц. Апогей этого подхода проявился в открытых во второй половине XX века суперсимметричных преобразованиях между фермионными и бозонными волновыми функциями. Эта же линия продолжается в столь модных в самом конце XX века исследованиях суперструн и супермембран.

Констатируется принципиальной важности факт: основания современной физики вошли в непосредственный контакт с основаниями современной математики.Современная физика, - пишет Ю.С. Владимиров и коллеги в статье «Метафизика и исследовательские программы теоретической физики», - опирается на геометрические представления о пространстве и времени, которое мыслится на основе сформированного математиками понятия непрерывного множества[15]. Пространство-время охватывает сразу весь физический мир, включая в себя все места и моменты времени. Понятие пространственно временного континуума дало физике огромные блага, позволило описывать физическую реальность при помощи дифференциальных уравнений, но одновременно явилось источником многих трудностей в виде расходимостей (бесконечных выражений) в теории поля и появления ряда парадигмальных проблем. В статье обсужден ряд соображений, заставляющих усомниться в необходимости опоры физики будущего, особенно физики микромира, на непрерывный пространственно-временной континуум. Отмечается, что он необходим в рамках ныне господствующей теории поля, основанной на концепции близкодействия. Однако в физике представлена и альтернативная ей концепция дальнодействия, к которой отсутствует понятие поля. В работе обращается внимание на возможность построения теории микромира, опирающейся на систему представлений, независимую от классических понятий и не нуждающееся в наличии пространственно-временного фона. Эта теория, развиваемая Ю.С. Владимировым, названа «бинарной геометрофизикой». В ней ставится задача вывода (обоснования) классического пространства-времени, исходя из неких более элементарных понятий, присущих физике микромира. «Бинарнаягеометрофизика непосредственно описывает элементарное звено всякого микропроцесса – перехода системы из одного в другое состояние. Более сложные процессы трактуются как цепочки элементарных звеньев. Классическая теория с понятием эволюции возникает только для случая достаточно сложных макросистем, обладающих памятью о реально осуществившихся событиях». В исходных понятиях этой теории отсутствует континуальное множество, а есть лишь дискретная совокупность элементов (состояний частиц). Непрерывное множество возникает лишь как эффективное средство описания достаточно большого количества осуществившихся событий[16].

В статье физика-теоретика Ю.С. Владимирова «Метафизический принцип фрактальности в физике» констатируется сближение физики с метафизикой. Говорит Ю.С. Владимиров:«Метафизика, понимаемая как учение о первичных (предельных) принципах и началах (категориях) бытия, знания, культуры, проявляется в двух подходах к реальности: холистическом и редукционистском. Холизм основан на таком понимании мира, при котором целое рассматривается как доминирующее и предшествующее своим частям. Холизму противостоит редукционизм, расщепляющий единое н части, понимаемые как предшествующие целому. Оба эти подхода имели важное значение и дополняли друг друга в процессе познания мира[17].

Чрезвычайно важным фактором метафизического характера является выделенность в редукционистском подходе троичности базисных начал (частей целого).В фундаментальной теоретической физике это три физические (метафизические) категории: (П-В) пространство-время, (Ч) частицы (на квантовом уровне - фермионы) и (П) поля переносчиков взаимодействий (бозонов: фотонов, Z – бозонов, глюонов и т.д.)[18]

В ХХ веке, - пишет Ю.С. Владимиров, - в теоретической физике доминировали теории, в которых строилась физическая картина мира не на трех, а на меньшем числе из названных или обобщенных метафизических категорий. Значительные результаты были получены в построении теорий на базе двух метафизических категорий: обобщенной, объединяющей в себе две категории, и оставшейся. Такие теории Ю.С. Владимировым названы дуалистическими. Но поскольку имеется три варианта объединения двух категорий из трех, следует различать три таких типа метафизических дуалистических парадигм, или другими словами, три миропонимания одной и той же физической реальности.

На основе достижений фундаментальной теоретической физики ХХ века показано, что метафизика составляет иерархию из восьми метафизических парадигм, которые представляют собой взгляд на единое мироздание с разных точек зрения. Произведен сравнительный анализ физических теорий и программ на основе метафизического принципа фрактальности. Предложено различать три вида фрактальности: по сущности, по качеству и по количеству. Термин фрактал был введен в 1975 г. Бенуа Мандельбротом в его книге «TheFractalGeomtryofNature» для обозначения нерегулярных, но самоподобных структур. «Фракталом, - по определению Б. Мандельброта, - называется структура, состоящая из частей, которые в каком-то смысле подобны целому»[19].
Ю. Владимиров выявил тенденцию перехода от триалистической к монистической парадигме, в соответствии с которой физика предыдущего столетия представляет собой некую промежуточную стадию на пути к холистической парадигме. Проведенный анализ дал возможность обоснования в рамках монистической парадигмы основ новой физической теории – бинарной геометрофизики, разрабатываемой Ю. Владимировым. В этой теории используется математический аппарат бинарных физических структур, открытых в работах Ю.И. Кулакова[20].Мышление современных физиков под влиянием полученных знаний о физической реальности и потока новых открытий и фактов в естествознании склоняется к пересмотру взглядов на религию и ее роли в мире.

В Теории физических структур - автор талантливыйфизик Ю.И. Кулаков - изучаются общие структуры, лежащие в основании фундаментальных физических законов и возникающие как следствия существования сакральной (от лат.Sacer - священный) симметрии, накладывающей на вид фундаментальных физических законов существенные ограничения.Характерное отличие Теории физических структур от ортодоксальной физики Ландау состоит в следующем: ортодоксальная физика изучает физические законы, исходя из внешних наблюдаемых физических явлений; объектом изучения Теории физических структур является внутренняя сущность физических законов, физических величин и понятий[21].

Известный физик Ю.И. Кулаков нашел строго определенный математический объект (физическая структура), заменяющий туманное философское понятие "сущность" (кантовская "вещь в себе").Ю. Кулаков решился на весьма дерзкое и смелое деяние: перестроить и построить всю физику на основе Теории физических структур. Эта программа весьма обширна, значительна и перспективна. Уже сейчас известные из средней школы физические понятия, величины и законы приобрели новый смысл и занимают свое законное место в Единой физической картине мира. Ю. Кулаков говорит: « Мы живем в удивительное время, когда ...современная наука, не желая в этом признаться, вплотную подошла к тому понятию, с отрицания которого она начала своё победоносное шествие более трёхсот лет тому назад, - к понятию Бога. Уже один только более глубокий совместный анализ оснований физики и биологии позволяет убедиться в этом. Поэтому необходимо коренным образом пересмотреть и изменить формы взаимоотношений науки и христианской культуры, сделать их более тесными, открытыми и толерантными»[22].

 

Основные принципы метафизики Ю.С. Владимирова

В рамках фундаментальной теоретической физики, имеющей дело с системами, которые поддаются строгому математическому описанию, позволяя отделить существенное от второстепенного, и достигшей высокой степени абстрагирования, удается выделить основные принципы метафизики: 1) принципы двоичности и троичности, 2) принцип фрактальности, 3) принцип предельного монизма, 4) принцип триединства первоначала, 5) принцип проецирования.

1. Принципы двоичности и троичности. Метафизику предлагается понимать как иерархию парадигм, основанную на двоичности и троичности в фундаменте мироздания, т. е. следует говорить не о множестве различных метафизик, как ранее полагали, а о единой системе парадигм.

2. Принцип фрактальности: каждая из выделенных частей (категорий, начал) подобна целому, т. е. в каждой из категорий проявляются черты всех других категорий.

3. Согласно принципу предельного монизма, монистическая парадигма возникает на пределе делимости одной из категорий.В физике таковой была категория частиц. Таким образом, для холизма и редукционизма имеет место своеобразная дополнительность.В холистском подходе принцип фрактальности превращается в принцип тождества монистических парадигм.

4. Принцип триединства первоначала монистической парадигмы. В основе монистической парадигмы (холистского подхода) лежат представления о едином нераздельном первоначале, которое в древних учениях было воплощено в идее о едином Творце всего сущего: в даосизме это Дао, в христианстве — Бог. В диалектическом материализме в качестве такового была провозглашена материя. В программах теоретической физики XX века первооснова физического мироздания виделась как единый вакуум или как единая геометрия мира (прагеометрия), или как физическая структура — в зависимости от пути, по которому шли исследователи.
5. Принципы проецирования. Для перевода обобщенных понятий дуалистических и монистической парадигм на представления триалистической парадигмы, т. е. на язык, привычный человеку (экспериментатору), используется методика проецирования, которая дает возможность понять и проверить содержание теорий, построенных на основе меньшего числа категорий. При этом ключевую роль играет выделение тел или систем частиц, составляющих тело отсчета или макроприбор. Методы проецирования также широко используются в философии и в социальной сфере.

Заключение

Мыслители античности и естествоиспытатели средневековья рассматривали метафизику как систему представлений об основах бытия, о первичных понятиях и закономерностях мироздания, которые трактовались в рамках принятых философско-религиозных учений. Последним придавалось первостепенное значение по сравнению с естественнонаучными дисциплинами.

Ю.С.Владимиров, по сути, построил иерархию «парадигм» современной физики, которой в «интегральной теории»[23] соответствует представление о ряде «онтологических чисел». Рассматривая различные сочетания принципиально значимых сущностей  (пространство-время, частицы, поля), Ю.С.Владимиров осуществляет своего рода «резонансную выборку», о которой также говорится в «интегральной теории» (так называемый «принцип резонансной выборки»). При этом подход Ю.С.Владимирова по сравнению с подходом «интегральной теории» обладает серьезным преимуществом: он содержателен, он опирается на самые последние достижения современной физики и метафизики.

Представляется, что изложенное Ю. С. Владимировым позволяет понять истоки ряда важных физических проблем и открывает тем самым новые направления исследований. Хочется надеяться, что эта работа окажется полезной и для философов, способствуя более тесному сотрудничеству представителей различных сфер науки и культуры.

 


Литература

 

1.      Владимиров Ю.С. Метафизика. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002. 534 с.

2.      Владимиров Ю.С. Принципы метафизики в физике и математике // Философия математики: актуальные проблемы// Материалы Международной научной конференции 15–16 июня 2007. М.: Изд-во Савин С.А., 2007. С. 300-302.

3.      Владимиров Ю.С. Пространство-время: явные и скрытые размерности / Отв. ред. Ф.И. Федоров. М.: Наука, 1989. 191 с.

4.      Владимиров Ю.С. Пространство-время: явные и скрытые размерности / Отв. ред. Ф.И. Федоров. М.: Наука, 1989. 191 с.

5.      Владимиров Ю.С., Захаров В.Д. Физика духа // Гордон А.Г. Диалоги [4]. М.: Предлог, 2006. С. 279-303.

6.      Владимиров.  Ю.С.Фундаментальная физика философия и религия. Кострома: Изд-во МИИЦАОСТ, 1996.

7.      Владимиров. Ю.С.Реляционная теория пространства-времени и взаимодействий. 4.1. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1996.

8.      ГегельГ. В. Ф. Наукалогики, т. 2. M., 1971.

9.      ДекартР. Размышленияопервойфилософии // Соч.: В 2 т. - М., 1994.

10.   Калуца Т.. К проблеме единства физики. //Сборник "Альберт Эйнштейн и теория гравитации". М.: Мир, 1979, с.529-534.

11.   Кант И.Критикачистогоразума. Перевод Н.Лосского сверен и отредактирован Ц.Арзаканяном и М.Иткиным Примечания Ц.Арзаканяна. М.: Мысль, 1994.

12.   Кулаков Ю.И. Теория Физических Структур (Математические начала физической герменевтики) М., ООО «Компания Юниверс Контракт», - 2004. – 847 с.

13.   Метафизика. Век XXI. Сб. трудов под ред. Ю.С. Владимирова. М.: Бином. Лаборатория знаний. 2006.

14.   Новейший философский словарь. М., 2012.

15.   Фейнман Р.. Нобелевская лекция. Разработка квантовой электродинамики в пространственно-временном аспекте. //Характер физических законов. М.: Мир, 1968, с.193-231.

16.   ХайдеггерМ. Основные понятия метафизики//Вопросы философии. 1989. N 9. С. 116-122.


Приложение

Владимиров Юрий Сергеевич - физик-теоретик, доктор физико-математических наук (1976), профессор кафедры теоретической физики физического факультета МГУ. Профессор Института гравитации и космологии Российского университета дружбы народов, академик РАЕН, вице-президент Российского гравитационного общества, главный редактор альманаха «Метафизика. Век XXI».

Родился 16 июля 1938 г. в г. Москве. Окончил физический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова в 1961 г. Область научных интересов: классическая и квантовая теория гравитации, проблема объединения физических взаимодействий, многомерные модели физических взаимодействий, теория прямого межчастичного взаимодействия, теория систем отношений, метафизические и философские проблемы теоретической физики.

Информация о работе Замысел метафизики Юрия Сергеевича Владимирова.